Мастер-класс «Использование технологии проблемного обучения для развития познавательно-исследовательской деятельности» |
Познание | |||
Автор: Отургашева Галина Николаевна | |||
01.01.2024 17:31 | |||
Мастер-класс «Использование технологии проблемного обучения для развития познавательно-исследовательской деятельности» 1. Доброе утро, уважаемые коллеги! Мы собрались в уютной группе Чтоб вспомнить, что в душе мы всё же дети, Для радости общения и моря впечатлений. Что, как, зачем и почему – детишкам интересно, Когда немного подрастут, им станет все известно. Ну а пока о малышах от 3 и до 7, Без взрослых на вопросы им ответов не найти. Увидеть и услышать, и маме рассказать, А главное попробовать все сделать, и понять…
2. Среди возможных средств развития познавательно — исследовательской деятельности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Как считает известный академик, доктор психологических наукНиколай НиколаевичПоддъяков, «в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Цель участия педагога-психолога в исследовательской работе: психологическая готовность и сопровождение педагогического коллектива в инновационной работе; обеспечение психологического благополучия и развития детей; Таким образом, наиболее эффективной, развивающей, соответствующей дошкольному возрасту является технология проблемного обучения, а в частности технологиядетского экспериментирования. Приоритетным направлением в деятельности педагога-психолога ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. В работе по этому направлению предлагается использовать инновационную технологию социального проблемно-игрового экспериментирования и экспериментирования в области человеческих эмоций, которая позволяет решать следующие задачи:
- развитие речевого творчества, обогащение активного словаря. Для решения поставленных задач я в кабинете на время занятия создаю мини-лабораторию. Эксперименты могут выступать как часть занятия по социально-эмоциональному развитию, а могут проводиться как отдельное занятие. 3. Эксперимент «Школа волшебников» (И. А. Пазухина «Волшебные стаканчики»). Цель: расширение представления об эмоциях человека (спокойствие, радость, грусть). Оборудование: пластиковые прозрачные стаканчики для каждого ребенка, трубочки для коктейля, кисти, салфетки, блестки, песок, красная и желтая гуашь, вода. Ход эксперимента. Сегодня я вас приглашаю посетить «Школу волшебников». Перед вами мини-лаборатория и у меня на столе набор для волшебства. При помощи простых, самых обычных материалов мы превратим прозрачную воду в настроение.
Вывод: Цвет имеет не только окружающий нас мир, но и наше настроение! Сегодня мы узнали, как превратить обычную воду в настроение; «изготовили» грустное, спокойное, радостное, злое настроение; узнали еще один способ как победить плохое настроение — раскрасить ее яркими красками. Эксперимент «Магнит» Цель: организация психоэмоционального раскрепощения, снятие мышечного напряжения, преодоление тактильных барьеров, развитие коммуникативных качеств. Оборудование: Поднос, магнит, железные шарики. Ход эксперимента: Давайте немного поэкспериментируем: смотрите на подносе железные шарики и магнит. Как вы думаете, что произойдет, если поднести магнит к шарикам? (Он их притянет.) Верно. А сейчас мы с вами поиграем. Вы – железные шарики, которые свободно двигаются по комнате (под веселую музыку). Когда появится магнитик (т. е. прозвучат слова: «Оля- магнитик!» Названный ребенок должен остановиться и замереть), а вы все бегите к нему и сильно прижмитесь друг к другу. А теперь давайте каждый скажет, почему Оля притягивает, как магнит, что в нем такого замечательного? (Умеет играть в конструктор; может помочь завязать шнурки; он добрый и не жадничает и т.п. Игра повторяется несколько раз с другими детьми-магнитиками.) Эксперимент «Камушек в ботинке» Цель: оказание детям помощи в решении конфликтных ситуаций, преодолении негативных черт характера (агрессивности, замкнутости, нерешительности); обучение детей адекватными способами вербализовывать свое эмоциональное состояние; способствование снижению эмоционального напряжения в группе. Оборудование: маленькие камушки на каждого ребенка. Ход эксперимента: Случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек? (Обычно дети очень активно отвечают на вопрос, так как практически каждый ребенок имеет подобный жизненный опыт.) Сначала камушек не очень мешает, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда нам нужно снять ботинок и вытряхнуть камушек. Он почти всегда крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там не камень, а целая гора с острыми краями. Но случается, что, придя домой, мы забывали вытащить камень из ботинка. Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, неприятная история забывалось. Но утром, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали сильную боль от соприкосновения с тем же камнем. Боль, причем, более сильная, чем вчера. Так маленькая проблема становится большой неприятностью. Давайте и мы с вами посмотрим, так ли это. Каждому я даю камешек. Положите его под пяточку. Что вы чувствуете? (что-то мешает, но не больно). А теперь встаньте? Усилились неприятные ощущения, боль? Попробуйте сделать несколько шагов, что чувствуете теперь? Koгдa мы сердимся, чем-то обижены, взволнованы, у нас как будто в ботинке маленький камушек. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы. Поэтому всем людям — и взрослым, и детям — полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Давайте договоримся: если кто-то из вас скажет: «У меня камушек в ботинке», мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам, например: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Ваня меня толкает». Расскажите, что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: "У меня нет камушков ботинке". (Дети по кругу рассказывают, что же мешает им в данный момент, описывают свои ощущения. Отдельные "камушки", о которых дети будут говорить, полезно обсудить в кругу. В этом случае каждый участник игры предлагает сверстнику, попавшему в затруднительную ситуацию, способ, при помощи которого можно избавиться от "камушка".) Цель исследовательской деятельности — развитие познавательной активности дошкольника – совпадает с общей целью воспитания – формирование всесторонне развитой личности. В ходе экспериментальных действий ребенок поднимается вверх по ступеням своего развития в познании себя и окружающего мира. Дошкольник учится совместно со взрослым и группой сверстников определять наиболее эффективный способ решения встающих перед ним проблем и находить ответы на возникающие вопросы. А сейчас давайте немного расслабимся Сделайте глубокий вдох, выдох. Вдохните здоровье, выдохните болезни! Вдохните добро, выдохните неприятности! Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство! И пусть у вас всё будет хорошо!
|