«Проблемно-игровое экспериментирование как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов ДОУ |
Познание | |||
Автор: Булгакова Валентина Михайловна | |||
11.03.2025 18:32 | |||
Цель: повысить педагогическую компетентность педагогов ДОУ в вопросах социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста. Задачи:
Актуализация. В ФГОС ДО уделяется особое внимание познавательно-исследовательской деятельности детей: реализация образовательной программы дошкольного образования осуществляется «... в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности» (ФГОС ДО, п.1. 2). Так же отмечается, что познавательно-исследовательская деятельность «реализуется путем детского экспериментирования и начинается с раннего возраста».
Кроме того, ФГОС ДО побуждает педагогов и психологов ДОУ к реализации эффективных методов и технологий в работе с детьми, способствующих эмоционально благополучному пребыванию ребенка в детском саду и развитию у него опыта совместной деятельности в коллективе. Следует отметить, что не всегда и не все дошкольники бывают заинтересованы в контакте с педагогом и сверстниками, не умеют ориентироваться в ситуации общения, договариваться, проявляют негативизм, обладают скудной палитрой эмоций. Самооценка нередко бывает неадекватна, что порождает тревожность, замкнутость, обидчивость, раздражительность, агрессивность. Дети сторонятся коллективных игр и в речевой контакт вступают с трудом. 1. Теоретическая часть. В работе по реализации направления социально-коммуникативного развития старших дошкольников И. А. Пазухина предлагает использовать инновационную технологию социального проблемно-игрового экспериментирования в области человеческих эмоций. Социальное проблемно-игровое экспериментирование — это технология, которая используется для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возрастаи позволяет решать следующие задачи:
Несмотря на различные области применения даннойтехнологии, можно выделить одну отличительную особенность: ребенок познает объект в процессе практическойдеятельности с ним. У китайского народа есть изречение: «Расскажи — ия забуду, покажи — и я запомню, дайпопробовать — и я пойму». Обучая ребенка, знания необходимопредставлять визуально и так, чтобымалыш имел возможность понаблюдать, потрогать, действовать. Такимобразом, в ходе исследований происходит формирование знаний, которыеприобретаются в результате активного взаимодействия с реальностью. Еще однапринципиально важная возможность, которая появляется в процессе практических занятий: в рамках группы дошкольник может экспериментировать сразличными стилями общения, усваиватьи отрабатывать совершенно новые длянего умения и навыки взаимодействия, ощущая при этом психологическийкомфорт и защищенность. Все этоформирует положительное отношениек занятию, развивает интересы детей, создает доброжелательное, комфортное состояние и дает возможностьпроявить свои способности, а такжеспособствует развитию творческойактивности. Сегодня мне хотелось подробнее остановитьсяна социальном экспериментированиии экспериментировании в областичеловеческих эмоций, так как приоритетным направлением в деятельностипедагога-психолога является именноразвитие и коррекция эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка. В кабинете педагога-психолога создана мини-лаборатория. В экспериментах используютсяпростые предметы: воздушный шарик, булавка продемонстрируют эффективность применения социально приемлемых способов решения конфликтов; стаканчик с водой, блестящие звездочки, акварельные краски, кисточка, трубочкадля коктейля помогут понять многообразие человеческих эмоций; камешекпоможет осознанию необходимостиуметь говорить с человеком о проблемах и выяснять неприятные моменты вобщении и т. д. Эксперименты могут выступать как часть занятия по социально-эмоциональному развитию дошкольников 5-7 лет, а могут проводиться как отдельное занятие. В организации и проведении экспериментов можно выделить условно несколько этапов:
Упражнение «Мое настроение». А для начала, предлагаю упражнение для разминки. Расскажите о вашем настроении сегодня. Какое оно? Подумайте, на какое время года или природное явление оно похоже? (белое пушистое облако или яркое солнце и т.д.). Эксперимент «Волшебные стаканчики». Цель: расширить представление о базовых эмоциях; развивать внимание к соответствующим переживаниям, творческие способности. Оборудование: пластиковые прозрачные бесцветные стаканчики с чистой водой, трубочки для коктейля, акварельные краски, кисточки, блестящие звездочки-пайетки. Ход эксперимента. Мы с вами превращаемся в волшебников. У вас на столе набор для волшебства. Когда мы спокойны, хорошо себя чувствуем, всем довольны и ничто нас особо не беспокоит, в это время наше настроение похоже на чистую воду. Посмотрите на эту прозрачную водичку, вот такие же спокойные и чистые наши мысли. Когда мы веселимся, улыбаемся, то и настроение бывает прекрасным, радостным, восторженным, ликующим и мысли похожи на салют: они бле-стят и переливаются, как вода в этом стакане. (Бросаем блестки в стакан и трубочкой размешивает их.) Посмотрите, какая красота! Попробуйте так же поколдовать. Берите немного звездочек и бросайте в стаканчик. А чтобы блестки заискрились, возьмите трубочку, подуйте через нее в стаканчик и устройте салют. Смотрите, как весело сверкают звездочки! У вас получились замечательные веселые салюты! Но бываети так, что кто-то или что-то может испортить нам на-строение, и тогда мысли наши неприятны, грустны, мы плохо себя чувствуем, тогда наши мысли похожи на темную, мутную воду. (Опускаем кусочек глины или черной краски в свой стакан.) Это значит, потерялась наша радость. Настроение стало печальным. Как вернуть веселье? Пусть каждый придумает свой способ. Посмотрите, как заметно улучшилось настроение благодаря вашим стараниям. А случается и такое: кто-то ругается, ссорится и сжимает кулаки. Человек испытывает злость, гнев. (Опускает кисточку с красной краской в стакан с прозрачной водой.) Какого цвета стала вода? (Красная.) Именно такого цвета становится лицо злого человека. Внутри человека кипит, бурлит злость. Вспомните, когда вы злились, из-за чего это случилось? (Дети высказываются.) Что можно сделать, чтобы победить эти недобрые чувства? Предлагая свой способ, участники могут опускать в стакан кисточку с желтойкраской, символизирующей приятные эмоции. Затем наблюдают и озвучивают, как изменился цвет злости в стаканчике. Эксперимент «Как победить недобрые чувства» Цель: учить детей адекватно выражать негативные эмоции, развивать умение снимать эмоциональное напряжение, расширить у детей поведенческий репертуар в сложных ситуациях. Оборудование: картинки с изображениями двух мальчиков (веселого и злого), поднос, два воздушных шарика, булавка. Ход эксперимента. Коллеги, вы много знаете о том, как беречь здоровье. Но говорят, чтобы быть здоровым, нужно находитьсяв хорошем настроении. Давайте об этомпорассуждаем. Садитесь поудобнееи послушайте стихотворение «Что стобой?» В нем говорится об одноммальчике. После того как вы прослушаете стихотворение, вам нужно будетпоказать его на картинке, выбрав издвух вариантов. Ты надутый весь такой, Словно шарик надувной. У тебя сердитый вид — Он о многом говорит: Тебя кто-то обижал? Тебе кто-то угрожал? Ты не получил конфет? Или настроенья нет? Что с тобой? Что с тобой? Ты как шарик надувной! Как вы думаете, про которого мальчика шла речь в стихотворении? Какими словами вы моглибы описать его настроение, его состояние? (Злой, сердитый, обиженный, надутый, рассерженный, хмурый, неприятный, недовольный, недобрый, агрессивный, недружелюбный.) А теперьдавайте обратим внимание на его лицои позу. Они какие-то необычные. (Бровинахмуренные, взгляд из-под бровей, зубы сжаты, губы плотно сжаты, руки сжаты в кулаки, воинственная поза.) Как вы думаете, почему унего такое настроение? (Его кто-тообидел, ударил, не дал конфет илион заболел и т. д.) А теперь давайтепосмотрим на второго мальчика. Какими словами вы могли бы описать егонастроение, его состояние? (Веселый, радостный, ликующий, довольный, улыбающийся, приятный, добрый, доброжелательный.) А что вы можете сказать о его лице, позе? (Глазавеселые, прищурены, рот улыбается, подпрыгивает от радости.) Как выдумаете, почему у этого мальчика такоенастроение? (У него день рождения, кто-то угостил вкусной конфетойи т. д.) Скажите, пожалуйста, как вы думаете, много ли друзей у обидчивых людей? Почему? А приятно ли общаться с сердитым человеком? А с каким человекомприятно общаться? Давайте вернемся к герою нашегостихотворения. У мальчика скопилась злость, обида, раздражение, то есть неприятные чувства. А так ведь и заболетьнедолго, так как болезни нападают натех, у кого плохое настроение. Давайтепроведем такой эксперимент. Я буду надувать шарик и предлагаю вам представить, что внутри этого шарика находятсянеприятные чувства. Их надо выпустить. (Прокалываем иголкой шар, который с шумом лопается.) Если таквыпускать свою злость, то есть драться, обзываться, кричать, то можно напугатьили разозлить окружающих. А теперь янадую второй шарик и буду понемногувыпускать из него воздух, то есть злость, обиду, раздражение. Вы заметили, чтошарик становится меньше? А это значит, что и неприятные чувства уменьшаются, не причинив никому вреда. Дети, а чтовы можете предложить, чтобы победитьнедобрые чувства? (Потанцевать; медленно сосчитать до 10 и обратно; встать под душ; слепить что-нибудьиз пластилина; разорвать старуюгазету на мелкие кусочки; изо всехсил сжать кулаки, а затем медленноразжать их и т. д., выполнить упражнение «Возьми себя в руки») Каждый ребенокили взрослый может обидеться илирассердиться на кого-нибудь. Но нужноне забывать, что неприятные чувстване должны быть долго внутри человека, их надо умело выпускать. И тогдачеловек будет здоровым. Ведь хорошеенастроение — основа здоровья. И явам желаю никогда не терять веселоенастроение. Эксперимент «Камешек в ботинке» Цель: учить детей решать конфликтные ситуации, преодолевать негативные чертыхарактера (агрессивность, замкнутость, нерешительность), обучать детей адекватными способами вербализовыватьсвое эмоциональное состояние; способствовать снижению эмоциональногонапряжения в группе. Оборудование: маленькие камешки на каждогоребенка. Ход эксперимента: Случалось так, что вам в ботинок попадал камешек? (Ответы) Сначала камешекне очень мешает, но постепенно нарастает боль и неудобство, можетдаже появиться ранка или мозоль. И тогда нам нужно снять ботинок ивытряхнуть камешек. Он почти всегдакрошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смогпричинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там не камень, а целая гора с острыми краями. Нобывает, что, придя домой, мы забываливытащить камень из ботинка. Тогда восвободившейся от ботинка ноге больстихала. Но утром, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали сильную больот соприкосновения с тем же камнем. Боль, причем более сильная, чем вчера. Так маленькая проблема становитсябольшой неприятностью. Давайте мы свами посмотрим, так ли это. Каждому ядаю камешек. Положите его под пяточку. Что вы чувствуете? Что-то мешает, ноне больно. А теперь встаньте. Усилилисьнеприятные ощущения, боль? Попробуйте сделать несколько шагов. Чточувствуете теперь? (Ответы.) Koгдa мы сердимся, чем-то обижены, взволнованы, у нас как будто в ботинкемаленький камешек. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим егооттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камешек в обуви, то унас, скорей всего, возникнут проблемы. Поэтому всем людям — и взрослым, и детям — полезно говорить о своихпроблемах сразу, как только они ихзаметят. Давайте договоримся: если кто-тоиз вас скажет: «У меня камешек в ботинке», мы все сразу поймем, что емучто-то мешает, и сможем поговоритьоб этом. Подумайте, не чувствуете ливы сейчас какого-либо неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам? Если чувствуете, скажите нам. Например: «У меня камешек в ботинке. Мнене нравится, что Ваня меня толкает». Расскажите, что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камешков в ботинке». Участники по очереди рассказывают, что же мешает им в данный момент, описывают свои ощущения. Отдельные «камешки», о которых будут говорить, полезно обсудить в кругу. В этом случае каждый участник предлагает попавшему в затруднительную ситуацию способ, при помощи которого можно избавиться от «камешка». Эксперимент «Магнит» Цель: организация психоэмоционального раскрепощения, снятие мышечного напряжения, преодоление тактильных барьеров, развитие коммуникативных качеств. Оборудование: поднос, магнит, железные шарики. Ход эксперимента: Давайте немного поэкспериментируем: смотрите на подносе железные шарики и магнит. Как вы думаете, что произойдет, если поднести магнит к шарикам? (Он их притянет.) Верно. А сейчас мы с вами поиграем. Вы – железные шарики, которые свободно двигаются по комнате (под веселую музыку). Когда появится магнитик (т. е. прозвучат слова: «Ольга — магнитик!» Названный участник должен остановиться и замереть), а вы все бегите к нему и сильно прижмитесь друг к другу. А теперь давайте каждый скажет, почему Оля притягивает, как магнит, что в нем такого замечательного? (Игра повторяется несколько раз с другими участниками-магнитиками.) В заключение хотелось бы отметить, что цель исследовательская дея-тельностьявляется не только средством познавательной активности дошкольника, но и средством его социально-коммуникативного развития, что способствует формированию всесторонне развитой личности. В ходе экспериментальных действий ребенок поднимается вверх по ступеням своего развития в познании себя и окружающего мира. Он учится совместно со взрослым и группой сверстников определять наиболее эф-фективный способ решения встающих перед ним проблем и находить ответы на возникающие вопросы. Рефлексия «Цепочка пожеланий». Каждому участнику состоявшегося по цепочке (в определенной последовательности) предлагается обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия и передать горящий фонарик соседу. Пожелания могут быть направлены на предстоящее взаимодействие, будущие дела. Заканчивает цепочку пожеланий педагог-психолог, подводя определенный итог.
|