Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование опытно-экспериментальной деятельности при работе с детьми дошкольного возраста
Познание
Автор: Бахтиярова Зульфия Инсафовна   
05.03.2025 02:00

Использование опытно-экспериментальной деятельности при работе с детьми дошкольного возрастаИспользование опытно-экспериментальной деятельности при работе с детьми дошкольного возраста

Одной из разновидностей познавательно-исследовательской деятельности выступает экспериментирование (опытно- экспериментальная деятельность). Экспериментальная деятельность детей (детское экспериментирование) — это форма деятельности детей, которая направлена на изменение предмета, явления действительности с целью познания. Результатом экспериментов является формирование обобщенных методов практического изучения ситуации.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

 

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это является основой для внедрения детского экспериментирования в практику дошкольных учреждений. Экспериментальная деятельность включает высокую активность и самостоятельность детей, обеспечивая процесс получения детьми не только новых знаний и информации, но и новых способов знакомства с ними.

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОО является развитие стремления к самостоятельному познанию объектов живой и неживой природы.

Задачи опытно-экспериментальной деятельности:

  • формировать интерес дошкольников к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность;
  • развивать умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;
  • создавать условия для развития самостоятельности и умения устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Главное преимущество метода экспериментирования состоит в том, что он дает детям реальное понимание различных аспектов исследуемого предмета, его отношения к другим предметам, окружающей среде. В ходе эксперимента память ребенка будет обогащаться, а мыслительные процессы активизироваться, так как возникает постоянная потребность в операциях анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения и экстраполяции. В результате ребенок не только вводит новые факты, но и накапливает основы умственных приемов и операций, которые мы рассматриваем как умственные умения.

Помимо вышесказанного, детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности, как:

  • Наблюдение. Оно является неотъемлемой частью любого эксперимента, так как служит для выявления хода и результатов работы.
  • Развитие речи. Это видно на всех этапах эксперимента – когда мы формируем цель, в процессе обсуждения методов и хода опыта, когда мы обобщаем и сообщаем устно то, что видели, и прочее. Необходимость учитывать увиденное, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи.
  • Изобразительная деятельность. Чем более развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет результат эксперимента, потому что ребенок более точно передает детали во время зрительной деятельности.
  • Формирование элементарных математических представлений. Опыты должны проводиться на постоянной основе для расчета, измерения, сравнения, определения формы и размеров и т.д.

Экспериментирование связано с другими видами деятельности: чтением художественной литературы, музыкой и физкультурой-но эти связи не настолько сильны.

В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов.

  • осознание того, что хочешь узнать;
  • формулирование задачи исследования;
  • продумывание методики эксперимента;
  • выслушивание инструкций и критических замечаний;
  • прогнозирование результатов;
  • выполнение работы;
  • соблюдение правил безопасности;
  • наблюдение результатов;
  • фиксирование результатов;
  • анализ полученных результатов;
  • словесный отчет об увиденном;
  • формулирование выводов.

Какова же роль воспитателя в организации опытно-экспериментальной деятельности? Воспитатель создает педагогические условия, способствующие формированию умений и навыков опытно-экспериментальной деятельности.

Работа строится поэтапно:

I этап

Обогащая предметно-пространственную среду в группе, воспитатель работает соответствии требованиям ФГОС ДО:

  • среда для экспериментирования содержательно насыщенна;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т. ч. с песком и водой);
  • среда даёт возможность выбора детьми материалов;
  • в группе имеются в наличии полифункциональные предметы (не обладающие жёстко закреплённым способом употребления), в т. ч природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в т. ч. в качестве предметов-заместителей в детской игре);
  • безопасность предметно-пространственной среды.

Предметно-пространственная среда способствует закреплению знаний детей, обогащению их социального опыта, развитию детского творчества и экспериментированию. Все материалы для экспериментальной деятельности находятся в свободном доступе для детей.

Обогащая предметно-развивающую среду, необходимую для практической реализации экспериментальной деятельности детей, педагог оснащает экспериментальный центр:

  • специальной посудой (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);
  • природным материалом (камешки, песок, семена и т.п.);
  • утилизированным материалом (проволока, скрепки, нитки…);
  • прочими материалами – лупами, термометрами и т.д.

В центре экспериментирования проводится опытно-экспериментальная деятельность.

II этап

На втором этапе ставятся следующие задачи:

  1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
  2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).
  3. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).
  4. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода – переход в различные состояния)
  5. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные — для удовлетворения своих потребностей.
  6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
  7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  9. Развивать интеллектуальные эмоции детей.
  10. Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
  11. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы.

При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми воспитатель должен соблюдать определённые правила:

  1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
  2. Не сдерживать инициативу детей.
  3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
  4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
  5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний.
  6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями.
  7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
  8. Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

Особенностью экспериментальной деятельности дошкольников является то, что роль воспитателя в экспериментировании ведущая во всех возрастах. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть равноправным партнером для детей и руководить экспериментом так, чтобы дети сохраняли чувство самостоятельности от открытия.

МАДОУ Детский сад №18 группа №4

Кружок «Юные Исследователи»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год