Конспект занятия «Секреты зубной щетки» |
Познание | |||
Автор: Калашникова Анна Сергеевна | |||
25.04.2024 06:13 | |||
Конспект занятия «Секреты зубной щетки» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Колыванский детский сад №4» по образовательной области «Познавательное развитие» Старшая группа (5 – 6 лет) Автор конспекта: Старший воспитатель Калашникова Анна Сергеевна Колывань, 2024 Пояснительная записка Тема: «Загадки зубной щетки» Цель: Создание условий для развития поисково-исследовательских способностей детей. Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Материалы и оборудование: Образцы зубных щеток; мультфильм Фиксики «История вещей: Зубная щетка»; морфологическая таблица «ТРИЗ», карточки «Имена признаков» (карточки, обозначающие признак предмета; фотографии зубных щеток); энциклопедии; заготовки для аппликации. Приоритетный вид функциональной грамотности:
Формируемые компетенции (4К):
Формы организации деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, индивидуальная работа педагога с детьми, работа в подгруппах, самостоятельная поисковая деятельность. Предварительная работа: работа с «Системным оператором», работа по составлению морфологической таблицы. Владение представлением об именах признаков и их значениях (Технология ТРИЗ). Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, творческая. Ход занятия. 1. Мотивационный этап. Дети стоят в кругу, рядом с воспитателем. Воспитатель: Ребята, вы знаете, сегодня, по дороге в детский сад мне встретилась девочка. Она плакала и жаловалась маме на зубную боль. Мама сказала, что сейчас они предупредят воспитателя об их решении пойти к стоматологу и обязательно сходят в больницу. Ребята, а кого называют стоматологом? (Ответы детей) Воспитатель: Ребята, лечить зубки, конечно необходимо, но лучше не допускать болезни зубов. А как предотвратить заболевания зубов? (Ответы детей) Воспитатель: Совершенно верно. Давайте присядем на стульчики. (Дети садятся на стульчики у мольберта, рядом столик, на столике зубная щетка, под салфеткой) Воспитатель: Посмотрите, что у меня есть? Правильно, это зубная щетка. Мы с вами знаем, что все объекты рукотворного мира, созданы человеком и выполняют различные функции с другими объектами окружающего мира. Какое действие или функцию выполняет зубная щетка? (Ответы детей) Правильно, функция или назначение зубной щетки – перемещать остатки пищи. Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам обратиться к волшебному экрану, который нам поможет узнать секретики зубной щетки. Воспитатель размещает на мольберте таблицу «Системный оператор». (В блоке Объект крепит картинку с изображением рассматриваемой зубной щетки) 3. Информационо – практический этап. Все: Если мы рассмотрим что-то - Это что-то для чего-то, Это что-то из чего-то… Воспитатель: Из чего состоит наша зубная щетка? (если ребенок ответит пластмасса – пояснить, что это материал, а вопрос был о частях). Скажите, у меня зубная щётка простая или электронная? (электронная) Предлагаю разобрать щётку, для того, чтобы узнать из каких частей она состоит. (Воспитатель с детьми разбирают зубную щётку. Фиксируют наличие частей: батарейка, моторчик, микросхема, проволочки, корпус, насадка). Воспитатель: Ребята, где мы можем найти ответы на вопросы об объектах окружающего мира? (спросить у родителей, в интернете, в «Фиксиках», в «Галилео» …) Воспитатель: Я вам предлагаю поискать информацию об устройстве зубной щётки в энциклопедии. Для этого давайте пройдем за столы. (Проходят за столы) Воспитатель: Посмотрите, как много энциклопедий. Как вы думаете, в какой из них может быть написано о зубной щётке? (Воспитатель читает название энциклопедии, показывает обложку. Дети по изображению на обложке и названию определяют – могут ли они в данной энциклопедии найти нужную информацию. Приходят к выводу, что информацию о зубной щётке они могут найти в энциклопедии «Всё обо всём»). Воспитатель: Хорошо. Энциклопедию выбрали. Чтобы найти информацию о зубной щётке в энциклопедии, мы откроем не содержание, а алфавитный указатель. Слово «Зубная» начинается с какого звука? (Ответы детей). Правильно, значит будем искать букву «З». Зубная щетка – страница… (По алфавитному указателю воспитатель с детьми находят страницу) Воспитатель: Ребята, а давайте, я буду читать, что написано в энциклопедии, а вы собирать макет зубной щётки из частей аппликации. (Дети последовательно собирают аппликацию) Какие замечательные макеты у вас получились! А теперь я предлагаю разместить макеты в соответствующей части на волшебном экране. (Дети крепят в Блоке Подсистема свои макеты и садятся на стульчики перед Системным оператором.) Посмотрите, что у нас получилось! Все: Если мы рассмотрим что-то - Это что-то для чего-то, Это что-то из чего-то, Это что-то часть чего-то… Воспитатель: К группе каких объектов относится зубная щётка? (К предметам личной гигиены. Воспитатель в блоке Надсистема помещает значок – пиктограмму «Предметы личной гигиены»). Все: Если мы рассмотрим что-то - Это что-то для чего-то, Это что-то из чего-то, Это что-то часть чего-то, Чем-то было это что-то… Воспитатель: Ребята, предлагаю вам узнать, какая была зубная щётка в прошлом из фильма. Давайте присядем возле экрана и посмотрим фильм. (Дети просматривают мультфильм об истории зубной щётки.) Вот оказывается, какой долгий путь прошла зубная щётка. (Воспитатель выдвигает к детям столик с коллекцией зубных щёток.) Воспитатель: Ребята, я хочу вам показать небольшую коллекцию зубных щёток. Эту коллекцию мы с вами можем еще пополнить. А пока предлагаю рассмотреть зубные щётки, опираясь на признаки. Для начала, подумайте и назовите важные при выборе зубной щетки признаки. (Педагог показывает карточки имен признаков. Вместе рассматривают зубные щетки, определяют важность признака. «Цвет», «Рельеф ручки», «Рельеф чистящей поверхности», «Материал», «Части», «Размер») Воспитатель: Признак цвета будет играть роль при выборе щетки? Конечно, у каждого из нас есть любимый цвет. И мы выберем щетку, которая нравится нам по цвету. Скажите, а влияет ли цвет на назначение зубной щетки? Воспитатель: Посмотрите, все ли ручки зубных щеток одинаковы по рельефу? Признак Рельефа ручки важен при выборе щетки? По гладкой ручке скользят пальчики. Воспитатель: А давайте, теперь рассмотрим рельеф чистящей поверхности. Посмотрите, у всех ли щеток одинаков рельеф? Ребятки, на рельеф чистящей поверхности очень важно обращать внимание, поскольку жесткой щеткой, можно повредить десна при чистке зубов. Воспитатель: Ребята, а что можно сказать о размере наших зубных щеток? Кому бы вы предложили щетку с большой чистящей поверхностью? А с маленькой? Воспитатель: А все ли щетки одинаковы по материалу? Рассмотрите. Только ли пластмасса используется при изготовлении зубных щеток. Воспитатель: Говоря о материале, мы с вами упомянули признак «Части». Есть общие части для всех щеток, но также у некоторых щеток есть такие части, которых нет у других. Давайте найдем эти отличия. Воспитатель: Все наши предположения, мы с вами обязательно проверим. И выводы занесем в морфологическую таблицу. Все: Если мы рассмотрим что-то - Это что-то для чего-то, Это что-то из чего-то, Это что-то часть чего-то, Чем-то было это что-то, Что-то будет с этим Что-то… 4. Образовательная деятельность родителей с детьми в рамках темы образовательного мероприятия Воспитатель: Для последнего окошечка мы должны создать зубную щетку будущего. Но, к сожалению, у нас с вами остается мало времени. Поэтому у меня к вам будет просьба. Поговорите дома со своими родителями о зубной щетке будущего. Пофантазируйте вместе с ними, какие признаки зубной щетки можно изменить, какие недостатки устранить, чтобы зубная щетка стала лучше. Свои придумки вы можете нарисовать, и даже сделать макет для того, чтобы рассказать о них в детском саду. 5. Оценочно-рефлексивный этап Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Маша, о чем было сегодня наше занятие? А что нового вы сегодня узнали? Какая часть занятия была наиболее интересной? (Ответы детей). Воспитатель отмечает достижения детей на занятии.
|