Проект «Все профессии нужны, все профессии важны» на детей старшей группы |
Познание | |||
Автор: С. О. Иконникова Е. М. Самойлова | |||
23.12.2024 17:27 | |||
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны» на детей старшей группы г.Усолье – Сибирское, МБДОУ «Детский сад №35» Воспитатели:
Вид проекта: Среднесрочный Тип проекта: познавательный, творческий, игровой. Цель проекта: Приобщение детей к миру прекрасного, через театрализованную деятельность. Задачи проекта:
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели. Оборудование: Ширмы, театральные маски, настольный театр, массажные шарики, костюмы, декорации, аудио сказки, книги с РНС, картотека пальчиковых игр, картотека артикуляционной гимнастики, картотека дыхательных упражнений. Риски проекта: Не все дети смогут принимать участие в проекте из – за проблем в общении, замкнутости характера. Не каждый сможет перевоплотиться в сказочного персонажа, передать характерные особенности героев. Аннотация: Все чаще и чаще мы сталкиваемся с проблемой, что дома родители практически детям не читают художественные произведения. Дети не могут назвать названия сказок, перечислить сказочных героев. А так как театральные постановки, маленькие миниатюры, дают возможность детям раскрыться эмоционально и развивать монологическую и диалогическую речь, мы решили в этом учебном году в театрализованную деятельность вовлечь родителей. Так как 2024 год в России объявлен годом семьи, мы решили тесно сотрудничать с семьями воспитанников, у кого мамы или папы смогут прийти в группу и рассказать о своей профессии. Было решено организовывать встречи с родителями под названием «Гость группы». Одной из таких гостей у нас стала мама Нехорошевой Светланы, Нехорошева Мария Валиевна. Мы предложили маме стать участником проекта, который мы назвали «Все профессии нужны, все профессии важны», который включает в себя работу по театрализованной деятельности. Мария Валиевна работает в МБОУ ДО «Доме детского творчества», педагогом дополнительного образования. Она ведет театральную студию «Синяя птица» по программе «От развивающей игры к театру». Мария Валиевна преподает актерское мастерство, сценическую речь, сценическое движение. Учит детей коммуникабельности, дружить, взаимодействовать друг с другом. Учит дружить, играть и развиваться. Так же она является участником народного песенного ансамбля «Звонница», который участвует с песенным репертуаром во всех городских мероприятиях, а также выезжает на гастроли в другие города. Мария Валиевна участвует в театральных постановках, являясь участником народного театра «Общение». Первая наша встреча состоялась в ноябре, мамочка с детьми провела несколько игр, на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Детям очень понравилась эта встреча, они с большим удовольствием участвовали в тех играх, которые проводила Мария Валиевна. Сроки проекта (01 ноября 2024 по 30 марта 2025года). I этап проекта: подготовительный.
III этап: заключительный Подведение итогов проекта Фото коллаж «Все работы хороши, выбирай на вкус» Цель: Создание условий для развития творческих способностей детей; стимулирование родителей и детей к совместной творческой деятельности; создание условий для укрепления семейных отношений воспитанников ДОУ. Викторина «В гостях у сказки» Цель: Вовлечение родителей в совместную работу. Поднять эмоциональный настрой детей и родителей. Ключевые мероприятия проекта: Викторина «В гостях у сказки» Цель: Вовлечение родителей в совместную работу. Поднять эмоциональный настрой детей и родителей. Инсценировка сказки «Три медведя» Цель: приобщать детей к русской национальной культуре; — продолжать учить инсценировке сказки; — учить взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете. Литература Риторика для дошкольников: пособие для воспитателей/М. Е. Костюк. — М.: Просвещение, 2008. Речедвигательная ритмика/ А.Я. Мухина. — М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд.; дополнительное методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2015. ГБДОУ детский сад № 16 Красногвардейского района СПб Проект: «В мире профессий» Цель проекта: формирование основ профориентации у детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС ДОПроблема: у детей старшего дошкольного возраста нет верных представлений о разнообразии профессий, о необходимости трудовой деятельности взрослых. Задачи: 1. Создать условия для формирования элементарных представлений о разнообразии профессий, условиях и результатах труда; 2. Формировать уважительное отношение к труду, как средству заработка (предмету жизненной необходимости); 3. Совершенствовать коммуникативные качества детей; 4. Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний. 5. Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых. 6. Развивать умение творчески подходить к решению проблемных ситуаций посредством игровых действий. 7. Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как трудолюбие, работоспособность, честность. 8. Совершенствовать стиль партнёрских отношений. 9. Дать понятие о семейных традициях, о распределении семейных обязанностей, семейном бюджете. 10. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность. 11. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать речь. 12. Способствовать повышению общей культуры. Нормативная база: • Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993 г.) (в ред. от 14. 03. 2020г.); • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.) (в ред. 02. 07. 2021г.) (с учетом последующих изменений и дополнений); • «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 (Редакция от 21. 01. 2019). • (Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи. СП 2.4. 3648-20 от 28. 09. 2020. утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. №28). СанПин 1.2. 3685-21 от 01. 03. 2021г. Классификация проекта Возраст Период Вид Участники Тип Направление 5-7 Долгосрочный 2021-2022 уч. гг Информационно – практико — ориентированный Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители обучающихся. Познавательный социальный, творческий, групповой «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественноэстетическое», «Физическое развитие» Актуальность проекта Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система, необходимо познакомить детей с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия, о результатах труда. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Профориентация дошкольников характеризуется наличием первичных представлений о разнообразии профессий, необходимости труда, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, трудолюбие, умение планировать дела, умение доводить начатые дела до конца, уважении к труду). Без сформированных первичных представлений о разнообразии профессий ознакомление с окружающим будет проходить в не полном объёме. Сущность профориентации дошкольников заключается в обогащении разных видов детской деятельности и организации практических занятий по ознакомлении с профессиями. Насыщение жизни дошкольников элементарными сведениями о профессиях взрослых способствует развитию предпосылок формирования реального отношения к труду, что сделает процесс выбора будущей профессии более осознанным. Ознакомление с разнообразием профессий, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере труда, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность проекта «В мире профессий». Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие. Принципы проекта: • наглядности; • доступности; • систематичности и последовательности; • целенаправленности; • новизны; • учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенок • принцип реализации полученного практического опыта в кругу семьи; Ресурсное обеспечение проекта: • программно-методическое обеспечение; • развивающая среда группы, оборудованная, учебно-методическим комплексом; • взаимодействие всех участников педагогического процесса; • система взаимодействия с родителями; • система мониторинга. Факторы, способствующие реализации проекта: • необходимый уровень теоретической и методической подготовки воспитателя; • наличие учебно-методического комплекта для реализации программных задач на занятии; • специально оборудованная развивающая среда в группе. Ожидаемые результаты проекта: • между родителями и детьми организуется партнёрский стиль отношений; • педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию профориентации дошкольников; • Дети приобретают первичные знания о разнообразии профессий, о профессиях родителей, учатся понимать назначение и необходимость труда в различных сферах жизнедеятельности, умеют определять основные потребности человека, имеют малейшие навыки профессий. Методы реализации проекта: • игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные, театральные мини-постановки и др.); • словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение художественной литературы и др.); • наглядные (наблюдение, просмотр отрывков фильмов, мультфильмов, презентаций, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.); • практические (исследование, моделирование и др.) Формы проведения проекта: • групповые занятия; • индивидуальная работа; • совместная деятельность. Реализация проекта Этапы Сроки реализации Участники Мероприятия Продукт I Подготовительный Сентябрь, 01. 09-15. 09 2021 Педагоги • изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта. • создание развивающей среды по теме проекта. • определение уровня знаний о профессиях • составление плана проекта Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта Анкета для родителей Родители • информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «В мире профессий» • внесение рекомендаций и предложений родителей в проект • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме Буклет «В мире профессий» для родителей Дети • поисковая работа по теме II Основной Октябрь 2021 — Июль 2022 Педагоги • реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, • использование материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; • чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, • решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. (Перспективный план основного этапа проекта представлен ниже) Родители Дети III Заключите льный Август 2022 Педагоги • подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей • определение уровня знаний о профессиях Альбом «Профессии родителей» Родители • информирование родителей об итогах проекта Лэпбук «Моя будущая Дети • использование знаний на практике профессия» Примерный перспективный план основного этапа проекта «В мире профессий» подготовительная группа к школе Месяц. Тема Содержание работы Продукт Педагоги Дети Родители Сентябрь 2021 «Профессии детского сада: повар, дворник, плотник, охранник, заведующий, завхоз, кастелянша» Презентация «Профессии детского сада» Рисование «Портрет сотрудника детского сада» Беседы о правилах поведения в саду Выставка портретов Октябрь 2021 «Профессии в сельском хозяйстве: комбайнер, тракторист, пахарь, фермер»» Презентация «Профессии в сельском хозяйстве: комбайнер, тракторист, пахарь» Чтение О. Повещенко «Фермер» Трудовые поручения на даче Рассказ «Что я делал на даче?» Ноябрь 2021 «Пекарь, кондитер» Презентация «Пекарь, кондитер» Чтение «От куда хлеб пришёл» М/ф «Слово о хлебе» Выставка «БЕЗ ХЛЕБА КУСКА ВЕЗДЕ ТОСКА» Декабрь 2021 «Портной закройщик, дизайнер одежды» Презентация «Портной закройщик, дизайнер одежды» С/р и «Маленький дизайнер» М/ф «Как рубашка в поле выросла» Парад моделей одежды Январь 2022 «Профессии на транспорте: автомеханик. сварщик и т.д» Презентация «Профессии на транспорте: автомеханик. сварщик и т.д» Экскурсия к перекрёстку. Наблюдение за работой водителей Разговор о возникновения бюджета в семье Альбом «Профессии на транспорте» Февраль 2022 «Редкие профессии: пастух, гончар, кузнец, метеоролог, радиохирург, конфликтолог и т.д.» Презентация «Редкие профессии» Открытка к дню защитника м/ф «Про Степана кузнеца» Фотовыставка «Мой папа в армии» Март 2022 «Женские профессии: Презентация «Профессии» Д. Родари «Чем пахнут ремёсла» Рассказ «Профессия моих родителей» Рассказ о профессиях родителей Мф «Уроки тётушки Совы. Семейный бюджет» Книга «Профессии» Апрель 2022 «Профессии экологии: Эколог, Гидролог, Зоолог, Учёный по охране окружающей среды, экологический консультант» Презентация «Экология» С. Олегова «Что такое вода?» Плакат «Берегите воду!» Экскурсия в музей воды Плакат «Берегите воду!» Май 2022 «Учитель» Презентация «Скоро в школу» Аппликация «Закладка» Экскурсия в школу Выставка «Закладки для книг» Июнь 2022 «Профессии здравоохранения: врач. медсестра» Конкурс «Поговорки о труде» Изготовление коллажа Заучивание поговорок Фотографии с трудовой деятельностью детей Фотоколлаж «Мы помощники» Презентация Июль 2022 «Сотрудники ГИБДД» Презентация «Сотрудник ГИБДД» с/р «На дороге» Беседа о правилах дорожного движения «Дорожные знаки» Август 2022 «Библиотекарь» Беседа: «Мы едем, едем, едем, едем.» И. Крылов «Стрекоза и муравей» Ситуативный разговор, «Что нельзя купить за деньги?» Г.Х. Андерсен «Новое платье короля» Открытка маме Примерный перспективный план основного этапа проекта «В мире профессий» старшая группа Месяц. Тема Содержание работы Продукт Педагоги Дети Родители Сентябрь 2021 «Профессии детского сада: воспитатель, логопед, помощник воспитателя, медсестра, инструктор по ф.к, музыкальный руководитель» Презентация «Профессии детского сада» Рисование «Портрет сотрудника детского сада» Беседы о правилах поведения в саду Выставка портретов Октябрь 2021 «Профессии сельского хозяйства: садовод, огородник» Презентация «Садовод, огородник» ср и «Семья на даче» М/ф «Весёлый огород» Атрибуты для игры Ноябрь 2021 «Ветеринар» Презентация «Ветеринар» с/р и «Ветеринар» мф «Айболит» Атрибуты для игры» Декабрь 2021 «Лесник» Презентация «Лесник» ср и «Семья едет в лес на прогулку» мф «Дед Мазай и зайцы» Атрибуты для игры» Январь 2022 «Швея, обувщик» Презентация «Швея, обувщик» Ручной труд «Шьём платье кукле» Экскурсия в обувную мастерскую Выставка «Платье для куклы» Февраль 2022 «Военные профессии» Презентация «Военные профессии» Открытка для папы Фотовыставка «Мой папа в армии» Фотовыставка «Мой папа в армии» Март 2022 «Продавец» Презентация «Супермаркет» с/р и «Супермаркет» Экскурсия в супермаркет Атрибуты для игры «Супермаркет» Апрель 2022 «Зоолог» Презентация «Зоолог» с/р и «Семья в зоопарке» Экскурсия в зоопарк Атрибуты для игры Май 2022 «Флорист» Презентация «Флорист» Аппликация «Букет» Экскурсия в цветочный магазин Выставка «Букет» Июнь 2022 «Профессии здравоохранения: врач. медсестра» Конкурс «Поговорки о труде» Изготовление коллажа Заучивание поговорок Фотографии с трудовой деятельностью детей Фотоколлаж «Мы помощники» Презентация Июль 2022 «Сотрудники ГИБДД» Презентация «Сотрудник ГИБДД» с/р «На дороге» Беседа о правилах дорожного движения «Дорожные знаки» Август 2022 «Библиотекарь» Беседа «Мы едем, едем, едем, едем.» И. Крылов «Стрекоза и муравей» Ситуативный разговор, «Что нельзя купить за деньги?» Г.Х. Андерсен «Новое платье короля» Открытка маме Вывод: В итоге реализации проекта мы планируем сформировать у детей следующие представления: Представления о разнообразии профессий, условиях и результатах труда; Уважительное отношение к труду, как средству заработка (предмету жизненной необходимости); Интерес к профессиональной деятельности взрослых. Умение творчески подходить к решению проблемных ситуаций посредством игровых действий. Представления о сущности таких нравственных категорий, как трудолюбие, работоспособность, честность. Знания о семейных традициях, о распределении семейных обязанностей. Активное включение в творческо-поисковую деятельность. Обогащение словарного запаса (за счёт названий профессий, видов и результатов деятельности, разнообразия труда) детей, развивать речь. Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей создание партнёрских отношений между ними и предварительный выбор профессии ребёнка. Дети через интересный и познавательный сюжет знакомятся со сложными миром профессий Список литературы: 1. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 — 528с. СПб.: Питер,. —480 с: ил., 2004 2. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В. Потапова — М.: ТЦ Сфера, 2008. 3. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д, 2011.
|