Проект по формированию финансовой грамотности детей подготовительной группы «Юные банкиры»
Воспитатель: Ильина Е.В. МАДОУ №112 «Мишутка» г. Мурманск
Актуальность:
В современном мире очень сложно жить без экономических знаний.
Основам экономики не обучают в дошкольных образовательных учреждениях несмотря на то, что знания о финансах и умение грамотном их распределять с учетом возможностей, потребностей и желаниях открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастут.
Обучение экономической культуре дошкольников не сводится к тому, чтобы научить детей в дальнейшем зарабатывать деньги. В дошкольном возрасте основы финансовой грамотности изначально должны прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.
Скачать презенатацию
Чем раньше дети узнают о роли денег, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевают первичными экономическими знаниями.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается, что достаточное количество финансовых ресурсов открывает перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Формирование основ финансовой грамотности в дошкольном возрасте необходимо осуществлять от простого к сложному, в игровой, понятной детям форме. Именно в дошкольном возрасте у нас есть уникальная возможность дать детям основы финансовой грамотности, первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях.
Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности в дошкольном возрасте.
Содержание проекта
Название проекта: «Юные банкиры».
Вид проекта: познавательно-творческий, информационный.
По продолжительности: краткосрочный (2 недели — с 15 по 30 октября 2024 года).
По содержанию: социально-педагогический, информационный.
По характеру контактов: педагог – ребенок — родитель, в рамках ДОУ.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели,
родители.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Проблема: недостаточная информированность детей о финансах.
Цели проекта:
Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Задачи:
для детей:
- Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления
- Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике
- Способствовать формированию представлений взаимосвязи понятий «труд — продукт — деньги», «качество — цена»
- Способствовать формированию знаний о качествах: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (на примере богатства человека в финансовом и нравственном плане)
- Способствовать формированию умения рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности
- Развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности
- Развивать умения анализировать, рассуждать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы
- Развивать у детей интерес к финансовой грамотности посредством игр, викторин, мероприятий
- Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие, взаимовыручку
- Воспитывать ценность и уважение к труду человека и окружающему предметному миру, как результату труда людей.
для педагогов:
- Создать условия для успешного освоения воспитанниками знаний о основах экономики, финансовой грамотности
- Подготовить детей к итоговому мероприятию по финансовой грамотности «В гостях у Буратино и Алисы» среди воспитанников групп детей старшего дошкольного возраста ДОУ.
для родителей:
- Развитие интереса к экономическому воспитанию детей совместно с ДОУ
- Формирование основ финансовой грамотности у детей на личном примере грамотного распределения своих финансовых возможностей с учетом потребностей и желаний на практике
- Укрепление взаимоотношений взрослых и детей.
Практическая значимость:
формирование финансовой грамотности в ДОУ приближает дошкольников к реальной жизни, способствует развитию экономического мышления, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности (целеустремленность, честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и т.д.)
Новизна проекта:
Новизна проекта «Юные банкиры» заключается в том, что финансовое просвещение и экономическое воспитание — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Данная работа позволяет педагогам решить одновременно несколько задач дошкольного образования, а именно:
- воспитание и обучение детей
- развитие всесторонне развитий личности
- подготовка детей к самостоятельной социальной жизни, посредством формирования основ финансовой грамотности.
Работа по данному проекту осуществляется интеграцией во все образовательные области дошкольного образования: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
В результате реализации проекта «Юные банкиры» у детей старшего дошкольного возраста сформируются представления о основах экономики, что является частью не только финансовой грамотности, но и эстетического и нравственного воспитания ребёнка.
Предполагаемые результаты:
- Дети приобрели первичный финансовый опыт, умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности
- Педагоги практически освоили первый опыт системы работы по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
- Родители получили дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Этапы и сроки реализации проекта:
1 этап — Информационно-накопительный этап
(15- 19 октября 2024г.):
- Изучение уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста о основах экономики, выявление уровня финансовой грамотности (констатирующая диагностика)
- Анкетирование родителей (законных представителей) на тему «Финансовая грамотность дошкольников»
- Изучение методической литературы, сбор материала (сказки, стихи, загадки, пословицы, подвижные, сюжетно-ролевые игры, интерактивные пособия, познавательные фильмы и мультфильмы на тему проекта) необходимого для реализации цели проекта
- Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на реализацию проекта
- Внесение циклов проекта в перспективный план работы
- Привлечение родителей (законных представителей) к участию в совместной творческой, образовательной деятельности с детьми в реализации проектной деятельности.
2 этап — Организационно-практический этап
(с 20 по 25 октября 2024 года):
- Чтение художественной литературы
- Рассматривание иллюстраций, фотографий
- Совместное изготовление атрибутов и организация сюжетно-ролевых игр по теме проекта
- Просмотр познавательных и мультипликационных фильмов для детей на тему «Финансовая грамотность дошкольников»
- Консультации для родителей по теме проекта: «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста», «Учите ребенка считать деньги»
- Проведение ООД и совместной деятельность по теме проекта.
Для педагогов:
- Рост профессиональной компетентности педагогов
- Обогащение методической базы на тему «Формирование финансовой грамотность у детей дошкольного возраста»
- Закрепление осознанного отношения к своему собственному бюджету.
Для родителей:
- Информированность о финансовой грамотности
- Проявление интереса к формированию основ экономики, финансовой грамотности совместно с детьми
- Укрепление взаимоотношений взрослых и детей.
- Реализация проекта «Юные банкиры» позволила сформировать и расширить представление детей о основах экономики, финансовой грамотности.
Родители проявили интерес к формированию финансовой грамотности у дошкольников и отразили свои впечатления в совместной творческой деятельности.
Список литературы:
- А.Д. Шатова Тропинка в экономику: для занятий с детьми 5-7 лет/ Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015.
- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
- Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. — сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
- Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), — Калининград, 2015.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
- Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников – Москва, 2019.
- О.А. Блохина Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО.» — Калининград – 2017.
- Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» // Банк России. Министерство образования и науки Российской Федерации.
- Сборник методических разработок «Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста» — Калининград, 2018.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, — СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
- Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
|