Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРОЕКТ «АЗБУКА ПРОФЕССИЙ»
Познание
Автор: Гавриш Марина Сергеевна   
25.03.2025 18:08

ПРОЕКТ «АЗБУКА ПРОФЕССИЙ»ПРОЕКТ «АЗБУКА ПРОФЕССИЙ»

Автор: воспитатель высшей категории Гавриш Марина Сергеевна. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 451 г. Челябинска"

Тип проекта: Познавательно-исследовательский, практико ориентированный, информационно-творческий.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, социальные партнеры

Продолжительность: проект долгосрочный, один учебный год

Цель проекта: Создание условий, способствующих формированию у детей представлений о профессиональной деятельности взрослых, развитию начальных допрофессиональных способностей и устремлений, активизации познавательного интереса к разным видам рабочих профессий, актуальных для Южного Урала.

Скачать конспект 

Задачи проекта:

  1. Расширение представлений детей о профессиях людей, работающих в регионе Южный Урал, о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат); формирование отчетливых представлений о роли современной техники в трудовой деятельности человека; ознакомление с историей создания механизмов, облегчающих труд человека;
  2. Развитие образного и пространственного мышления у детей, побуждение детей к творчеству и самостоятельности; стимулирование развития познавательных, коммуникативных способностей детей; развитие умения включать в игровой процесс деятельность людей разных профессий;
  3. Участие детей в моделирующих ситуациях, в которых осваиваются особенности некоторых видов профессиональной деятельности;
  4. Формирование у воспитанников первичного опыта участия в различных видах деятельности: проектной, конструктивно-модельной, исследовательской, поисковой;
  5. Создание интеллектуально-мотивационной, профориентационной среды;
  6. Активизация творческого потенциала педагогов ДОУ по организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста;
  7. Организация взаимодействия воспитанников с непосредственными носителями практического опыта;
  8. Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной коммуникативной деятельности; привлечение родителей к проведению совместных мероприятий;
  9. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать посильную помощь, чувства уважения и благодарности к близким и незнакомым людям.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Актуальность проекта:

Мир профессий в обществе — сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли строителя, машиниста, спасателя, архитектора — тех специальностей, который видит ребенок вокруг себя. Но представления о профессиях у ребенка ограничены его небогатым жизненным опытом. Чтобы расширить знания о разнообразии профессий был разработан проект «Азбука профессий».

Именно в детстве, на первом этапе жизнедеятельности у ребенка может быть сформировано положительное отношение к профессиональному миру: людям — труженикам, обширному миру профессий, самоопределение через постижение первоначальных умений в доступных видах деятельности. Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития любознательности, что позволяет эффективно решать вопросы мотивации и заинтересованности ребенка в знакомстве с различными профессиями.

Формирование представлений детей о мире труда и профессий — это необходимый процесс, который актуален в современном мире. Ознакомление детей с техникой, машинами и механизмами, разнообразными видами труда, профессиями родителей, обеспечивает вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.

Тематика проекта «Азбука профессий» отражает знакомство детей с профессиями строителя, архитектора, эколога, шахтёра, спасателя, профессиями железнодорожной отрасли. Цикл мероприятий, включенных в структуру проекта создает условия для получения детьми максимально разнообразного спектра впечатлений о мире рабочих профессий, формирования у них положительного отношения к людям труда, их занятиям, приобретениям начальных трудовых умений в различных доступных видах деятельности.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Формирование представления детей о многообразии профессий и их значимости, о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  2. Повышение познавательной активности и творческой инициативы детей дошкольного возраста, интереса к профессиям взрослых, внимание к профессиям родителей;
  3. Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  4. Расширение и обогащение словарного запаса детей, совершенствование речевой активности детей;
  5. Умение самостоятельно организовывать детьми сюжетно — ролевые игры на основе полученного опыта в ходе изучения профессий;
  6. Обогащение предметно-пространственной развивающей среды;
  7. Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами — непосредственными носителями практического опыта;
  8. Сплочение семьи ребёнка общими интересами к одному делу, детские самопрезентации профессии

Этапы работы над проектом

I этап (Организационно-подготовительный) -

  1. Составление проблемно-ориентированного анализа;
  2. Изучение методической литературы, литературных источников и интернет-ресурсов;
  3. Дифференциация потребностей педагогов, детей и родителей в рамках актуальной проблемы;
  4. Определение конкретных целей, задач проекта, способов подготовки и вариантов решения проблемы;
  5. Разработка схемы реализации проекта в группе;
  6. Обогащение предметно-пространственной профориентационной среды (подбор дидактического, методического материалов, видеоматериалов, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности);
  7. Привлечение социальных партнеров (непосредственных носителей практического опыта) к реализации проекта.

Формы работы:

  • Анкетирование родителей с целью выявления заинтересованности в участии в проектной деятельности;
  • Информационный материал в группах ДОУ;
  • Оформление «Профессионального» центра развития в группах ( «ПРОФИ-центр»).

II этап (Основной)

1. Дополнение календарно-тематического планирования в группе проектной деятельностью по ранней профориентации «Азбука профессий» (корректировка тематических недель);

Тематические недели:

 

Неделя

Тема

Профессии

«Человек-человек»

1

Сентябрь

«До свидания, лето», «Здравствуй, детский сад», «День знаний»

Профессии сферы образования (детский сад и школа)

2

«Мой город», «Моя страна», «Моя планета»

Профессии государственной службы

3

«Этикет»

Профессии социальной службы

4

«Я-человек»

Медицинские профессии

«Человек-природа»

1

Октябрь

«Животный мир»

Профессии животноводческой отрасли

2

«Краски осени»

Растениеводство

3

«Город мастеров»

Мастеровые Южного Урала

4

«Наш быт»

Профессии сферы быт. обслуживания

 

«Человек-безопасность»

 

1

Ноябрь

«Дружба», «День народного единства»

Профессии военной сферы, охраны порядка и безопасности

2

«Транспорт»

Профессии транспортной отрасли

3

«Миром правит доброта»

Профессия - спасатель (МЧС, пожарные, скорая помощь)

4

«Кто как готовится к зиме»

Профессии в дикой природе

«Человек-художественный образ»

1

Декабрь

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Профессии художественной сферы и легкой промышленности

2

«Народная культура и традиции»

Профессии на сцене

3

«Новогодний калейдоскоп»

Профессии за кулисами

4

«Новогодний калейдоскоп»

Новогодние утренники.

«Человек-техника»

1

Январь

«В гостях у хозяйки медной горы»

Профессии горно-металлургической промышленности

2

«В гостях у хозяйки медной горы»

Профессии горно-металлургической промышленности

«Человек-техника»

1

Февраль

«Дом, в котором я живу!»

Профессии архитектурно - строительной промышленности

2

«Азбука безопасности»

Профессии машиностроения

3

«Наши защитники»

Профессии наших пап

4

«Маленькие исследователи»

Профессия изобретатель

«Человек-дизайн»

1

Март

«Миром правит красота»

Профессии наших мам

2

«Миром правит красота»

Профессии лёгкой промышленности

3

«Весна шагает по планете. Встречаем птиц»

Профессия дизайнер

 

«Человек-наука»

1

Апрель

«Быть здоровыми хотим. Познаём себя»

Профессия детский врач, врач педиатр

2

«Космос»

«Космические» профессии

3

«Приведём планету в порядок»

Профессия эколог

4

«Волшебница вода»

Гидролог, лаборант

«Человек-Герой»

1

Май

«Праздник весны и труда»

Профессии бабушек и дедушек. Трудовые династии семьи.

2

«День Победы»

Профессии в годы ВОВ г.Челябинска

2. Содержание календарно-тематического планирования в группе проектной деятельности по ранней профориентации «Азбука профессий» (корректировка тематических недель);

Содержание:

Виды деятельности

Взаимодействие с родителями

СЕНТЯБРЬ

Познавательное развитие:

НОД: «Путешествие в страну профессий», «Для чего люди ходят на работу», «Увлекательные профессии взрослых».

Игры: «Я умею», «Кто здесь был и что забыл», «Собери картинку».

Беседа о важной роли труда в жизни человека «Чем пахнут ремесла?»

Ознакомление с художественной литературой: С. Михалков «Кем быть».

Художественно-эстетическое развитие: рисование «Папа на работе»

Театрализованная деятельность: Инсценировка стихотворения В. Маяковского «Кем быть?»

Дидактические игры: «Кем быть?», «От слова к   слову», «Едем на работу».

Подвижные игры: «Путешествие по городу», «Найди письмо».

Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные», «На дороге».

Мероприятия: Просмотр мультфильма «Все профессии нужны все профессии, важны».

Профессиограмма «Мечты у ребят разные»

Выставка «Профессии моей семьи».

Вечер загадок о профессиях.

Викторина «Профессии прошлого, настоящего и будущего».

Фотогалерея «История профессии: как было-как стало».

ОКТЯБРЬ

Познавательное развитие:

НОД: «Как мы помогаем братьям нашим меньшим».

Наблюдение за объектами живой природы.

Беседы: «А что загрязняет наш воздух?», «О чистоте воздуха», «О правилах поведения в лесу», «О загрязнении воды».

Речевое развитие:

Словесная игра «Угадай словечко» по стихотворению Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Ознакомление с художественной литературой: Рассказ: Л. Шульпяков «Моя счастливая деревня».

Художественно-эстетическое развитие: рисование «В лесу», аппликация «Столовая для птиц». Слушание песен: «Антошка».

Коллекции гербария, создание икебан.

Праздник - викторина «Мы любим природу».

Строительно - конструктивная деятельность: сортировочная станция.

Дидактические игры: «Собери картинку», «Какие бывают профессии?», «Бывает – не бывает», «Лес – наше богатство», «Санитары леса», «Зеленая аптека», «Птицы – наши друзья», «Путешествие в природу», «Дары леса».

Подвижные игры: «На полянке», «Сортировщик».

Сюжетно-ролевые игры: «Собираемся в поход»

Экскурсия в краеведческий музей.

Акция ДОУ «Соблюдайте чистоту».

Создание книги «Азбука лесника».

Акция «Помоги пернатому» (изготовление кормушек, скворечников).

НОЯБРЬ

Познавательное развитие:

НОД: «Самая трудная и загадочная профессия - спасатель МЧС».

Просмотр презентации для детей «Профессия - Спасатель».

Беседа   с элементами проблемных ситуаций «Огонь – наш друг или враг? »

Мастер-класс от Светофорыча «Опасности в профессиях».

Речевое развитие: Составление рассказов «Все профессии нужны, все профессии важны» (с использованием схем).

Ознакомление с художественной литературой: С.Маршак «Пожар», С.Маршак «Кошкин дом».

Художественно-эстетическое развитие: лепка сюжетная коллективная «Пожарные спешат на помощь»; аппликация «Пожарный»; рисование сюжетное « Один день из жизни спасателя».

Дидактические игры: «Собери картинку», «Какие бывают профессии?»    

Подвижные игры: «Спасатели», «Автомобиль и пешеход», «Мойка машин».  

Театрализованная деятельность: Спектакль «Дом в лесу».              

Виртуальные экскурсии «МЧС».  

Экскурсия по детскому саду (группе) «Противопожарная безопасность детского сада».    

Встреча с интересным человеком - выступление сотрудника МЧС   «Наша служба и опасна и трудна».  

Игра «Поле чудес».

Спортивное развлечение: «Сильный, ловкий, смелый».

Вечер загадок «Предметы бывают разные: опасные и безопасные».

ДЕКАБРЬ

Познавательное развитие:

НОД: «Хочу быть архитектором», «Дома разных народностей» (русские, буряты, эвенки и др.).

Игра-путешествие «Гуляем по городу» (достопримечательности нашего города).

Рассматривание фото - альбома «Символы города Челябинска», рассматривание иллюстраций людей строительных профессий, строительной техники.

Речевое развитие:

Словесные игры: «Назови инструмент», «Исправь ошибку», «Назови одним словом».

Рассматривание картин из серии «Кем быть?». Словарная работа (учить правильно согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе и падеже)      

Ознакомление с художественной литературой: Е.Пермяк «Для чего руки нужны».

Художественно-эстетическое развитие: рисование «В большом городе», лепка «Домик для Машеньки», аппликация «Сказочный дворец».

Настольныее игры: «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации».

Строительно - конструктивная деятельность: «Построим разные дома».

Подвижные игры: «Кто быстрее дом построит».

Сюжетно-ролевые игры: «Мы - Архитекторы»

Встреча с интересными людьми.

Создание макета «Город будущего».

Оформление фотоколлажа «Необычные здания».

Фестиваль по лего-конструированию «Лего-мастер».

ЯНВАРЬ

Познавательное развитие:

НОД: «Знакомство с профессией — шахтера».

Изготовление модуля «Доменная печь».

Речевое развитие:

Словесные игры: «Закончи предложение», «Исправь ошибку», «Скажи по-другому», «Назови одним словом».

Ознакомление с художественной литературой: «Сказка об отважном рудокопе и маленьком красном человечке!»

Художественно-эстетическое развитие: рисование «Работа шахтера», аппликация «Шахтёр», лепка «Спецтехника».

Дидактические игры: «Кто больше расскажет о профессии!», «Угадайте, что я делаю?»

Подвижные игры: «Добыча угля»

Сюжетно-ролевые игры: «Мы металлурги»

Экскурсии: Виртуальная экскурсия «Шахта», «ЧМЗ».

Опытно-экспериментальная деятельность: «Куда делись чернила?»

Строительно - конструктивная деятельность:Легоконструирование «Шахта»

Выставка коллекций полезных ископаемых.

Научно-спортивное развлечение «Большая экспедиция маленьких геологов».

Презентация детско-родительского проекта «Угольная промышленность».

Создание мини-музея (макет шахты, музей камней, каски, наушники, фонари, одежда шахтера, кукла-шахтер и др.)

ФЕВРАЛЬ

Познавательное развитие:

НОД:   «Ознакомление с трудом машиниста».

Беседы: «Как создавали первый паровоз», «Везде и всюду правила, их надо знать всегда» (правила поведения на железнодорожном вокзале, правила поведения в поезде), «Почему поезд бывает пожарным».

Чтение и слушание произведений, заучивание стихотворений на железнодорожную     тему   (Дж. Родари «Детская железная дорога», Э. Мошковская «Мчится   поезд», Н. Костарев «Вокзал», Г. Цыферов «Паровозик»,        Б. Житков «Что я видел», Н. Забила «Путями-дорогами»,        А. Лукьянова «Братцы-вагончики и скорый поезд»,               Т. Михайлова «Непослушный вагон» Г. Шалаева «Как вести себя в поезде»).

Речевое развитие: составление рассказа из личного опыта «Путешествие на поезде».

Ознакомление с худ. литературой: К. Чуковский «Багаж», «Паровозик из Ромашково», С. Капутикян «Поезд», «История железных дорог России».

Художественно-эстетическое развитие: рисование «Вокзал нашего города», лепка «Поезд».

Театрализованная деятельность: «Путешествие на поезде дальнего следования».

Дидактические игры: «Что случилось, если бы не работал ...», «Что делают этим предметом»

Подвижные игры: «Машинист».

Сюжетно-ролевые игры: Режиссерская игра «Диспетчер» с использованием наборов картинок разных видов транспорта.

Экскурсии: Центр исторического наследия ЮУЖД

Выставка детских поделок из природного и бросового материала на тему «Транспорт».

Творческий проект «Знатоки профессий железнодорожного транспорта».

Центр исторического наследия ЮУЖД

Посещение музея истории подвижного состава ЮУЖД

МАРТ

Познавательное развитие:

НОД: «Строительные профессии»; рассказ воспитателя о труде строителя; отгадывание загадок о строительных профессиях.                                                                          

Беседа о взаимосвязи профессий на стройке «Труд человека».

Речевое развитие: Составление сюжетного рассказа по серии картин «Строим дом».

Ознакомление с художественной литературой: разучивание стихотворения Б.Заходер «Строители».

Художественно-эстетическое развитие: Рисование на тему: «Дом, в котором я живу», создание альбомов «Строительная техника» и «Строительные профессии».

Строительно - конструктивная деятельность: конструирование из кирпичиков «Экодом».

Театрализованная деятельность: Сказка «Три поросёнка».

Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Профессии», «Найди пару», «Отгадай профессию».

Подвижные игры: Игра с мячом «Строительные специальности».

Сюжетно-ролевые игры: «Конструкторское бюро», «Мы - строители», «Стройплощадка».

Опытно-экспериментальная деятельность: Тонет - не тонет, сила магнита, реактивная тяга.

Презентация лего-проектов «Машина будущего и спецтехника».

Мастер-класс «Мы высокий дом построим».

Посещение выставки строительной техники.

АПРЕЛЬ

Познавательное развитие:

НОД:   «Кто такой эколог?», «Я и мир вокруг меня», «Приведем в порядок планету».

Беседы: «День Земли», «О чистоте окружающей среды», «Голоса птиц».

Речевое развитие:составление описательного рассказа по картине по плану «В лесу».

Словесные игры: «Угадай словечко» по стихотворению Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Художественно-эстетическое развитие: рисование «Сельскохозяйственная техника», лепка «Садовый инвентарь».

Строительно - конструктивная деятельность:создание макета «Экоферма».

Дидактические игры: «Профессии», «Найди пару», «Отгадай профессию».

Подвижные игры: «Семья птиц», «Садовник».

Сюжетно-ролевые игры: «Садоводы - огородники».

Опытно-экспериментальная деятельность: Посадка овса, наблюдение за ростками, зарисовка.

Экскурсия:Наблюдения за трудом взрослых на огороде.

Акция «Большой вред маленькой батарейки».

Создание макета «Экологический город»

Акция «Субботник».

МАЙ

Познавательное развитие:

НОД: «Все работы хороши, все профессии важны!»

Речевое развитие: составить рассказ о своей поделке «Что я умею мастерить».

Словесные игры: «На чем отправимся в путешествие», «Скажи по-другому».

Художественно-эстетическое развитие: рисование «Кем я хочу стать, когда вырасту».

Коллективная работа, оформление газеты на тему: «Все работы хороши - выбирай на вкус!»

Дидактические игры: «Мир вокруг нас», «Хорошо-плохо» (ТРИЗ), «Звездный путь», «Что наносит вред природе», «Узнай профессию по     описанию», «Кому что нужно для работы».

Подвижные игры: «Перемени предмет», «Чья команда быстрее»

Сюжетно-ролевые игры: «Я сегодня ….(строитель, машинист, фермер, архитектор)»

Развлечение «Азбука профессий».

Фотогалерея «Учимся думать, работать, мечтать!»

III этап (Обобщающий) -

  1. Результаты продуктивной деятельности в процессе реализации проекта.
  2. Подведение итогов реализации проекта
  3. Анкетирование с целью выявления удовлетворенности родителей
  4. Определение перспектив работы по теме ранняя профориентация детей дошкольного возраста.

Формы работы:

  • Практические мастер-классы старших дошкольников;
  • Познавательные и творческие выставки
  • Создание развивающего центра в группе по профессиям («ПРОФИ-центр»);
  • Взаимодействие с носителями практического опыта

Результаты реализации проекта:

  1. 1.Расширение представлений о трудовой деятельности человека, формирование интереса к изучаемой сфере «Профессии Южного Урала»;
  2. 2.Повышение уровня информационно-коммуникационной культуры дошкольников;
  3. 3.Формирование правил экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  4. 4.Совершенствование конструкторских навыков, развитие внимания, логики и воображения;
  5. 5.Активизация интереса и формирование устойчивого положительного отношения к продуктивной, трудовой деятельности и экспериментированию;
  6. 6.Обогащение предметно-пространственной развивающей среды ДОУ;
  7. 7.Создание развивающего центра в группе по профессиям («ПРОФИ-центр»);
  8. 8.Тематические выставки в группах «Мир профессий глазами детей»;
  9. 9.Взаимодействие с социальными партнёрами детского сада, с семьями воспитанников, укрепление детско-родительских отношений.

Положительный эмоциональный настрой всех участников проекта определяет перспективу дальнейшей работы по ранней профориентации в ДОУ.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год