Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект интегрированной ООД по познавательному развитию (ознакомление с предметным и социальным окружением) с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе «Такие разные и важные часы»
Познание
Автор: Воронцова Алла Петровна   
15.09.2023 10:43

Конспект интегрированной ООД по познавательному развитию (ознакомление с предметным и социальным окружением) с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе «Такие разные и важные часы»Конспект интегрированной ООД по познавательному развитию (ознакомление с предметным и социальным окружением) с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе «Такие разные и важные часы»

(открытый показ занятия)

Подготовила: воспитатель Воронцова Алла Петровна. Кубинка, 2022 г. МБОУ Кубинская СОШ №1 имени Героя Российской Федерации И. В. Ткаченко (дошкольное отделение – детский сад № 7)

Цель: Расширить знания детей о различных видах часов, и их роли в нашей жизни.

Задачи:

обучающие:

  1. познакомить детей с историей возникновения часов;
  2. закрепить названия и последовательность дней недели;
  3. расширить кругозор, обогатить словарь детей;
  4. продолжать

развивающие:

  1. развивать внимание, память, кругозор;
  2. развивать интерес к предметному окружению;

воспитательные:

  1. воспитывать интерес к истории предметов.
  2. воспитывать бережное отношение к окружающим предметам;
  3. воспитывать уважительные и дружеские взаимоотношения между детьми.

Интеграция образовательных областей: «Познавательно развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное творчество», «Физическое развитие».

Оборудование и материал: Различные виды часов, «часики настроения», ИКТ, мультимедийная презентация «Такие разные часы», карточки с цифрами, гость Кролик,

Форма работы: подгрупповая, индивидуальная.

Словарная работа: солнечные, водные, огненные, механические, электронные, наручные, карманные, башенные часы, куранты.

Ход ООД:

1 ЧАСТЬ (организационная)

(Перед ИКТ доской стоит стол, перед столом стоят дети полукругом, лицом к гостям)

Воспитатель: Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся: Станем рядышком друг к другу, скажем «Здравствуйте!» друзья, нам здороваться не лень, скажем вместе «Добрый день!»

Воспитатель: Дети, предлагаю вам отгадать загадку:

На руке, и на стене,
И на башне в вышине.
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до захода.

Что это?

Дети: Часы.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Сегодня мы поговорим с вами о времени, узнаем много неизвестного и интересного об истории возникновения часов. Для чего люди изобрели часы? И как измерить время.

(Вбегает Кролик, бегает по группе и причитает)

Кролик: Время, время, где же взять время?

Воспитатель: Ой, кто ты?

Кролик: Я, Кролик, тороплюсь очень-очень, никуда не поспеваю.

Воспитатель: Кролик, остановись, не суетись, садись рядом с нами. Мы с ребятами, как раз хотим разобраться, что же такое время и как его распределить, чтобы на все его хватило. Дети, как вы думаете, что же такое время?

Дети: Год, времена года, дни недели, время суток, час, минута, секунда, дни.

Воспитатель: А время было всегда?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Да, время было всегда. Не было нас, людей. А время было и бежало вперёд. Ведь проходит весна и лето, проходит осень и зима. И это не та зима, что была в прошлом году, а другая.

Воспитатель: Время не возвращается, а идёт вперёд и только вперёд. Давайте поиграем в игру «Живая неделя».

Возьмите со стола цифры. Под музыку вы будете бегать по кругу, а на сигнал «Раз-два не ленись! Дни недели по порядку становись!» вы должны встать от 1 до 7. Назвать дни недели. (Игра проводится 2 раза, с обменом цифр. Звучит веселая музыка)

2 ЧАСТЬ (основная).

Воспитатель: Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на один предмет, который показывает точное время. Что это за предмет?

Дети: Часы.

Воспитатель: Правильно. Мы с вами выяснили, что время было всегда, а скажите, часы существовали всегда?

Дети: Нет.

Воспитатель: А как же люди определяли время? Когда спать? Когда вставать? Когда работу начинать?

Дети: …

Воспитатель: Хотите, я вам и Кролику расскажу, как появились часы, и какие они были раньше?

Дети: Да.

Воспитатель: Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Вставало солнышко — значит пора вставать, приниматься за работу, и так до самого вечера. И, вдруг, люди заметили, что тень от предмета движется за солнцем. Смотрели, смотрели, как тень за солнцем бегает и придумали, как думаете, какие часы?

Дети: Солнечные часы.

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 1)

Воспитатель: ДА, солнечные часы.

(Показать в действии работу солнечных часов)

Воспитатель: Человек начертил круглую площадку под открытым небом, разделил её на 12 делений. 1 деление – это 1 час. Посередине поставил колышек. Ходит по небу солнышко, а по площадке бегает тень от колышка и, словно часовая стрелка, показывает время. Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Почему?

Дети: Нет солнца — нет тени, ночь на дворе, пасмурно.

Воспитатель: Верно. Но люди просыпались еще и по другим часам – «живым». Дети, как вы думаете, какие часы называются живыми?

Дети: …

Воспитатель: Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат (Включить звук кукарекающего петуха) Узнали кто это?

Дети: Петух!

ПЕТУХ (слайд 2) (Видео петуха на заборе)

Воспитатель: Молодцы! Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло… Скоро утро! Довольно спать! Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище.

Воспитатель: Но по пению петуха тоже трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки упадет – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать. (Включить кран или звук текущей воды).

Воспитатель: Кролик, а ты слышал выражение «Время течёт»?

Кролик: Слышал.

Воспитатель: Дети, что может течь?

Дети: Вода, река, кран.

Воспитатель: Правильно! Ведь когда-то, время действительно текло и капало в водяных часах.

ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ (слайд 3) (Показать видео работы водяных часов)

Воспитатель: В сосуд, с отверстием у дна, наливали воду. Капля за каплей сочилась вода из отверстия в чашу, на стенках которой были сделаны чёрточки-отметки, показывающие, сколько времени прошло с тех пор, когда в сосуд налили воду. Даже был приставлен специальный человек у таких часов.

Воспитатель: Удобны ли такие часы, как вы думаете?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Надо постоянно следить за ними, доливать воду.

Воспитатель: Все верно, дети. Такие часы не практичные. Но «течёт время» не только в водяных часах, течет оно и в песочных.

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 4) (Показать песочные часы, напомнить их работу)

Воспитатель: Сделаны песочные часы из стекла или пластмасса. Два стеклянных пузырька соединены вместе очень узким горлышком. Внутри песок. Когда работают часы, песок сыплется из верхнего пузырька в нижний. Высыпался песок, значит прошло 2 или 10, или 20 минут. Часы переворачивают и счёт времени продолжается. Такими часами пользуются и сейчас. А вы видели, где ни будь такие часы в действии?

Дети: В раздевалке, на заданиях.

Воспитатель: Но люди все равно упорно старались продуктивно тратить свое время, люди старались сделать много полезных дел, открытий, вот и придумывали все новые механизмы контроля времени. Посмотрите, вот ещё одни древние часы — огненные.

ОГНЕННЫЕ ЧАСЫ (слайд 5 — СВЕЧА).

Воспитатель: Что это?

Дети: Свеча.

(Показать принцип работы масляных часов или свечи)

Воспитатель: Свечка сверху донизу разрисована, как зебра, чёрно-белыми полосками, 24 полоски. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полоски. Сколько полосок исчезло, столько прошло часов. Но это тоже было только приблизительно правильное время. Как думаете, почему?

Дети: Свеча догорала и за ней тоже было сложно уследить.

Воспитатель: Но человек не сдавался, проходили годы, а он все думал-думал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ (слайд 6) Показать механические часы

Воспитатель: Человек, внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, (наводить будильник), то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить, а заводятся они ключом. Давайте и мы с вами «заведемся», как часы. Кролик, иди к нам.

Физминутка «Часы».

Кто там ходит влево-вправо? (ходьба на месте)

Это маятник в часах.

Он работает исправно

И твердит: «Тик-так, тик-так» (наклоны вправо-влево).

А над ним сидит кукушка.

Это вовсе не игрушка.

Птица дверцу отворяет,

Время точное сообщает (приседания и руки в стороны).

А часы идут, идут.

Не спешат, не отстают.

Мы без них не будем знать,

Что уже пора вставать. (ходьба на месте)

А теперь пора нам, братцы,

За работу приниматься.

(Дети садятся на места)

Воспитатель: А время все шло, шло вперед, но и люди старались не отставать.

Кролик: И что было дальше?

Воспитатель: А дальше, появилось электричество и люди решили не тратить свое время на завод часов, и они придумали… Дети, как думаете, что люди придумали?

Дети: Электрические часы.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЧАСЫ (слайд 7).

Воспитатель: Эти часы называются электронными и работают от электрической сети или на батарейках. (Показать «Марусю»). В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой, а иногда они даже говорят время. (спросить время).

А скажите, в каких электроприборах вы могли видеть электронные часы?

Дети: Мультиварка, микроволновка, телефон.

Воспитатель: Так наступила эра современных часов. Человечество развивалось, темп жизни ускорялся и люди все больше смотрели на часы и следили за временем. Ведь надо было успевать везде: на работу, на кружки или секции, сходить в гости или поехать в путешествие и много разных других дел. Часы появились в доме каждого из нас. У вас дома тоже, наверное, есть часы, может быть, и не одни? Попробуйте, расскажите о них. Где они находятся? Какая у них форма?

Дети: На стене, на столе, на руке… Круглые, квадратные, овальные…

Воспитатель: Посмотрите пожалуйста внимательно, а у нас в группе есть приборы, которые отсчитывают время?

Дети: Да, часы на стене. У вас на руке.

Воспитатель: А как будут называться часы, которые на стене?

Дети: Настенные

Воспитатель: А те, которые стоят на столе? На полу? На руке?

Дети: Настольные, напольные.

Дети: Ручные, наручные.

Воспитатель: Правильно, настольные, напольные и наручные. А еще модницам нравятся красивые часики в виде кулона, или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень носят на пальце (показать).

(Воспитателю не «комфортно»)

Воспитатель: Ой, а что это у меня тут такое? (достает из кармана часы)

Дети: Карманные часы.

Воспитатель: Да, это карманные часы, их носят в кармане и крепятся они цепочкой к брюкам. Их могут носить не только модницы, но и мужчины.

Воспитатель: Часы, дети, стали делать маленькими, не только чтоб было красиво, но и для того, чтобы было удобно их носить и следить за временем.

Воспитатель: Ребята, а скажите пожалуйста, а как вы утром просыпаетесь?

Дети: Нас мама будет.

Воспитатель: А кто же будет ваших мама?

Дети: Будильник в телефоне.

Воспитатель: А разве только в телефоне есть будильник?

Дети: …

(Раздается звонок будильника)

Воспитатель: Как вы думаете, что это за звон?

Дети: Будильник.

Воспитатель: Именно по звонку такого будильника раньше просыпались все: ваши родители, когда были еще детьми, бабушки-дедушки, врачи, учителя, рабочие и ученые.

Воспитатель: А еще, во многих городах мира есть башни с красивыми старинными часами. Каждый час они отбивают время и играют какую-нибудь мелодию. Такие места очень любят посещать туристы, да и местным жителям доставляют удовольствие такие башенные часы.

БАШЕННЫЕ ЧАСЫ (СЛАЙД 8)

Воспитатель: Кролик, а ты слышал о таких часах?

Кролик: Конечно, у меня в Лондоне, от куда я родом, есть такие часы, называются Биг-Бен.

Воспитатель: И в нашей стране тоже есть такие часы. Может вы знаете, а может даже и видели такие часы?

Дети: В Москве на Красной площади.

КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ (слайд 9)

Воспитатель: Да, самые знаменитые часы России называются — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля. И раз в год все жители нашей большой странны, с замиранием сердца ждут, когда они начнут свой звон и загадывают желания на весь год. И наступает самый любимый всеми нами праздник. Какой?

Дети: Новый год!

(Включить бой курантов)

3 ЧАСТЬ (заключительная)

Воспитатель: Вот видите, какой сложный путь прошли часы и всё это придумал человек. Дети, Вам понравилось наше, если можно так сказать, путешествие во времени?

Дети: Да, очень.

Кролик: Ой как интересно!

Воспитатель: Да, Кролик, и ты, и дети сегодня узнали много интересного из истории часов. У какие часы были раньше?

Дети: Солнечные, огненные, водяные, живые…

Воспитатель: Мы с вами еще много раз будем разговаривать о важности времени в нашей повседневной жизни.

Кролик: Я все понял! Время никуда не убегает, оно движется вперед. И чтобы его не искать, его нужно проводить с пользой. Учиться, играть, заниматься спортом, веселиться, гулять, что я и предлагаю ребятам сделать.

Воспитатель: Ох, Кролик, ты конечно все правильно говоришь, но опять ты торопишься. Но сначала, я хочу сделать вот что! Я подготовила часики настроения и хочу их подарить детям. Скажите дети, какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее.

Воспитатель: Вот и отлично! На часиках нарисованы смайлики, и вы сами будете себе задавать стрелочками настроение на каждый день. А тебе, Кролик, я хочу подарить вот эти карманные часы, чтобы ты следил за своим временем и никогда его не терял.

Кролик: Спасибо большое. А теперь, можно мы с детьми пойдем гулять?

Воспитатель: Конечно, Кролик, вы идите, а я останусь еще с нашими гостями.

Только что нужно сказать, когда уходят?

Дети и Кролик: До свидания!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год