«Нормативные аспекты включения основ финансовой грамотности в образовательный процесс». |
Познание | |||
Автор: Куприянова Наталья Владимировна | |||
19.12.2024 14:41 | |||
«Нормативные аспекты включения основ финансовой грамотности в образовательный процесс». Финансовая грамотность для детей – важный навык, который поможет в будущем правильно выстраивать взаимоотношение с финансами. Ребёнок знает, как работают деньги, как их можно зарабатывать, экономить и как принимать правильное решение. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы. Под словом «финансы» следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни. В настоящее время умением разумно распоряжаться деньгами обладает лишь малая часть населения Российской Федерации. В современном мире каждый человек должен быть финансово грамотным.
Что отличает финансово грамотного человека:
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г., содержит определение финансовой грамотности, как результата процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансовогоблагосостояния. Навык финансовой грамотности не появляется сам по себе, его необходимо формировать в ребенке с дошкольного возраста. Если ребёнок будет чётко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, он быстрее осознает устройство взрослого мира. С точки зрения включения финансовой грамотности в образовательный процесс дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального общения с деньгами. Однако именно в этом возрасте у ребёнка закладываются такие индивидуально- психологические особенности личности как бережливость, деловитость и разумное поведение в отношении простых обменных операций, здоровые ценностные оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения вбудущем. Работа в данном направлении заключается не в организации какого-либо специального обучения, а в использовании различных видов деятельности детей, наполненных экономическим содержанием. Основная форма обучения финансовой грамотности детей дошкольного возраста -игровая деятельность. В процессе игры дети знакомятся с миром социальной действительности и с миром финансов. Все дети очень любят играть. Особенность игры заключается в том, что она из развлечения легко перерастает в обучение. Во время игры дети проявляют инициативу, творческую активность и при этом всегда их действия будут направлены на личностное развитие: на чувства, волю, поведение. Дети, имеющие большую игровую практику в дошкольном учреждении, успешнее адаптируются в школе, легче справляются с жизненными проблемами. Игра помогает детям удовлетворять их потребность быть похожим на взрослого, реализовывать свои фантазии, которые сложно, а порой даже невозможно осуществить в реальной повседневной жизни. «Игра – это не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья, правильного развития.». Менджерицкая Д.В. Именно благодаря игре ребёнок осваивает и познаёт мир. Одним из видов является сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра- это увлекательныеи развивающие забавы, в которых дети играют определённые роли. Они часто повторяют различные ситуации, которые встречались или происходили с ними в жизни; во время игры подражают своих родителей, знакомых, друзей, сказочных героев. Эти ситуации условные, но в них дети изучают и закрепляют многие житейские мудрости. Сюжетно-ролевые игры помогают детям развивать свои навыки, творческие способности, мышление, умение принимать решения. Играя, дети не только овладевают умениями и навыками, они учатся культуре общения и поведения. С помощью дидактических игр ребёнок развивает познавательные и умственные способности. Во время игры дети получают новые знания, расширяют и закрепляют раннее полученные. Развивают память, внимание, наблюдательность, умение высказывать свою точку зрения, делать выводы. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя ответственность, приобретать жизненный опыт, — всё это помогает осуществить театр. Благодаря театру, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театральная деятельность помогает преодолеть в себе неуверенность, робость, застенчивость. Театр учит культуре поведения, умение передавать эмоциональное состояние, творческое мышление и фантазию. Известный писатель ДжанниРодари писал: «Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра- она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.». Сказки играют особую роль в воспитании и развитии ребёнка. Это не просто развлекательные истории. Каждая сказка имеет свой смысл и значение. Слушая и читая сказки, ребёнок готовится к взрослой жизни, учится находить выход из трудных ситуаций. В сказках дети знакомятся с основными экономическими категориями, такими как «Труд», «Разделение труда», «Потребности», «Товар», «Деньги». Дети встречаются с героями ленивыми и трудолюбивыми, добрыми и жадными, экономными и расточительными. Чтение сказок, заучивание пословиц, воспитывает у детей лучшее моральные качества. Играя, дети знакомятся с предметами окружающего мира, с различными профессиями, трудом человека, устанавливают взаимосвязь между ними. Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, делают запасы на будущее, приносят пользу другим, знакомятся с различными предметами и продуктами труда. Познавательная деятельность развивает у детей: любознательность, воображение, творческую активность, первичное представление о себе, других людях, объектах окружающего мира. Формирование математических представленийпозволяет у детей развивать умственные способности, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание; знакомит с цифрами на монетах и банкнотах, и их количественным содержанием. А также дети упражняются в решении примеров и задач. Логические задачи способствуют лёгкому преодолению пути в познании сложных финансовых явлений. Речевое развитие детей имеет огромное значение в процессе изучения основ финансовой грамотности. Почему важно развивать речь у детей? Известно, что правильная и красивая речь способствует успешному общению, обучению и развитию ребёнка. Грамотная речь даёт чувство уверенности в себе и позволяет находить общий язык с окружающими. Развитие речи положительно влияет на психологическое состояние ребёнка. Ребёнок правильно выражает свои эмоции, не замыкается в себе, свободно, не стесняясь обсуждает свои переживания с окружающими. Благодаря речевому развитию обогащается словарный запас детей. «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает всё новую и новую красоту в окружающий мир, пробуждает первое гражданское чувство- чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека». В. А. Сухомлинский. Одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения является трудовое обучение. В детском саду ребёнок знакомиться с трудом взрослых, трудится сам. Во время трудовой деятельности у детей формируется положительное отношение к труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность повышает общее развитие детей, расширяет их интересы, формирует такие качества, как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга. Таким образом, при создании необходимых условий и правильной организованной игровой деятельностиу детей формируется представление о экономической культуре и финансовой грамотности. Развиваются познавательная активность и коммуникативные навыки детей. Дети знакомятся с людьми разных профессий, более бережно относятся к вещам, творчески решают игровые задачи, учатся взаимодействовать друг с другом. Составила: РТ, Лаишевский район, село Габишево, д/с «Одуванчик», воспитатель Куприянова Наталья Владимировна. 2024 год.
|