Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Конспект открытого занятия для подготовительной группы «Научно-исследовательская экспедиция по природным зонам России»
Познание
Автор: Косякина Светлана Дмитриевна   
14.09.2025 22:07

Конспект открытого занятия для подготовительной группы «Научно-исследовательская экспедиция по природным зонам России»Конспект открытого занятия для подготовительной группы «Научно-исследовательская экспедиция по природным зонам России»

Управление делами Президента Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка- детский сад №2»

Воспитатель: Косякина С.Д.

Цель: формировать знания детей о природных зонах России.

Задачи:

образовательная:

  • формировать положительный образ Родины, представления о России как о родной стране;
  • закрепить знания детей о природных зонах России;
  • продолжать учить пользоваться географической картой и макетами;
  • закрепить названия животных и растений разных природных зон России;
  • формировать системы элементарных знаний о природе России.

 Скачать конспект

воспитательная:

  • воспитывать у детей любовь и уважение к родному краю, природе,
  • понимание ее самоценности; формировать эмоциональное отношение к родной стране.

развивающая:

  • развивать наглядно-образное мышление, умение сравнивать,
  • анализировать и обобщать.

Предварительная работа:

  • Создание совместно с родителями макетов природных зон России;
  • Создание с детьми макета-карты природных зон России;
  • Изучение природных зон России с помощью цикла занятий (климат, животные, растения, народы);
  • Чтение художественной и энциклопедической литературы;

Дидактические игры: четвертый лишний, один-много, угадай, чей след, с какого дерева листочек, найди ошибку, бывает или нет.

Материалы: макет-карта природных зон России, замершая земля в контейнере, ложки по количеству детей, макеты природных зон России, оргстекло, 2 миски с землей, 2 стакана воды, большой конус, ватные шарики, картинки лиственных и хвойных растений, магнитные карточки с изображением растений и животных, картинки растений тундры, картинки с изображением следов животных, карточки с заданиями, волшебный кубик.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в научно-исследовательскую экспедицию по

природным зонам России.

Как вы думаете, что такое научно-исследовательская экспедиция?

Кто принимает участие в таких экспедициях? (археологи, ученые, зоологи, геологи …)

Как принято во всех экспедициях мы долго к ней готовились и прежде всего мы с вами сделали макет-карту природных зон России, которая поможет нам в нашей экспедиции. А волшебный кубик подскажет, какие исследования мы будем проводить. Начнем мы наше путешествие с самых холодных территорий нашей страны. Как называется эта природная зона? (Арктическая пустыня)

Отправляемся!

Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба на месте)

И цветов букеты соберем (наклоны вперед)

Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)

Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)

Если встретятся овраги,

Мы овраги обойдем (ходьба на месте)

Если встретятся коряги, (приседание)

Под корягой проползем

Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)

В арктическую пустыню попадем (обычная ходьба на месте)

Волшебный кубик нам поможет выбрать, какое исследование здесь мы проведем.

Климат.

Расскажи о климате арктической пустыни.

  1. Какое красочное природное явление можно увидеть в небе арктической пустыни? (северное сияние).
  2. Какая температура бывает зимой в арктической пустыне? (-60)
  3. Какая температура бывает летом в арктической пустыне? (около 0)
  4. Что образуется из-за сильного испарения воды с поверхности морей Северного Ледовитого океана? (туман)
  5. Как меняется время суток в арктической пустыне? (до 6 месяцев длится полярная ночь, затем наступает полярный день)

Давайте посмотрим, что еще мы сможем исследовать в арктической пустыне. (Бросаем кубик)

Животный мир.

Найди и расположи на макете-карте животных, которые обитают в арктической пустыне. (белый медведь, морж, нарвал, белая сова, касатка, кайра)

Давайте бросим кубик и посмотрим, что еще можно исследовать в арктической пустыне. (Бросаем кубик)

Растительный мир.

Расскажи о растительном мире арктической пустыни. (В арктической пустыне растут мхи и лишайники. Деревьев и кустарников нет.)

А почему в арктической пустыне не растут деревья и кустарники. (Там вечная мерзлота.

Корни деревьев не смогут через нее пробиться). Давайте это проверим с помощью эксперимента.

Опыт.

Каждому ребенку выдается пластмассовая ложка и ставится мисочка с замороженной землей. Детям нужно попробовать раскопать в ней ямку. Цель: сделать вывод, что в мерзлой земле арктической пустыни корни растений не смогут закрепиться, поэтому они там не растут.

А теперь давайте немного отдохнем и поиграем в народную игру народов севера «Солнце» (хейро).

Игра.

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На

сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Пора нашей экспедиции двигаться дальше, южнее арктических пустынь, где находится природная зона … (тундра)

Мы идем цветущими лугами (ходьба на месте)

И цветов букеты соберем (наклоны вперед)

Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)

Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)

Если встретятся овраги,

Мы овраги обойдем (ходьба на месте)

Если встретятся коряги, (приседание)

Под корягой проползем

Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)

Дружно в тундру попадем (обычная ходьба на месте)

Волшебный кубик нам поможет выбрать какое исследование здесь мы проведем.

Животный мир.

Найди макет тундры и расположи на нем нужных животных.

(северный олень, лиса, северный волк, песец, заяц-беляк)

Давайте посмотрим, какое еще исследование мы сможем провести в тундре. (Бросаем кубик)

Растительный мир.

Поиграй в игру четвертый лишний.

Голубика, малина, камнеломка, полярный мак.

Камнеломка, полярный мак, карликовая ива, куропаточья трава.

Карликовая береза, голубика, морошка, вереск.

Давайте посмотрим, какое еще исследование мы сможем провести в тундре. (Бросаем кубик)

Климат.

Расскажи о климате тундры.

  1. Какая температура бывает зимой в тундре? (-50)
  2. Какая температура бывает летом в тундре? (около +10)
  3. Сколько месяцев длится зима и лето в тундре? (зима 7-8 месяцев, лето около 2 месяцев)
  4. Почему в тундре много болот и озер? (Мёрзлая земля не впитывает дождевую и талую воду, а с её поверхности вода испаряется медленно из-за низкой температуры.)

Давайте с помощью опыта проверим, действительно ли мерзлая земля не может впитывать воду.

Опыт.

Ставится 2 миски с землей. В одной на небольшой глубине закопана пластина. В двух стаканчиках небольшое количество воды. Вода выливается в обе миски. В миске без пластины вода впитывается, во второй практически вся остается на поверхности. Цель: сделать вывод, что так как за лето лишь небольшой слой земли успевает оттаять, а испарения с поверхности земли небольшие, то вода остается на поверхности земли образуя болота и озера.

Вот и снова пора нам в путь, чтобы исследовать следующую природную зону – тайгу.

Мы идем цветущими лугами (ходьба на месте)

И цветов букеты соберем (наклоны вперед)

Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)

Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)

Если встретятся овраги,

Мы овраги обойдем (ходьба на месте)

Если встретятся коряги, (приседание)

Под корягой проползем

Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)

В тайгу дружно попадем (обычная ходьба на месте)

Волшебный кубик нам подскажет, какое исследование здесь мы проведем.

Животный мир.

Узнай животных проживающих в тайге лесах по следам.

Ребята, нам нужно пройти по тропинке из следов и узнать какое животное их оставило.

Отгадка будет в конце тропинки. (медведь, белка, заяц, еж, волк, лиса, бобр, кабан, лось)

Давайте посмотрим, какое еще исследование мы сможем провести в тайге. (Бросаем кубик)

Климат.

Расскажи о климате тайги.

  1. На какие 3 территории разделяют тайгу? (северную, среднюю и южную).
  2. Что характерно для климата всей тайги? (температура воздуха меняется от очень низкой до очень высокой)
  3. Какая зима бывает в тайге? (холодная и снежная до -45°C)
  4. Какое лето в тайге? (Не жаркое, но иногда бывают жаркие дни до +30°C.)
  5. Какие дожди идут на севере и юге тайги? (На юге кратковременные ливни, а на севере затяжные дожди.)

Давайте посмотрим, какое еще исследование мы сможем провести в тайге. (Бросаем кубик)

Растительный мир.

Раздели растения, растущие в тайге на хвойные и лиственные.

Нужно назвать растение, растущее в тайге. Кто называет, находит картинку этого растения и прикрепляет ее к хвойным или лиственным.

(ель, пихта, лиственница, сосна, карельская береза, осина, ольха)

Посмотрите, какую форму имеют хвойные деревья? (конусообразную) Как вы думаете, почему? (чтобы много снега не могло удержаться на его ветках и не сломало дерево.) Давайте проверим, действительно ли конусообразная форма помогает хвойным деревьям спасаться от большого количества снега.

Опыт.

Возьмем большой конус – это будет ель, а вместо снега комочки ваты. Посыпим снежные комочки на конус. Что происходит? (комочки скатываются с конуса). Правильно. Значит для чего у хвойных деревьев конусообразная форма? (чтобы снег не лежал на ветвях). Правильно. В тайге зимы очень снежные, а снег тяжелый. Если на деревьях будет много снега, то ветки сломаются.

Вот и подошла наша научно-исследовательская экспедиция к концу. К сожалению, мы успели сегодня побывать только в трех природных зонах России. В следующий раз мы с вами обязательно отправимся и в другие природные зоны. В каких зонах нам еще предстоит побывать? (смешанные и широколиственные леса, степь, пустыня, субтропики). Вам понравилась экспедиция? Что больше всего понравилось? А теперь пора нам возвращаться в детский сад.

Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба на месте)

И цветов букеты соберем (наклоны вперед)

Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)

Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)

Если встретятся овраги,

Мы овраги обойдем (ходьба на месте)

Если встретятся коряги, (приседание)

Под корягой проползем

Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)

В детский сад мы попадем (обычная ходьба на месте)

В память о нашей экспедиции я подготовила для вас открытки.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 37 (399) выйдет
11 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год