Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект интегрированной ООД по познавательному развитию (ознакомление с предметным и социальным окружением) с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе «Такие разные и важные часы»
Познание
Автор: Воронцова Алла Петровна   
15.09.2023 10:43

Конспект интегрированной ООД по познавательному развитию (ознакомление с предметным и социальным окружением) с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе «Такие разные и важные часы»Конспект интегрированной ООД по познавательному развитию (ознакомление с предметным и социальным окружением) с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе «Такие разные и важные часы»

(открытый показ занятия)

Подготовила: воспитатель Воронцова Алла Петровна. Кубинка, 2022 г. МБОУ Кубинская СОШ №1 имени Героя Российской Федерации И. В. Ткаченко (дошкольное отделение – детский сад № 7)

Цель: Расширить знания детей о различных видах часов, и их роли в нашей жизни.

Задачи:

обучающие:

  1. познакомить детей с историей возникновения часов;
  2. закрепить названия и последовательность дней недели;
  3. расширить кругозор, обогатить словарь детей;
  4. продолжать

развивающие:

  1. развивать внимание, память, кругозор;
  2. развивать интерес к предметному окружению;

воспитательные:

  1. воспитывать интерес к истории предметов.
  2. воспитывать бережное отношение к окружающим предметам;
  3. воспитывать уважительные и дружеские взаимоотношения между детьми.

Интеграция образовательных областей: «Познавательно развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное творчество», «Физическое развитие».

Оборудование и материал: Различные виды часов, «часики настроения», ИКТ, мультимедийная презентация «Такие разные часы», карточки с цифрами, гость Кролик,

Форма работы: подгрупповая, индивидуальная.

Словарная работа: солнечные, водные, огненные, механические, электронные, наручные, карманные, башенные часы, куранты.

Ход ООД:

1 ЧАСТЬ (организационная)

(Перед ИКТ доской стоит стол, перед столом стоят дети полукругом, лицом к гостям)

Воспитатель: Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся: Станем рядышком друг к другу, скажем «Здравствуйте!» друзья, нам здороваться не лень, скажем вместе «Добрый день!»

Воспитатель: Дети, предлагаю вам отгадать загадку:

На руке, и на стене,
И на башне в вышине.
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до захода.

Что это?

Дети: Часы.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Сегодня мы поговорим с вами о времени, узнаем много неизвестного и интересного об истории возникновения часов. Для чего люди изобрели часы? И как измерить время.

(Вбегает Кролик, бегает по группе и причитает)

Кролик: Время, время, где же взять время?

Воспитатель: Ой, кто ты?

Кролик: Я, Кролик, тороплюсь очень-очень, никуда не поспеваю.

Воспитатель: Кролик, остановись, не суетись, садись рядом с нами. Мы с ребятами, как раз хотим разобраться, что же такое время и как его распределить, чтобы на все его хватило. Дети, как вы думаете, что же такое время?

Дети: Год, времена года, дни недели, время суток, час, минута, секунда, дни.

Воспитатель: А время было всегда?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Да, время было всегда. Не было нас, людей. А время было и бежало вперёд. Ведь проходит весна и лето, проходит осень и зима. И это не та зима, что была в прошлом году, а другая.

Воспитатель: Время не возвращается, а идёт вперёд и только вперёд. Давайте поиграем в игру «Живая неделя».

Возьмите со стола цифры. Под музыку вы будете бегать по кругу, а на сигнал «Раз-два не ленись! Дни недели по порядку становись!» вы должны встать от 1 до 7. Назвать дни недели. (Игра проводится 2 раза, с обменом цифр. Звучит веселая музыка)

2 ЧАСТЬ (основная).

Воспитатель: Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на один предмет, который показывает точное время. Что это за предмет?

Дети: Часы.

Воспитатель: Правильно. Мы с вами выяснили, что время было всегда, а скажите, часы существовали всегда?

Дети: Нет.

Воспитатель: А как же люди определяли время? Когда спать? Когда вставать? Когда работу начинать?

Дети: …

Воспитатель: Хотите, я вам и Кролику расскажу, как появились часы, и какие они были раньше?

Дети: Да.

Воспитатель: Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Вставало солнышко — значит пора вставать, приниматься за работу, и так до самого вечера. И, вдруг, люди заметили, что тень от предмета движется за солнцем. Смотрели, смотрели, как тень за солнцем бегает и придумали, как думаете, какие часы?

Дети: Солнечные часы.

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 1)

Воспитатель: ДА, солнечные часы.

(Показать в действии работу солнечных часов)

Воспитатель: Человек начертил круглую площадку под открытым небом, разделил её на 12 делений. 1 деление – это 1 час. Посередине поставил колышек. Ходит по небу солнышко, а по площадке бегает тень от колышка и, словно часовая стрелка, показывает время. Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Почему?

Дети: Нет солнца — нет тени, ночь на дворе, пасмурно.

Воспитатель: Верно. Но люди просыпались еще и по другим часам – «живым». Дети, как вы думаете, какие часы называются живыми?

Дети: …

Воспитатель: Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат (Включить звук кукарекающего петуха) Узнали кто это?

Дети: Петух!

ПЕТУХ (слайд 2) (Видео петуха на заборе)

Воспитатель: Молодцы! Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло… Скоро утро! Довольно спать! Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище.

Воспитатель: Но по пению петуха тоже трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки упадет – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать. (Включить кран или звук текущей воды).

Воспитатель: Кролик, а ты слышал выражение «Время течёт»?

Кролик: Слышал.

Воспитатель: Дети, что может течь?

Дети: Вода, река, кран.

Воспитатель: Правильно! Ведь когда-то, время действительно текло и капало в водяных часах.

ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ (слайд 3) (Показать видео работы водяных часов)

Воспитатель: В сосуд, с отверстием у дна, наливали воду. Капля за каплей сочилась вода из отверстия в чашу, на стенках которой были сделаны чёрточки-отметки, показывающие, сколько времени прошло с тех пор, когда в сосуд налили воду. Даже был приставлен специальный человек у таких часов.

Воспитатель: Удобны ли такие часы, как вы думаете?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Надо постоянно следить за ними, доливать воду.

Воспитатель: Все верно, дети. Такие часы не практичные. Но «течёт время» не только в водяных часах, течет оно и в песочных.

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 4) (Показать песочные часы, напомнить их работу)

Воспитатель: Сделаны песочные часы из стекла или пластмасса. Два стеклянных пузырька соединены вместе очень узким горлышком. Внутри песок. Когда работают часы, песок сыплется из верхнего пузырька в нижний. Высыпался песок, значит прошло 2 или 10, или 20 минут. Часы переворачивают и счёт времени продолжается. Такими часами пользуются и сейчас. А вы видели, где ни будь такие часы в действии?

Дети: В раздевалке, на заданиях.

Воспитатель: Но люди все равно упорно старались продуктивно тратить свое время, люди старались сделать много полезных дел, открытий, вот и придумывали все новые механизмы контроля времени. Посмотрите, вот ещё одни древние часы — огненные.

ОГНЕННЫЕ ЧАСЫ (слайд 5 — СВЕЧА).

Воспитатель: Что это?

Дети: Свеча.

(Показать принцип работы масляных часов или свечи)

Воспитатель: Свечка сверху донизу разрисована, как зебра, чёрно-белыми полосками, 24 полоски. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полоски. Сколько полосок исчезло, столько прошло часов. Но это тоже было только приблизительно правильное время. Как думаете, почему?

Дети: Свеча догорала и за ней тоже было сложно уследить.

Воспитатель: Но человек не сдавался, проходили годы, а он все думал-думал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ (слайд 6) Показать механические часы

Воспитатель: Человек, внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, (наводить будильник), то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить, а заводятся они ключом. Давайте и мы с вами «заведемся», как часы. Кролик, иди к нам.

Физминутка «Часы».

Кто там ходит влево-вправо? (ходьба на месте)

Это маятник в часах.

Он работает исправно

И твердит: «Тик-так, тик-так» (наклоны вправо-влево).

А над ним сидит кукушка.

Это вовсе не игрушка.

Птица дверцу отворяет,

Время точное сообщает (приседания и руки в стороны).

А часы идут, идут.

Не спешат, не отстают.

Мы без них не будем знать,

Что уже пора вставать. (ходьба на месте)

А теперь пора нам, братцы,

За работу приниматься.

(Дети садятся на места)

Воспитатель: А время все шло, шло вперед, но и люди старались не отставать.

Кролик: И что было дальше?

Воспитатель: А дальше, появилось электричество и люди решили не тратить свое время на завод часов, и они придумали… Дети, как думаете, что люди придумали?

Дети: Электрические часы.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЧАСЫ (слайд 7).

Воспитатель: Эти часы называются электронными и работают от электрической сети или на батарейках. (Показать «Марусю»). В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой, а иногда они даже говорят время. (спросить время).

А скажите, в каких электроприборах вы могли видеть электронные часы?

Дети: Мультиварка, микроволновка, телефон.

Воспитатель: Так наступила эра современных часов. Человечество развивалось, темп жизни ускорялся и люди все больше смотрели на часы и следили за временем. Ведь надо было успевать везде: на работу, на кружки или секции, сходить в гости или поехать в путешествие и много разных других дел. Часы появились в доме каждого из нас. У вас дома тоже, наверное, есть часы, может быть, и не одни? Попробуйте, расскажите о них. Где они находятся? Какая у них форма?

Дети: На стене, на столе, на руке… Круглые, квадратные, овальные…

Воспитатель: Посмотрите пожалуйста внимательно, а у нас в группе есть приборы, которые отсчитывают время?

Дети: Да, часы на стене. У вас на руке.

Воспитатель: А как будут называться часы, которые на стене?

Дети: Настенные

Воспитатель: А те, которые стоят на столе? На полу? На руке?

Дети: Настольные, напольные.

Дети: Ручные, наручные.

Воспитатель: Правильно, настольные, напольные и наручные. А еще модницам нравятся красивые часики в виде кулона, или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень носят на пальце (показать).

(Воспитателю не «комфортно»)

Воспитатель: Ой, а что это у меня тут такое? (достает из кармана часы)

Дети: Карманные часы.

Воспитатель: Да, это карманные часы, их носят в кармане и крепятся они цепочкой к брюкам. Их могут носить не только модницы, но и мужчины.

Воспитатель: Часы, дети, стали делать маленькими, не только чтоб было красиво, но и для того, чтобы было удобно их носить и следить за временем.

Воспитатель: Ребята, а скажите пожалуйста, а как вы утром просыпаетесь?

Дети: Нас мама будет.

Воспитатель: А кто же будет ваших мама?

Дети: Будильник в телефоне.

Воспитатель: А разве только в телефоне есть будильник?

Дети: …

(Раздается звонок будильника)

Воспитатель: Как вы думаете, что это за звон?

Дети: Будильник.

Воспитатель: Именно по звонку такого будильника раньше просыпались все: ваши родители, когда были еще детьми, бабушки-дедушки, врачи, учителя, рабочие и ученые.

Воспитатель: А еще, во многих городах мира есть башни с красивыми старинными часами. Каждый час они отбивают время и играют какую-нибудь мелодию. Такие места очень любят посещать туристы, да и местным жителям доставляют удовольствие такие башенные часы.

БАШЕННЫЕ ЧАСЫ (СЛАЙД 8)

Воспитатель: Кролик, а ты слышал о таких часах?

Кролик: Конечно, у меня в Лондоне, от куда я родом, есть такие часы, называются Биг-Бен.

Воспитатель: И в нашей стране тоже есть такие часы. Может вы знаете, а может даже и видели такие часы?

Дети: В Москве на Красной площади.

КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ (слайд 9)

Воспитатель: Да, самые знаменитые часы России называются — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля. И раз в год все жители нашей большой странны, с замиранием сердца ждут, когда они начнут свой звон и загадывают желания на весь год. И наступает самый любимый всеми нами праздник. Какой?

Дети: Новый год!

(Включить бой курантов)

3 ЧАСТЬ (заключительная)

Воспитатель: Вот видите, какой сложный путь прошли часы и всё это придумал человек. Дети, Вам понравилось наше, если можно так сказать, путешествие во времени?

Дети: Да, очень.

Кролик: Ой как интересно!

Воспитатель: Да, Кролик, и ты, и дети сегодня узнали много интересного из истории часов. У какие часы были раньше?

Дети: Солнечные, огненные, водяные, живые…

Воспитатель: Мы с вами еще много раз будем разговаривать о важности времени в нашей повседневной жизни.

Кролик: Я все понял! Время никуда не убегает, оно движется вперед. И чтобы его не искать, его нужно проводить с пользой. Учиться, играть, заниматься спортом, веселиться, гулять, что я и предлагаю ребятам сделать.

Воспитатель: Ох, Кролик, ты конечно все правильно говоришь, но опять ты торопишься. Но сначала, я хочу сделать вот что! Я подготовила часики настроения и хочу их подарить детям. Скажите дети, какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее.

Воспитатель: Вот и отлично! На часиках нарисованы смайлики, и вы сами будете себе задавать стрелочками настроение на каждый день. А тебе, Кролик, я хочу подарить вот эти карманные часы, чтобы ты следил за своим временем и никогда его не терял.

Кролик: Спасибо большое. А теперь, можно мы с детьми пойдем гулять?

Воспитатель: Конечно, Кролик, вы идите, а я останусь еще с нашими гостями.

Только что нужно сказать, когда уходят?

Дети и Кролик: До свидания!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год