ПРОЕКТ «АЗБУКА ПРОФЕССИЙ»
Автор: воспитатель высшей категории Гавриш Марина Сергеевна. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 451 г. Челябинска"
Тип проекта: Познавательно-исследовательский, практико ориентированный, информационно-творческий.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, социальные партнеры
Продолжительность: проект долгосрочный, один учебный год
Цель проекта: Создание условий, способствующих формированию у детей представлений о профессиональной деятельности взрослых, развитию начальных допрофессиональных способностей и устремлений, активизации познавательного интереса к разным видам рабочих профессий, актуальных для Южного Урала.
Скачать конспект
Задачи проекта:
- Расширение представлений детей о профессиях людей, работающих в регионе Южный Урал, о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат); формирование отчетливых представлений о роли современной техники в трудовой деятельности человека; ознакомление с историей создания механизмов, облегчающих труд человека;
- Развитие образного и пространственного мышления у детей, побуждение детей к творчеству и самостоятельности; стимулирование развития познавательных, коммуникативных способностей детей; развитие умения включать в игровой процесс деятельность людей разных профессий;
- Участие детей в моделирующих ситуациях, в которых осваиваются особенности некоторых видов профессиональной деятельности;
- Формирование у воспитанников первичного опыта участия в различных видах деятельности: проектной, конструктивно-модельной, исследовательской, поисковой;
- Создание интеллектуально-мотивационной, профориентационной среды;
- Активизация творческого потенциала педагогов ДОУ по организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста;
- Организация взаимодействия воспитанников с непосредственными носителями практического опыта;
- Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной коммуникативной деятельности; привлечение родителей к проведению совместных мероприятий;
- Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать посильную помощь, чувства уважения и благодарности к близким и незнакомым людям.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Актуальность проекта:
Мир профессий в обществе — сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли строителя, машиниста, спасателя, архитектора — тех специальностей, который видит ребенок вокруг себя. Но представления о профессиях у ребенка ограничены его небогатым жизненным опытом. Чтобы расширить знания о разнообразии профессий был разработан проект «Азбука профессий».
Именно в детстве, на первом этапе жизнедеятельности у ребенка может быть сформировано положительное отношение к профессиональному миру: людям — труженикам, обширному миру профессий, самоопределение через постижение первоначальных умений в доступных видах деятельности. Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития любознательности, что позволяет эффективно решать вопросы мотивации и заинтересованности ребенка в знакомстве с различными профессиями.
Формирование представлений детей о мире труда и профессий — это необходимый процесс, который актуален в современном мире. Ознакомление детей с техникой, машинами и механизмами, разнообразными видами труда, профессиями родителей, обеспечивает вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.
Тематика проекта «Азбука профессий» отражает знакомство детей с профессиями строителя, архитектора, эколога, шахтёра, спасателя, профессиями железнодорожной отрасли. Цикл мероприятий, включенных в структуру проекта создает условия для получения детьми максимально разнообразного спектра впечатлений о мире рабочих профессий, формирования у них положительного отношения к людям труда, их занятиям, приобретениям начальных трудовых умений в различных доступных видах деятельности.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Формирование представления детей о многообразии профессий и их значимости, о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- Повышение познавательной активности и творческой инициативы детей дошкольного возраста, интереса к профессиям взрослых, внимание к профессиям родителей;
- Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- Расширение и обогащение словарного запаса детей, совершенствование речевой активности детей;
- Умение самостоятельно организовывать детьми сюжетно — ролевые игры на основе полученного опыта в ходе изучения профессий;
- Обогащение предметно-пространственной развивающей среды;
- Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами — непосредственными носителями практического опыта;
- Сплочение семьи ребёнка общими интересами к одному делу, детские самопрезентации профессии
Этапы работы над проектом
I этап (Организационно-подготовительный) -
- Составление проблемно-ориентированного анализа;
- Изучение методической литературы, литературных источников и интернет-ресурсов;
- Дифференциация потребностей педагогов, детей и родителей в рамках актуальной проблемы;
- Определение конкретных целей, задач проекта, способов подготовки и вариантов решения проблемы;
- Разработка схемы реализации проекта в группе;
- Обогащение предметно-пространственной профориентационной среды (подбор дидактического, методического материалов, видеоматериалов, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности);
- Привлечение социальных партнеров (непосредственных носителей практического опыта) к реализации проекта.
Формы работы:
- Анкетирование родителей с целью выявления заинтересованности в участии в проектной деятельности;
- Информационный материал в группах ДОУ;
- Оформление «Профессионального» центра развития в группах ( «ПРОФИ-центр»).
II этап (Основной)
1. Дополнение календарно-тематического планирования в группе проектной деятельностью по ранней профориентации «Азбука профессий» (корректировка тематических недель);
Тематические недели:
|
Неделя
|
Тема
|
Профессии
|
«Человек-человек»
|
1
|
Сентябрь
|
«До свидания, лето», «Здравствуй, детский сад», «День знаний»
|
Профессии сферы образования (детский сад и школа)
|
2
|
«Мой город», «Моя страна», «Моя планета»
|
Профессии государственной службы
|
3
|
«Этикет»
|
Профессии социальной службы
|
4
|
«Я-человек»
|
Медицинские профессии
|
«Человек-природа»
|
1
|
Октябрь
|
«Животный мир»
|
Профессии животноводческой отрасли
|
2
|
«Краски осени»
|
Растениеводство
|
3
|
«Город мастеров»
|
Мастеровые Южного Урала
|
4
|
«Наш быт»
|
Профессии сферы быт. обслуживания
|
|
«Человек-безопасность»
|
|
1
|
Ноябрь
|
«Дружба», «День народного единства»
|
Профессии военной сферы, охраны порядка и безопасности
|
2
|
«Транспорт»
|
Профессии транспортной отрасли
|
3
|
«Миром правит доброта»
|
Профессия - спасатель (МЧС, пожарные, скорая помощь)
|
4
|
«Кто как готовится к зиме»
|
Профессии в дикой природе
|
«Человек-художественный образ»
|
1
|
Декабрь
|
«Здравствуй, зимушка-зима!»
|
Профессии художественной сферы и легкой промышленности
|
2
|
«Народная культура и традиции»
|
Профессии на сцене
|
3
|
«Новогодний калейдоскоп»
|
Профессии за кулисами
|
4
|
«Новогодний калейдоскоп»
|
Новогодние утренники.
|
«Человек-техника»
|
1
|
Январь
|
«В гостях у хозяйки медной горы»
|
Профессии горно-металлургической промышленности
|
2
|
«В гостях у хозяйки медной горы»
|
Профессии горно-металлургической промышленности
|
«Человек-техника»
|
1
|
Февраль
|
«Дом, в котором я живу!»
|
Профессии архитектурно - строительной промышленности
|
2
|
«Азбука безопасности»
|
Профессии машиностроения
|
3
|
«Наши защитники»
|
Профессии наших пап
|
4
|
«Маленькие исследователи»
|
Профессия изобретатель
|
«Человек-дизайн»
|
1
|
Март
|
«Миром правит красота»
|
Профессии наших мам
|
2
|
«Миром правит красота»
|
Профессии лёгкой промышленности
|
3
|
«Весна шагает по планете. Встречаем птиц»
|
Профессия дизайнер
|
|
«Человек-наука»
|
1
|
Апрель
|
«Быть здоровыми хотим. Познаём себя»
|
Профессия детский врач, врач педиатр
|
2
|
«Космос»
|
«Космические» профессии
|
3
|
«Приведём планету в порядок»
|
Профессия эколог
|
4
|
«Волшебница вода»
|
Гидролог, лаборант
|
«Человек-Герой»
|
1
|
Май
|
«Праздник весны и труда»
|
Профессии бабушек и дедушек. Трудовые династии семьи.
|
2
|
«День Победы»
|
Профессии в годы ВОВ г.Челябинска
|
2. Содержание календарно-тематического планирования в группе проектной деятельности по ранней профориентации «Азбука профессий» (корректировка тематических недель);
Содержание:
Виды деятельности
|
Взаимодействие с родителями
|
СЕНТЯБРЬ
|
Познавательное развитие:
НОД: «Путешествие в страну профессий», «Для чего люди ходят на работу», «Увлекательные профессии взрослых».
Игры: «Я умею», «Кто здесь был и что забыл», «Собери картинку».
Беседа о важной роли труда в жизни человека «Чем пахнут ремесла?»
Ознакомление с художественной литературой: С. Михалков «Кем быть».
Художественно-эстетическое развитие: рисование «Папа на работе»
Театрализованная деятельность: Инсценировка стихотворения В. Маяковского «Кем быть?»
Дидактические игры: «Кем быть?», «От слова к слову», «Едем на работу».
Подвижные игры: «Путешествие по городу», «Найди письмо».
Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные», «На дороге».
Мероприятия: Просмотр мультфильма «Все профессии нужны все профессии, важны».
Профессиограмма «Мечты у ребят разные»
|
Выставка «Профессии моей семьи».
Вечер загадок о профессиях.
Викторина «Профессии прошлого, настоящего и будущего».
Фотогалерея «История профессии: как было-как стало».
|
ОКТЯБРЬ
|
Познавательное развитие:
НОД: «Как мы помогаем братьям нашим меньшим».
Наблюдение за объектами живой природы.
Беседы: «А что загрязняет наш воздух?», «О чистоте воздуха», «О правилах поведения в лесу», «О загрязнении воды».
Речевое развитие:
Словесная игра «Угадай словечко» по стихотворению Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»
Ознакомление с художественной литературой: Рассказ: Л. Шульпяков «Моя счастливая деревня».
Художественно-эстетическое развитие: рисование «В лесу», аппликация «Столовая для птиц». Слушание песен: «Антошка».
Коллекции гербария, создание икебан.
Праздник - викторина «Мы любим природу».
Строительно - конструктивная деятельность: сортировочная станция.
Дидактические игры: «Собери картинку», «Какие бывают профессии?», «Бывает – не бывает», «Лес – наше богатство», «Санитары леса», «Зеленая аптека», «Птицы – наши друзья», «Путешествие в природу», «Дары леса».
Подвижные игры: «На полянке», «Сортировщик».
Сюжетно-ролевые игры: «Собираемся в поход»
|
Экскурсия в краеведческий музей.
Акция ДОУ «Соблюдайте чистоту».
Создание книги «Азбука лесника».
Акция «Помоги пернатому» (изготовление кормушек, скворечников).
|
НОЯБРЬ
|
Познавательное развитие:
НОД: «Самая трудная и загадочная профессия - спасатель МЧС».
Просмотр презентации для детей «Профессия - Спасатель».
Беседа с элементами проблемных ситуаций «Огонь – наш друг или враг? »
Мастер-класс от Светофорыча «Опасности в профессиях».
Речевое развитие: Составление рассказов «Все профессии нужны, все профессии важны» (с использованием схем).
Ознакомление с художественной литературой: С.Маршак «Пожар», С.Маршак «Кошкин дом».
Художественно-эстетическое развитие: лепка сюжетная коллективная «Пожарные спешат на помощь»; аппликация «Пожарный»; рисование сюжетное « Один день из жизни спасателя».
Дидактические игры: «Собери картинку», «Какие бывают профессии?»
Подвижные игры: «Спасатели», «Автомобиль и пешеход», «Мойка машин».
Театрализованная деятельность: Спектакль «Дом в лесу».
Виртуальные экскурсии «МЧС».
Экскурсия по детскому саду (группе) «Противопожарная безопасность детского сада».
|
Встреча с интересным человеком - выступление сотрудника МЧС «Наша служба и опасна и трудна».
Игра «Поле чудес».
Спортивное развлечение: «Сильный, ловкий, смелый».
Вечер загадок «Предметы бывают разные: опасные и безопасные».
|
ДЕКАБРЬ
|
Познавательное развитие:
НОД: «Хочу быть архитектором», «Дома разных народностей» (русские, буряты, эвенки и др.).
Игра-путешествие «Гуляем по городу» (достопримечательности нашего города).
Рассматривание фото - альбома «Символы города Челябинска», рассматривание иллюстраций людей строительных профессий, строительной техники.
Речевое развитие:
Словесные игры: «Назови инструмент», «Исправь ошибку», «Назови одним словом».
Рассматривание картин из серии «Кем быть?». Словарная работа (учить правильно согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе и падеже)
Ознакомление с художественной литературой: Е.Пермяк «Для чего руки нужны».
Художественно-эстетическое развитие: рисование «В большом городе», лепка «Домик для Машеньки», аппликация «Сказочный дворец».
Настольныее игры: «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации».
Строительно - конструктивная деятельность: «Построим разные дома».
Подвижные игры: «Кто быстрее дом построит».
Сюжетно-ролевые игры: «Мы - Архитекторы»
|
Встреча с интересными людьми.
Создание макета «Город будущего».
Оформление фотоколлажа «Необычные здания».
Фестиваль по лего-конструированию «Лего-мастер».
|
ЯНВАРЬ
|
Познавательное развитие:
НОД: «Знакомство с профессией — шахтера».
Изготовление модуля «Доменная печь».
Речевое развитие:
Словесные игры: «Закончи предложение», «Исправь ошибку», «Скажи по-другому», «Назови одним словом».
Ознакомление с художественной литературой: «Сказка об отважном рудокопе и маленьком красном человечке!»
Художественно-эстетическое развитие: рисование «Работа шахтера», аппликация «Шахтёр», лепка «Спецтехника».
Дидактические игры: «Кто больше расскажет о профессии!», «Угадайте, что я делаю?»
Подвижные игры: «Добыча угля»
Сюжетно-ролевые игры: «Мы металлурги»
Экскурсии: Виртуальная экскурсия «Шахта», «ЧМЗ».
Опытно-экспериментальная деятельность: «Куда делись чернила?»
Строительно - конструктивная деятельность:Легоконструирование «Шахта»
|
Выставка коллекций полезных ископаемых.
Научно-спортивное развлечение «Большая экспедиция маленьких геологов».
Презентация детско-родительского проекта «Угольная промышленность».
Создание мини-музея (макет шахты, музей камней, каски, наушники, фонари, одежда шахтера, кукла-шахтер и др.)
|
ФЕВРАЛЬ
|
Познавательное развитие:
НОД: «Ознакомление с трудом машиниста».
Беседы: «Как создавали первый паровоз», «Везде и всюду правила, их надо знать всегда» (правила поведения на железнодорожном вокзале, правила поведения в поезде), «Почему поезд бывает пожарным».
Чтение и слушание произведений, заучивание стихотворений на железнодорожную тему (Дж. Родари «Детская железная дорога», Э. Мошковская «Мчится поезд», Н. Костарев «Вокзал», Г. Цыферов «Паровозик», Б. Житков «Что я видел», Н. Забила «Путями-дорогами», А. Лукьянова «Братцы-вагончики и скорый поезд», Т. Михайлова «Непослушный вагон» Г. Шалаева «Как вести себя в поезде»).
Речевое развитие: составление рассказа из личного опыта «Путешествие на поезде».
Ознакомление с худ. литературой: К. Чуковский «Багаж», «Паровозик из Ромашково», С. Капутикян «Поезд», «История железных дорог России».
Художественно-эстетическое развитие: рисование «Вокзал нашего города», лепка «Поезд».
Театрализованная деятельность: «Путешествие на поезде дальнего следования».
Дидактические игры: «Что случилось, если бы не работал ...», «Что делают этим предметом»
Подвижные игры: «Машинист».
Сюжетно-ролевые игры: Режиссерская игра «Диспетчер» с использованием наборов картинок разных видов транспорта.
Экскурсии: Центр исторического наследия ЮУЖД
|
Выставка детских поделок из природного и бросового материала на тему «Транспорт».
Творческий проект «Знатоки профессий железнодорожного транспорта».
Центр исторического наследия ЮУЖД
Посещение музея истории подвижного состава ЮУЖД
|
МАРТ
|
Познавательное развитие:
НОД: «Строительные профессии»; рассказ воспитателя о труде строителя; отгадывание загадок о строительных профессиях.
Беседа о взаимосвязи профессий на стройке «Труд человека».
Речевое развитие: Составление сюжетного рассказа по серии картин «Строим дом».
Ознакомление с художественной литературой: разучивание стихотворения Б.Заходер «Строители».
Художественно-эстетическое развитие: Рисование на тему: «Дом, в котором я живу», создание альбомов «Строительная техника» и «Строительные профессии».
Строительно - конструктивная деятельность: конструирование из кирпичиков «Экодом».
Театрализованная деятельность: Сказка «Три поросёнка».
Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Профессии», «Найди пару», «Отгадай профессию».
Подвижные игры: Игра с мячом «Строительные специальности».
Сюжетно-ролевые игры: «Конструкторское бюро», «Мы - строители», «Стройплощадка».
Опытно-экспериментальная деятельность: Тонет - не тонет, сила магнита, реактивная тяга.
|
Презентация лего-проектов «Машина будущего и спецтехника».
Мастер-класс «Мы высокий дом построим».
Посещение выставки строительной техники.
|
АПРЕЛЬ
|
Познавательное развитие:
НОД: «Кто такой эколог?», «Я и мир вокруг меня», «Приведем в порядок планету».
Беседы: «День Земли», «О чистоте окружающей среды», «Голоса птиц».
Речевое развитие:составление описательного рассказа по картине по плану «В лесу».
Словесные игры: «Угадай словечко» по стихотворению Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»
Художественно-эстетическое развитие: рисование «Сельскохозяйственная техника», лепка «Садовый инвентарь».
Строительно - конструктивная деятельность:создание макета «Экоферма».
Дидактические игры: «Профессии», «Найди пару», «Отгадай профессию».
Подвижные игры: «Семья птиц», «Садовник».
Сюжетно-ролевые игры: «Садоводы - огородники».
Опытно-экспериментальная деятельность: Посадка овса, наблюдение за ростками, зарисовка.
Экскурсия:Наблюдения за трудом взрослых на огороде.
|
Акция «Большой вред маленькой батарейки».
Создание макета «Экологический город»
Акция «Субботник».
|
МАЙ
|
Познавательное развитие:
НОД: «Все работы хороши, все профессии важны!»
Речевое развитие: составить рассказ о своей поделке «Что я умею мастерить».
Словесные игры: «На чем отправимся в путешествие», «Скажи по-другому».
Художественно-эстетическое развитие: рисование «Кем я хочу стать, когда вырасту».
Коллективная работа, оформление газеты на тему: «Все работы хороши - выбирай на вкус!»
Дидактические игры: «Мир вокруг нас», «Хорошо-плохо» (ТРИЗ), «Звездный путь», «Что наносит вред природе», «Узнай профессию по описанию», «Кому что нужно для работы».
Подвижные игры: «Перемени предмет», «Чья команда быстрее»
Сюжетно-ролевые игры: «Я сегодня ….(строитель, машинист, фермер, архитектор)»
|
Развлечение «Азбука профессий».
Фотогалерея «Учимся думать, работать, мечтать!»
|
III этап (Обобщающий) -
- Результаты продуктивной деятельности в процессе реализации проекта.
- Подведение итогов реализации проекта
- Анкетирование с целью выявления удовлетворенности родителей
- Определение перспектив работы по теме ранняя профориентация детей дошкольного возраста.
Формы работы:
- Практические мастер-классы старших дошкольников;
- Познавательные и творческие выставки
- Создание развивающего центра в группе по профессиям («ПРОФИ-центр»);
- Взаимодействие с носителями практического опыта
Результаты реализации проекта:
- 1.Расширение представлений о трудовой деятельности человека, формирование интереса к изучаемой сфере «Профессии Южного Урала»;
- 2.Повышение уровня информационно-коммуникационной культуры дошкольников;
- 3.Формирование правил экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- 4.Совершенствование конструкторских навыков, развитие внимания, логики и воображения;
- 5.Активизация интереса и формирование устойчивого положительного отношения к продуктивной, трудовой деятельности и экспериментированию;
- 6.Обогащение предметно-пространственной развивающей среды ДОУ;
- 7.Создание развивающего центра в группе по профессиям («ПРОФИ-центр»);
- 8.Тематические выставки в группах «Мир профессий глазами детей»;
- 9.Взаимодействие с социальными партнёрами детского сада, с семьями воспитанников, укрепление детско-родительских отношений.
Положительный эмоциональный настрой всех участников проекта определяет перспективу дальнейшей работы по ранней профориентации в ДОУ.
|