Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка «Лента познания» по теме: «Овощи и фрукты», как средство развития познавательной активности детей с задержкой психического развития.
Познание
Автор: Петренко Галина Вячеславовна   
17.12.2023 20:11

Методическая разработка «Лента познания» по теме: «Овощи и фрукты», как средство развития познавательной активности детей с задержкой психического развития.Методическая разработка «Лента познания» по теме: «Овощи и фрукты», как средство развития познавательной активности детей с задержкой психического развития.

В дошкольном возрасте ребенок получает первые представления об окружающем мире. Ознакомление с природой является одним из главных способов его развития. Однако процесс усвоения природоведческих представлений детьми с ЗПР отличается от такового в норме. У нормально развивающихся дошкольников существует, пусть и неполная, целостная картина окружающего мира. По мере развития ребенка она уточняется, дополняется новыми сведениями, новые природные объекты встраиваются в существующую картину мира. Ребенок старшего дошкольного возраста способен самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные зависимости.

У дошкольника с ЗПР картина окружающего мира фрагментарная. «Осколки» окружающего мира не связаны друг с другом, ребенок не может объединить даже родственные объекты, установить связи между объектами и явлениями природы.

Освоение окружающего мира невозможно без собственного опыта. Однакослаборазвитая интеллектуальная деятельность не позволяет детям с ЗПР строить познание мира с опорой на имеющиеся у них знания об объектах и явлениях природы и умения их обследовать.

 

Формирование природоведческих представлений у нормально развивающихся дошкольников во многом опирается на опыт повседневного взаимодействия с природными объектами, носит нерегулируемый характер. У детей с ЗПР «стихийное» освоение окружающего мира невозможно. Изучение объектов и явлений должно носить планомерный, целенаправленный характер и организовываться педагогом.

Формирование умений ориентироваться в окружающем мире является составной частью процесса адаптации в жизни. Однако у детей с ЗПР зачастую отсутствует желание познавать новое. Для развития любознательности важно помочь ребенку наладить эмоциональный контакт с живыми растениями и животными, увидеть красоту окружающего мира. Доброжелательное отношение к объектам и явлениям окружающего мира будет побуждать ребенка к самостоятельной деятельности в окружающем пространстве, что

будет способствовать приобретению собственного чувственного и действенного опыта.

У дошкольников с ЗПР не сформированыумения сравнивать, анализировать, группировать, обобщать, классифицировать предметы. Педагог должен так организовать разнообразную деятельность ребенка с учетом зоны ближайшего развития, чтобы она пробуждала его познавательную активность. Развитию познавательной деятельности способствуют активные формы и методы обучения: наблюдения, экскурсии, дидактические игры.

Основной деятельностью ребенка является игровая, поэтому эффективным является включение обучения в игровую деятельность. Для достижения целей обучения я разработала и хочу представить вашему вниманиюметодическая разработка «Лента познания» по теме: «Овощи и фрукты». Пособие предназначено для индивидуальной и подгрупповой работы по ознакомлению с окружающим миром.

Использование методической разработки предполагает решение ряда задач.

Цель: закрепить умение детей различать овощи и фрукты.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнять и закреплять знания об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду и способу произрастания, закреплять умение составлять предложения с союзом «а», составлять рассказ – сравнение с опорой на план-схему, последовательно и полно характеризуя их признаки.

Коррекционно-развивающие: уточнять, обогащать и систематизировать словарьпо теме, развивать умение видеть признаки сходства и различия; развивать внимание, память, мышление, фонематические процессы, процессы анализа и синтеза.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение взаимодействовать с педагогом, демонстрировать свои знания и умения, вежливость. Воспитывать умение слушать друг друга.

План-схема «Лента познания» состоит из следующих вопросов:

1. Что это? (два вопросительных знака, обозначают, что нужно сравнить два предмета). 2. Какого цвета? 3.Какой формы? 4.Где растёт? 5.Какой на вкус? 6. В каком виде едят?

Рядом с некоторыми вопросами находится сказочный герой «Незнайка»: это значит, что этот вопрос может иметь несколько вариантов ответа, ребёнку надо подумать и предложить другие варианты ответа.

Каждый вопрос имеет порядковый номер, это помогает ребёнку соблюдать последовательность ответов, что способствует составлению связного рассказа. Дети, которые умеют читать, могут самостоятельно прочитать вопрос. Также к плану-схеме прилагаются карточки с изображением овощей и фруктов. Ребёнок сам выбирает какие фрукты и овощи он будет сравнивать.

План-схема в виде ленты, яркие и привлекательные рисунки способствуют повышению мотивации и интереса у детей, помогаюткачественно усвоить детям изучаемый материал, развивают связную речь.

Целенаправленная коррекционная работа, поэтапная помощь взрослого позволят детям реализовать их потенциальные возможности и постепенно преодолеть имеющееся отставание.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год