Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия в старшей группе «Эксперименты со светом» (познавательно – исследовательская деятельность)
Познание
Автор: Бобкова Ольга Владимировна   
11.05.2025 17:45

Конспект занятия в старшей группе «Эксперименты со светом» (познавательно – исследовательская деятельность)Конспект занятия в старшей группе «Эксперименты со светом» (познавательно – исследовательская деятельность)

Цель: Создать условия для познания объектов природы через эксперименты со светом, выявление его свойств и качеств.

Образовательные задачи-продолжать учить детей использовать прием экспериментирования для познания объектов неживой природы-света, его свойств и качеств: одинаковая ли сила свечения у разных источников света; что будет с лучом, если что-либо преграждает его путь; когда можно увидеть тень. Развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях-какую роль играет свет в росте и развитии растений.

Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами- планировать результаты деятельности, делать умозаключения на основе экспериментов и фиксировать результаты экспериментирования.

Обобщать словарь детей словами яркий, тусклый, проникает/не проникает, отражается, тень.

 

Развивающие задачи- Развивать мышление, внимание, память.

Воспитательные задачи-обогащать представления детей о формах поведения и действий детей в различных ситуациях в семье и детском саду; поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности;

Формы работы с детьми — исследовательская деятельность, проблемная ситуация, беседа, наблюдение, развивающая игра.

Предварительная работа-рассматривание семян бархатцев прошлогоднего сбора, просматривание презентации «Цветы небывалой красоты», чтение отрывка из рассказа М Пришвина «Кладовая солнца», игровая ситуация «Солнечные зайчики», аппликация «Фонарики», рисование «Солнечный денек».

Оборудование:

  • Плошка с семенами, цветок в горшке, коробка с отверстиями.
  • Картинки- солнце, луна, месяц, звезды, настольная лампа, фонарик, свеча, лампочка, люстра.
  • Предметы для эксперимента-фонарики, настольная лампа, прозрачные стёкла, зеркала, книги, свеча, стакан воды.
  • Карты наблюдения, карандаши, мольберт.

Ход занятия:

Организационный момент.

Игра «Приветственные слова»

-Ребята, что необычного в группе вы сегодня заметили? Какой предмет привлекает ваше внимание? (Дети видят большую коробку черного цвета с отверстиями). Коробка не простая. Посмотрите, в ней есть отверстия, давайте посмотрим в эти отверстия по очереди. Что лежит вкоробке? (Смотрят, ничего не видят).

-Почему ничего не видно?

Если нет света, то мы…ничего не видим. Вот к какому выводу мы пришли. Отметьте в карте наблюдения 1свойство света — Без света человек не видит окружающие предметы.

- Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Зажигаем фонарик, опускаем его в коробку. Дети сквозь прорезь рассматривают плошку с семенами)

- Почему мы теперь видим плошку с семенами? (вкл свет)

-Зачем нам нужны семена цветов бархатцев? Пришла пора сеять семена?

-Весной все стремится вырасти, все тянется к солнышку.

-А для растений имеет какое-тозначение свет?

Воспитатель демонстрирует комнатное растение фиалку — Как выглядит растение? Растение живое и ему плохо, почему, ведь земля влажная? Что нужно сделать, чтоб спасти его? (поставить к окну).

- А нашим семенам нужен свет? Предположим, что да. Куда нам поставить коробочку с семенами, и что нужно, чтобы они хорошо проросли, и развивались — это мы сегодня и выясним.

- А что такое свет вы знаете? Откуда он берется? Свет людям нужен, в чем его польза?

- Что является главным источником света для нас днем? А ночью? Правильно, значит: свет бывает естественным природным, назовите мне такие источники света (солнце, луна, месяц, звезды)

А что помогает видеть нам вечером? Свет бывает искусственным, т.е. что изобрели люди, что можно включить (лампочки, свечи, фонарики).

Значит свет бывает естественным, мы для этого ничего не делаем и искусственный свет, который придумал человек

Девочки, выберете картинки изображением естественного света, а мальчики с изображением искусственного света. Проверьте друг друга.

Заполните 2 карточку Свет бывает Естественный и искусственный.

Физминутка по теме (детиперемещаются к столику с лампой свечой, фонариком)

Основная часть.

- Свет светит по-разному или одинаково? Вы думаете, что разные источники света светят по-разному? Сейчас мы выясним, так ли это.

- Как вы думаете, что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Разложите картинки — источники света, начиная от самого яркого. Проведем эксперимент и узнаем. (Демонстрация действия этих предметов, наблюдение, сравнение с картинками).

- Подтвердились ли ваши предположения?

Вывод –у разных источников света разное качество света

3 карточка Еще одно качество света- Свет бывает яркий и тусклый

-Хотите узнать почему я затемнила окна? Хорошо, а что нам поможет двигаться в темноте?

-Прежде, чем взять фонарики, давайте вспомним правила пользования фонариком (карточка с изображением правил — включать по необходимости, батарейки не вынимать, не ронять, т. к. могут разбиться, не светить в лицо)

-А теперь возьмите в руки фонарики, (выкл свет) проверьте, как они работают, посветите на свои ножки.

-Что нам дают фонарики? Кому они могут пригодиться? Как светят фонарики в темноте? (ярко) Посветите фонариками и найдите столик с такими предметами как книги зеркала и прозрачные стекла (подходят ко второму столику, (включ свет)

-Ребята, а как теперь светят фонарики? (тускло)

-Когда светло фонарики можно выключить.

-Я хочу узнать, о свойствах света -свойственно ли лучику от фонаря проникнуть сквозь эти предметы? А вам интересно? Проверим? (выкл свет)

Дети манипулируют с предметами самостоятельно, прикладывают к фонарику предметы, проверяют –проходит свет или нет.

-Все предметы проверили? (включ свет)

-Через какие предметы свет проходит?

-А через какие предметы свет не проходит?

-А от какого предмета свет отражается?

Можно сделать вывод–свет может иметь такое свойство, как проникать через… прозрачные предметы, а через непрозрачные предметы свет…не проходит.

-Что можно сказать о зеркальце и лучике? Лучик отражается от зеркальной поверхности?

Заполните карту наблюдения-

4карточка свойство- Свет проникает через стекло

5 карточка свойство — Свет не проникает через толстые и не прозрачные предметы

6 карточка свойство — Свет отражается от зеркала

-Дети, а вы играли когда-нибудь со своей тенью? (Выкл свет)

Посмотрите, я преграждаю луч рукой, и получаю…тень!

Попробуйте и вы, получается? Здорово! — Почему образуется тень? (Рука мешает лучику и не дает дойти ему до стены и осветить ее полностью).

-Ребята, а сейчас отключите фонарики, есть тень? Почему? Какой можно сделать из этого вывод?

Вывод- без света нет тени. Зарисуем это наблюдение в нашей последней карточке 7карточка свойство «Без света нет тени».

Рефлексия. Благодаря сегодняшним экспериментам попробуем найти самое лучшее местечко для наших семян и больной фиалочки.

-В какое место лучше поставить? На окно или под окно? Оно затемнено, так и оставим, будут ли цветочки расти хорошо? Куда поставим наши растишки?

-Тут много и солнечного и искусственного света. Сквозь стекло свет попадет, оно прозрачное? Ничто не препятствует проникновению света? Затемнение мы убрали, тень не падает на растишки? Хорошее место выбрано? Свет нужен для развития и роста семенам и растений? Отлично, заполним последнюю карточку

8 Растениям нужен свет для развития и роста.

Прикрепите все наши карты наблюдений на мольберт, вот сколько много отрытий мы с вами сделали, ого!

Наше предположение подтвердилось? Было интересно? Какой эксперимент больше понравился? Спасибо всем за интересную проделанную работу, друзья!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 17 (379) выйдет
13 мая 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год