Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Комплексное занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Экскурсия по Мордовии»
Познание
Автор: Казакова Наталья Алексеевна   
21.09.2023 14:51

Комплексное занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Экскурсия по Мордовии»Комплексное занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Экскурсия по Мордовии»

Цель: углубить знания обучающихся о культуре Мордовии.

Задачи:

Образовательные:

  • углубить знания обучающихся о народном костюме, мордовской вышивке, украшениях, о творчестве художника Ф.В. Сычкова, скульптора С.Д. Эрзи.
  • познакомить с мастерством гончарного дела и резчиков по дереву, танцевальным и песенным мастерством мордовского народа, со стихами мордовских поэтов.
  • упражнять в назывании профессий, действий людей разных профессий

Развивающие:

  • развивать речь, память, внимание, мышление, познавательный интерес тактильные ощущения, тонкую моторику рук, интерес к выполнению заданий.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к родному краю, умение ценить труд и творчество людей труда и искусства, прививать желание трудиться на благо людей, формировать нравственные качества личности патриотизм.

Методические приёмы:

словесные: рассказ воспитателя, художественное слово, загадывание загадок.

игровые: сюрпризный момент (конверт с сертификатом «Экскурсионный тур по Мордовии», дидактические игры: «Собери урожай», «Доскажи предложение», игра ТРИЗ «Хорошо – плохо», обыгрывание мордовской народной игры «Раю-раю»

наглядные: салфетки и полотенца с мордовской вышивкой, народные костюмы с украшениями, деревянная и глиняная посуда, портреты писателей, художников и скульптора Мордовии, мнемотаблица.

Практические; работа с мнемотаблицей, аппликация.

ТСО: телевизор, видеоматериал.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, просмотр познавательных передач, загадывание загадок, рисование элементов национальных узоров, рассматривание картинок и иллюстраций.

Ход занятия:

(Звучит мордовская народная песня «Чуди лейнесь»)

Воспитатель вместе с детьми:

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»,

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг, здравствуй, друг!

Здравствуй, весь наш дружный круг!

Стук в дверь. Приносят конверт из турагентства с сертификатом на виртуальный экскурсионный тур по Мордовии.

Воспитатель: Дети, вы хотели бы отправится в виртуальное путешествие по Республике Мордовия?

Ответы детей

Воспитатель: Прежде чем мы отправимся, в это путешествие послушайте стихотворение о Мордовии.

Мордовия! Тебе хвала!

В веках ты видела немало

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала

Ты отражала в глади вод

И каждого героя, и город новый,

Что строил мордовский наш народ

Под первою стеной сосновой.

Воспитатель: Много написано мордовскими писателями различных рассказов, сказок, стихов.

На доске висит портрет Н. Эркая

Воспитатель: Дети, чей портрет мы видим на доске?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно. Это портрет выдающегося поэта Республики Мордовия Никулы Эркая. А кто хочет рассказать его стихи?

Дети рассказывают ранее изученные стихи поэта

1. Родимый край! Тобою я живу!

Я в каждом колосе, в былинке каждой.

Где б ни был я- с неутомимой жаждой

Родимый край, тобою я живу.

2. Какое счастье — нужным быть земле!

Стать рушником для рук твоих уставших,

Сиять веселой лампочкою в залах

Какое счастье — нужным быть земле!

Воспитатель: Действительно, великое счастье каждого человека – нужным быть земле! Дети, а знаете ли вы, чем занимаются и где работают жители Республики Мордовия?

Ответы детей

Воспитатель: Наша республика является сельскохозяйственной. На селе есть такая профессия – фермер. Кто же такой фермер? Фермер-это человек, который ведет хозяйство, снабжает людей овощами и фруктами, мясом и молоком. У фермера большое хозяйство: есть коровы, козы, овцы, свиньи, лошади, есть и домашняя птица. Фермеру нелегко управляться с большим количеством животных и птиц, но его труд нужен и важен.

Воспитатель: Есть ещё профессия — овощевод. Как вы думаете, чем занимается овощевод? (человек, который занимается выращиванием овощей).

Что нужно знать и уметь овощеводу? (как обрабатывать почву, поливать, ухаживать за посевами, убирать и хранить овощи)

Игра «Собери урожай»

Дети делятся на две команды и встают в две колонны. Напротив команд, на расстоянии 4-5 метров лежат в обручах овощи и фрукты. У каждой команды

корзинка, куда надо собрать «урожай». По команде, первые участники бегут к обручу, берут предмет, оббегают обруч и возвращаются обратно. Как только предыдущий игрок положил предмет в корзинку и дотронулся до плеча следующего игрока, тот игрок бежит к обручу и т. д. побеждает команда, которая быстрей всех «соберет урожай».

Воспитатель: Дети, а вы слышали о такой профессии, как пчеловод?

Что он делает? (пчеловод разводит пчел, ухаживает за ними, собирает мёд)

Правильно, ребята. А также пчеловоды получают пчелиный воск, маточное молочко, пчелиный яд, который используется в медицине.

Послушайте стихи про пчеловода

«Тетя Таня пчеловод,

Нам приносит вкусный мед,

Липовый, гречишный,

Чтоб не брать больничный»

Мёд – это особый полезный вкусный продукт, который получали с древних времён в Мордовии. И называлось это – бортничество -

древнейший промысел и первоначальная форма культурного пчеловодства – основано на содержании и разведении пчел в бортях, приспособленных для этой цели специально выдолбленных искусственных дуплах в растущих деревьях, таких как сосна, липа, дуб, осина.

Показ видеоматериала о занятиях древней мордвы

ТРИЗ игра «Хорошо – плохо».

Мёд – это хорошо – Почему?

Ответы детей (мёд полезный, вкусный, сладкий. Из него делают лакомства, используют для лечения болзней)

Мёд плохо – Почему?

Ответы детей. (от мёда может быть аллергия, он липкий, нельзя много есть)

Воспитатель: А каким должен быть пчеловод? (сильным, выносливым, умелым, смелым и здоровым и т.д.)

А где работает пчеловод? (на пасеке)

Как называются домики для пчёл? (ульи)

Что пчеловоду нужно для работы? (Специальная одежда и шляпа с защитной сеткой, так как пчелы могут ужалить человека)

Воспитатель:

А ещё есть профессия цветовод. Как вы думаете, чем он занимается? (ответы детей)

Это человек, который выращивает цветы, знает сорта цветов. В поселке Кадошкино цветоводы в современных теплицах круглый год выращивают розы и тюльпаны.

(Слайд с профессией Цветовод)

Физкультминутка «На лугу растут цветы»

- На лугу растут цветы небывалой красоты. (Потягивания руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. (Потягивания руки вверх)

Ветер дует иногда, только это не беда. (Взмахи руками)

Наклоняются цветочки, опускают лепесточки. (Наклоны)

А потом опять встают и по-прежнему цветут (В. Ковалько)

Воспитатель:

Богата и красива природа Мордовии. Вы и сами, наверное видели и красивые луга с цветущим разнотравьем, и леса в которых есть и грибы и ягоды, а еще в наших лесах водится много зверей и птиц. На территории республики большое количество озер и рек, в которых водится много рыбы.

(Просмотр слайдов «Природа Мордовии»)

Воспитатель: Так же как и по всей России в Мордовии любят красавицу белоствольную березку, а на мордовском языке она называется келуне.

Предлагаю вам вместе со мной спеть мордовскую народную песню «Луганяса-келуне»

Воспитатель: Спели песню мы отменно!

Сейчас поиграем непременно!

Д/и «Закончи предложение»:

Пшеница растёт на… (поле)

Цветы выращивает… (цветовод)

Рыбы водятся… (в реке, озере)

Молоко даёт … (корова, коза)

Лошади живут в … (конюшне)

Воспитатель.:

- Молодцы, ребята, справились с заданием!

Воспитатель: Так же как и природа, красив и талантлив в своих делах народ Мордовии. Много народных умельцев живет в нашей республике. Вот посмотрите какие красивые наличники и деревянные игрушки сделали мастера из села Подлесная Тавла Кочкуровского района.

(дети рассматривают выставку деревянных изделий)

Воспитатель: Всему миру известен скульптор – наш земляк С.Д. Эрзя. Свои скульптуры он создавал из дерева, которое называется кебрачо, из мрамора, цемента.

(Просмотр слайдов с изображением работ скульптора)

Воспитатель: А еще в мордовском селе Кочелаево Ковылкинского района родился, жил и писал свои картины талантливый художник Ф.В. Сычков. На картинах он изображал красоту мордовского народа, родное село, природу.

(Просмотр слайдов с изображением работ художника)

Воспитатель: В Мордовии живут настоящие самородки. Посмотрите, какие красивые вышивки и костюмы могут делать мордовские мастерицы. Мордовская вышивка отличается от других своим неповторимым орнаментом. Мастерицы — мордовочки украшают свои костюмы вышивкой бисером, монетами, бусами.

(Дети рассматривают выставку национальных костюмов, салфеток, рушников вышитых мордовским узором)

Воспитатель: Дети, посмотрите, нас встречают сами мастерицы в своих костюмах. (Вышивальщицы демонстрируют костюмы. Исполняют мордовский танец)

Вышивальщица: Дети, я вам предлагаю поиграть в мордовскую игру «Раю-раю»

Игра «Раю-раю»

Для игры выбирают двух детей — ворота; остальные играющие — мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю, а последних оставляю.

Сама мать пройдет и детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова — пароль (например, один ребенок — щит, другой — стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Воспитатель: Сядем рядышком на лавку,

Вместе с вами посидим,

Загадаем вам загадки

Кто смышленей поглядим.

1. Кто приходит, кто уходит-

Все ее за ручку водят

(дверь, морд. кенкш)

2. Межи деревянные,

А поля стеклянные

(окно, морд. вальме)

3. Под крышей – четыре ножки,

А на крыше плошки да ложки.

(стол, морд. шера)

Воспитатель: Дети, мы сегодня с вами познакомились с бытом, культурой, природой Республики Мордовия. Хочу закончить нашу экскурсию пословицей «Землю красит солнце, а человека- труд» Каждый труд важен и нужен. А чтобы закрепить наши знания, я предлагаю нам сделать аппликацию.

На листах бумаги А3 заранее нарисовано мордовское подворье, мордовская изба, природа, зал мордовского музея изобразительных искусств. У детей на столах бумажные фигурки животных, птиц, овощей, различной утвари, картин, скульптур, костюмов, украшений. Дети вырезают и наклеивают картинки на панно.

Много мы сегодня узнали о Республике Мордовия, но для познания всего богатства культуры нашей малой родины нам потребуется еще много времени. И мы с вами постепенно будем узнавать много интересного о культуре Мордовии.

Рефлексия.

Вам было интересно, ребята? (ответы детей)

Если понравилось, всё было легко и понятно — покажите смайлик веселый, а если нет – грустный.

Дети оценивают свои достижения

Список использованной литературы:

  1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 2000. — 159 с.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
  3. Библиотечное краеведение Мордовии: [сборник статей] / Б595 М-во культуры, нац. политики, туризма и арх. дела РМ, Нац. б-ка им. А. С. Пушкина РМ; [сост. О. И. Чавкунькина; ред.: Т. В. Овсянникова, С. Б. Юфкина]. – Саранск, 2018. – Вып. 26. – 112 с
  4. Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии. Саранск: Мордов. кн. изд-во. 1967
  5. Саранск уездный. Конец XIX – начало XX века: Фотоальбом. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год