Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Мир вокруг нас» (ранняя профориентация дошкольников)
Познание
Автор: Бякина Марина Владимировна   
22.01.2025 21:48

Проект «Мир вокруг нас» (ранняя профориентация дошкольников)Проект «Мир вокруг нас» (ранняя профориентация дошкольников)

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». (Китайская народная мудрость)

Актуальность

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

 

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Проект позволит:

Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители старшей группы.

Цель проекта:

Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

Задачи проекта:

  • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
  • Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.).
  • Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).
  • Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода — переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость.
  • Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные — для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
  • Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
  • Формировать у детей разные способы познания, которые необходимыдля решения познавательных задач.
  • Формировать у дошкольников первичное представление о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности.
  • Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Сроки реализации:

с сентября по май учебного года.

Материалы и оборудование:

Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий. Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, TV, ноутбук, презентации PowerPoint.

Список литературы:

  1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  3. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  4. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода» Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.

5РыжоваН. А. «Игры с водой и песком», Обруч, — № 2.

6. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч, — № 2.

7Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

8. Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. — № 8.

9. Интернет ресурсы.

Этапы реализации проекта

Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.

Разработка перспективного плана работы с детьми.

Разработка конспектов занятий с детьми по опытно – экспериментальной деятельности.

Организация развивающей среды в группе — оформление уголка по экспериментированию.

Анкетирование родителей.

Разработка перспективного плана работы с родителями.

Оформление консультативного материала для родителей.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во занятий

Длительность занятий

Теория

Практика

1.

Детская лаборатория. Исследователь – кто это?

1

25мин

10 мин

15 мин

2.

Приборы для опытов.

1

25 мин

10 мин

15 мин

3.

Древесина, бумага, ткань

1

25 мин

10 мин

15 мин

4.

Стекло, фарфор, пластмасса

1

25 мин

10 мин

15 мин

5.

Металл, его качества и свойства. Профессия -металлург и сталевар.

1

25 мин

10 мин

15 мин

6.

Волшебное электричество. Профессия - электрик.

1

25 мин

10 мин

15 мин

7.

Как работает термометр. Профессия – врач.

1

25 мин

10 мин

15 мин

8.

Чудо магнит

1

25 мин

10 мин

15 мин

9.

Эти обыкновенные необыкновенные камни

1

25 мин

10 мин

15 мин

10.

Дымящие горы (вулканы). Профессия –вулканолог.

1

25 мин

10 мин

15 мин

11.

Соль на столе (полезные ископаемые)

1

25 мин

10 мин

15 мин

12.

Знакомимся с песком и глиной

1

25 мин

10 мин

15 мин

13.

Вода — самое удивительное вещество на Земле. Профессия – гидролог.

1

25 мин

10 мин

15 мин

14.

Почему растаяла Снегурочка

1

25 мин

10 мин

15 мин

15.

В царстве замерзшей воды.Профессия - гляциолог.

1

25 мин

10 мин

15 мин

16.

Неньютоновская жидкость

1

25 мин

10 мин

15 мин

17.

Тайные чернила

1

25 мин

10 мин

15 мин

18.

Опыты с пеной

1

25 мин

10 мин

15 мин

19.

Тайный похититель варенья

2

25 мин

10 мин

15 мин

20.

Растения — живой организм. Профессия – ботаник.

1

25 мин

10 мин

15 мин

21.

Прогулки - невидимки

1

25 мин

10 мин

15 мин

22.

Воздух есть везде. Профессия – метеоролог.

1

25 мин

10 мин

15 мин

23.

Посадим огород

1

25 мин

10 мин

15 мин

24.

Земля притягивает все. Профессия - геолог

1

25 мин

10 мин

15 мин

25.

Театр теней

1

25 мин

10 мин

15 мин

26.

Солнечные зайчики

1

25 мин

10 мин

15 мин

27.

Найди радугу

1

25 мин

10 мин

15 мин

28.

Поземная кладовая «Удивительная почва». Профессия – почвовед.

1

25 мин

10 мин

15 мин

29.

Почва — живая земля. Профессия - эколог

1

25 мин

10 мин

15 мин

30.

Сравнение песка, почвы и глины

1

25 мин

10 мин

15 мин

31.

Итоговое занятие

1

25 мин

10 мин

15 мин

 

Мониторинг

- Анализ результатов проекта.

Работа с родителями

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи. Так, например, можно предложить родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

- Перспективный план работы с родителями.

- Беседы.

- Консультации для родительского уголка.

- Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

- Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.

- Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

Заключение

Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год