Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Проект «Вода – это жизнь»
Познание
Автор: Иванова Л.Н. Капушина К.Д.   
15.09.2025 23:37

Проект «Вода – это жизнь»Проект «Вода – это жизнь»

подготовили:

  • Иванова Л.Н.
  • Капушина К.Д.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №99 «Изумрудный город» города Белово»

Аннотация:

Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что- то понимать, принимаются за игры с водой. Очень важно научить детей наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.

Большой интерес представляет для детей экспериментирование. Детское экспериментирование- особая форма исследовательской деятельности в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе саморазвития.

Скачать проект

Самое яркое направление детского экспериментирования – это опыты. Опыты – это наблюдение за явлениями природы, которое проводится в специально организованных условиях. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои мысли. Огромное значение имеют опыты для осознания причинно- следственных связей.

Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребёнок.

Данный проект направлен на развитие познавательно — исследовательской деятельности детей, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Позволяет расширить и углубить знания дошкольников о воде, её свойствах, качествах, даёт возможность познакомить детей с природоохранными мероприятиями, которые формируют навыки бережного отношения к природе. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд и т. д).

Паспорт проекта или краткое резюме

Наименование проекта «Вода – это жизнь»

Тип проекта Информационно – исследовательский, творческий.

Основные разработчики проекта Воспитатели

Возраст участников 5 лет

Целевая (ы е) группа (ы) проекта Воспитатели, родители, дети

Цель и задачи проекта

Цель: Развитие представлений о воде, как источнике жизни всего живого на Земле на основе исследовательской деятельности.. Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.

Задачи:

  1. Познакомить детей с водой, её значением, свойствами и состоянием.
  2. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково — познавательной деятельности с помощью игр и опытов с водой.
  3. Формировать представления у детей значимости воды в жизни человека и всего живого.
  4. Развивать у детей воображение, речь, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
  5. Воспитывать бережное отношение к воде.

Проблема

Актуальность Обоснование проблемы: Научный прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека. Результатом этого процесса является все большее разрушение естественных экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе требует безотлагательного решения. В дошкольном возрасте происходит интенсивное накопление знаний об окружающем мире, формируется отношение к природе и людям. Первое вещество, с которым знакомится ребенок – вода. Она является живительной силой, источником жизни и чу-дом природы. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она – постоянная спутница чело

века.

Сроки и этапы реализации проекта

Перечень основных мероприятий средней длительности (декабрь 2016– март 2017).

1-ый этап: подготовительный

  1. подбор методической и художественной литературы; муз. произведений
  2. подбор наглядного материала (картины, фото, иллюстрации, видеофильмы)
  3. подбор игр; опытов, экспериментов

2–ой этап: основной

  1. Игровая деятельность.
  2. Художественно-речевая деятельность.
  3. Художественно-эстетическая деятельность.
  4. Продуктивная деятельность.
  5. Взаимодействие с родителями.

3-ий этап: заключительный

Выпуск листовок.

Развлечение «День воды».

Продукт проектной дея-тельности Экспериментальная деятельность с фотографиями; совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки); стихотворения, загадки, рассказы и сказки о воде. Создание мини-музея «Вода нужна всем».

Развлечение посвящённое 22 марта «Всемирный день воды».

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта У детей сформируются начальные представления о воде, как об источнике жизни живых ор-ганизмов. Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе. У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту. Повысится воспита-тельская компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников. Самоутверждение личности ребёнка: снятие зажима, скованности. Освоение умения изображать один предмет разными способами. Развитие у ребёнка фантазии, спонтанности, эмоциональности; активизация словарного запаса детей. Получение удовольствия от выполненной работы в коллективе.

Способы оценки дости-жений Анкетирование, тестирование

Актуальность темы

В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей в замен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным объектам. Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и не живой природе.

Педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических, а для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.

Загадочные свойства воды издавна привлекали к себе внимание ученых. Греческий ученый, первый философ древности Фалес считал, что вода есть основа, а все остальное образуется от нее. И здесь есть своя правда.

Человек на две трети состоит из воды, без воды остановились бы заводы и фабрики, водой тушат пожары, орошают поля, заставляют крутиться турбины электростанций. Вода каждый день приходит в наш дом: мы умываемся, готовим обед, стираем белье. Вода выступает как теплоноситель, как транспортная система, как растворитель как среда обитания. Там, где отсутствует вода – отсутствует жизнь.

Новизна материала

Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды.

Цель: Выяснение: является ли вода источником жизни или разрушительной стихией, способной остановить жизнь. Развитие представлений о воде, как источнике жизни всего живого на Земле на основе исследовательской деятельности. Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.

Задачи проекта:

  • создавать условия для формирования у детей познавательного интереса
  • расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть)
  • формировать представления о значении воды в жизни человека.

Этапы проведения проекта:

1этап. Подготовительный.

Декабрь. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

Цель: Определение уровня первичных представлений детей о природе, природных объектов.

Дискуссия «Что мы знаем о воде?».

Цель: уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить расте-ния, животные, человек. Воспитывать экономное и бережное отношение к воде.

Беседа «Вода – это жизнь».

Цель: продолжение знакомство со свойством воды, как растворителя. Воспитывать бережное отношение к воде.

Экологические сказки «Все живое нуждается в воде», «Дождевой червяк».

Цель: уточнение значения воды для всего живого.

Рассматривание иллюстраций «Где в природе встречается вода?».

Цель: развитие кругозора через обзор иллюстраций.

Пословицы о воде.

Цель: воспитание бережного отношения к воде.

Загадывание тематических загадок.

Цель: развитие мышления, умение выделять основное из предложенных фраз.

Пальчиковая игра «Дождик».

Цель: развитие мелкой моторике рук.

Разучивание стихотворения «Волшебница – вода».

Чтение: «Приключение воды» М. Ильина.

Цель: ознакомление с художественным словом, развитие памяти.

Слушание музыки: «Океан – море синее» Римский-Корсаков

«Весной» Чайковский

Цель: развитие музыкального творчества.

Коллаж «Кому нужна вода».

Цель: развитие творческих способностей.

Раскраска с подсказкой «Тайны океана»

2 этап: Основной

Январь

Слушание музыки «Речка» Чайковский.

Экологические сказки: «Разве озеро свалка», «История маленького лягушонка».

Опыт: «У воды нет запаха»

Цель: подвести к пониманию, что вода не имеет запаха.

Опыт: «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет»

Цель: подвести к пониманию того, что в воде некоторые вещества могут растворяться, придавая ей вкус и цвет, а неко-торые нет.

Д/и «Плыви кораблик»

Цель: дать представление о том, что тяжёлые предметы тонут, а лёгкие плавают.

Наблюдение на прогулке «Секреты снега».

Цель: подведение детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды.

Исследовательская деятельность на прогулке: «Вода: свойства воды, её состояние»

Цель: ознакомление детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Рисование водой.

Цель: ознакомление с нетрадиционной техникой рисования, учить выполнять несложные изображения, развивать твор-ческие способности, фантазию.

Развивающая раскраска «Подводные чудеса».

Цель: развитие аккуратности, любознательности.

Трудовая деятельность: «Напоим цветы водой» Цель: представление о том, что без воды всё живое погибает, цветы и растения засыхают, теряют листья.

Посадка семян кабачка

Цель: Выявить насколько вода необходима для растений. Развивать познавательный интерес.

Февраль

Экологическая сказки «История одной капли», «Сила дождя и дружбы».

Цель: формирование умения беречь воду и окружающую природу.

Наблюдение за веточками березы в вазе.

Цель: подведение детей к пониманию и значению животворного свойства воды.

Дефиле: «Чистота спасет мир». Цель: формирование экологической культуры у дошкольников.

Практические работы: «Полив цветов», «Пусть одежда будет чистой».

Развивающая раскраска «За морем, за океаном».

Цель: развитие любознательности, пытливости.

Эксперименты: «Где быстрее испаряется вода», «Превращение пара в капельки воды», «Отражение воды».

Цель: подведение детей к пониманию как образуется радуга, что пар это тоже вода.

Д/игра «Воздух, земля, вода».

Цель: закрепление знаний об обитателях рек, озер, морей.

Закаливающие процедуры: промывание носиков водой комнатной температуры, обтирание рук до локтей, полоскание рта кипячёной водой.

Чтение: В.Степанова «Снегурочка», «Сосулька». С.Погороловский «Трудолюбивая вода».

Игровые упражнения: «Буль-буль», «Дождик», «Ой, Мороз!», «Замри».

Игры – имитации: «Вода в стакане», «Зеркало».

Наблюдение: «Где мы видим воду?» (снег, лёд, ручейки, облака, дождь, туман, роса).

Барельеф: «Рыбка»

Цель: обратить внимание на красоту и неповторимость рыбок, учить создавать изображения по памяти, воспитывать самостоятельность.

3 этап: Заключительный

Март

Экологические сказки: «Как тучка была в пустыне», «Родник».

Создание экологического музея «Вода в природе и в жизни человека».

(Родители совместно с детьми оформляют экспонаты музея, относящиеся к воде: камни, ракушки, фотографии водных сооружений).

Акция «Давайте беречь воду!». Листовки для всех групп детского сада.

Цель: воспитание бережного отношения к воде в быту и к водоемам в природе.

Праздник посвященный Дню воды 22марта.

Цель: формировать представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек. Воспитывать экономное и бережное отношение к воде.

Работа с родителями

Анкетирование.

Цель: проведение просветительской работы с родителями по организации познавательно-исследовательской деятель-ности детей.

Оформление экологической газеты «Вода — это жизнь».

Проведение опытов с детьми дома по теме “Чудесные превращения воды”.

Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования.

Оказание помощи в создании мини – музея: «Вода нужна всем» (родители совместно с детьми оформляют экспонаты музея, относящиеся к воде: камни, ракушки, фотографии водных сооружений, мелкие игрушки водных жителей, ма-ленький аквариум с рыбками, растения).

Папка – передвижка с информацией для родителей «Вода, которую мы пьем».

Памятка «Берегите воду!».

Экологический праздник «Берегите воду» старший дошкольный возраст.

Чтение стихов и сказок о воде, загадывание загадок (предложить материал для домашнего чтения).

Изготовление с детьми плаката «Не бросай мусор в воду»

Взаимодействие со специалистами

Музыкальный руководитель

Цель: развитие музыкального внимания, воспитание любви к произведениям великих композиторов.

Слушание музыки:

Свиридов «Дождик»

Шаинский «Облака»

Аренский «Лесной ручеек»

Малков «Мы на речку идем»

Куликова «Капельки»

Вережников «Под дождем»

Римский – Корсаков «Океан – море синее»

Чайковский «Времена года»

Развлечение «День воды»

Инструктор по физической культуре

Цель: развитие двигательной активности, координации движения, учить действовать по правилам, закрепить игры эста-феты.

Разучивание подвижных игр

«Ручеек», «Вода – невода», «Таня брызгалку нашла», «Крокодилы»

Эстафета «Кто быстрее принесет воду»

Ожидаемые результаты Детское экспериментирование – метод практического, целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Дети с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества. Проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытаются контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Дети узнают о существовании проблемы «Мусор – загрязнение водоемов», научатся понимать, насколько вода значима для жизни человека и окружающей нас природы. Дети научатся: планировать свою деятельность, работать в коллективе, добывать информацию самостоятельно и уметь обращаться за помощью к взрослым. Будут уметь анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.

Целевые группы проекта.

Аудиторией проекта являются дети, педагоги, специалисты ДОУ и родители дошкольников группы. Данный проект подразумевает работу с родителями дошкольников 5 – 6 лет, позволяющий использовать дифференцированный подход педагогам и каждому обучающему за счет его личностных и индивидуальных умений и способностей, учета особенностей психоэмоционального состояния. Работа над проектом способствует участию более 50 процентов семей группы, развитию творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности.

Ключевые идеи проекта: обучение через деятельность, компетентностный подход к развитию исследовательской культуры.

Список литературы

Архангельский В. «Путешествие капли воды»

Григорьева А.И. «Экология и нравственность»

Дыбина О.В. «Неизведанное рядом»

Зверева А.Т. «Экологические игры»

Мазин И.А. «500 скороговорок, пословиц, поговорок»

Мартынова Е.А. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7лет»

Николаева С.Ш. «Комплексные занятия по экологии для старшего дошкольного возраста»

Сборник «Русские народные сказки»

Трушева Г.П. «Экспериментальная деятельность среднего и старшего дошкольного возраста»

Чайковский А. «А у нас водопровод»

Шишкина В.А. «Прогулка в природу»

Приложения

Приложение №1. Экологические сказки.

История одной Капли (грустная сказка о воде)

Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо на землю и исчезала, безвозвратно впиты-ваясь в потрескавшуюся от палящих солнечных лучей почву.

Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из этой струйки, с опаской посмотрела вниз. В какую-то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её долгая, насыщенная событиями жизнь.

Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая Капелька, из несмело пробившегося из зем-ли, юного и дерзкого Родника. Со своими сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась среди шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька смотреть в чистое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника.

Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным, превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и песчаные насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища.

Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных лесов и высоких гор.

И вот, став зрелой и полноводной, Река приютила в своих водах налима и окуня, леща и судака. Резвилась в теплых её волнах мелкая рыбёшка, а хищная щука вела на неё охоту. По берегам гнездилось множество птиц: утки, дикие гуси, лебеди-шипуны, серые цапли. Наведывались с восходом солнца на водопой косуля и олень, гроза здешних лесов – кабан со своим выводком, был не против отведать самой чистой и вкусной студёной воды.

Нередко на берег приходил Человек, располагался у Реки, наслаждался её прохладой в летний зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся неподалёку у воды.

А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши и взрослые устроили на Реке каток и теперь скользили по сверкаю-щему зеркалу льда на санках и коньках. И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из-под толщи льда и делили вместе с людьми их радость.

Всё это было. Но было, кажется, так давно!

За столько лет Капелька многое повидала. Узнала она и то, что РОДНИКИ И РЕКИ НЕ НЕИССЯКАЕМЫ. А Человек, тот са-мый Человек, который так любил бывать на берегу, наслаждаться Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а расходует её совсем не по-хозяйски.

Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизве-данное будущее.

«А есть ли у меня будущее? – с ужасом подумала Капля. – Ведь я отправляюсь, кажется, в НИКУДА»

Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды)

Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.

- Как тут красиво! – подумала Тучка, глядя вокруг. – Всё такое жёлтенькое…

Налетел ветер, выровнял песчаные холмы.

- Как тут красиво! – вновь подумала Тучка. – Всё такое ровненькое…

Сильнее стало припекать солнце.

- Как тут красиво! – в очередной раз подумала Тучка. – Всё такое тёплое…

Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне.

Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наве-дывался сюда.

Не было здесь только одного – голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке.

Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья.

Нет здесь самого главного – ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.

Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды)

Над лужайкой кружила встревоженная Пчёлка.

- Как ж-ж-же быть? Дож-ж-ждя нет уж-ж-же много дней.

Она оглядела лужайку. Понуро опустили свои головки колокольчики. Ромашки сложили белоснежные лепестки. С на-деждой глядели в небо поникшие травы. Невесело переговаривались между собой берёзки и рябинки. Их листочки

постепенно из нежно-зелёных превращались в грязно-серые, желтели на глазах. Тяжело стало Жучкам, Стрекозам, Пчёлкам и Бабочкам. Изнывали от жары в своих тёплых шубах, прячась в норы, и не обращая друг на друга внимания, Заяц, Лиса и Волк. А Дедушка Медведь забрался в тенистый малинник, чтобы хоть там спастись от палящего солнца.

Надоела жара. А Дождя всё не было.

- Дедушка Медведь, — прожужжала Пчёлка, — подскаж-ж-жи, как быть. Нет спасения от ж-ж-жары. Дож-ж-ждик, навер-ное, забыл про нашу луж-ж-жайку.

- А ты найди вольный Ветер- ветерок, — ответил старый мудрый Медведь, — он гуляет по всему миру, знает обо всём, что делается на свете. Он поможет.

Полетела Пчёлка на поиски Ветерка.

А тот озорничал в это время в дальних странах. Еле-еле нашла его Пчёлка, рассказала о беде. Поспешили они на забы-тую Дождиком лужайку, а по пути прихватили с собой лёгкое Облачко, отдыхающее на небосводе. Не сразу поняло Облачко, почему потревожили его Пчёлка и Ветерок. А когда увидело засыхающие леса, поля, луга, несчастных животных, заволновалось:

- Помогу лужайке и её обитателям!

Нахмурилось Облачко и превратилось…в дождевую Тучку. Тучка начала раздуваться, застилая собой всё небо.

Дулась – дулась, пока не разразилась тёплым летним Дождём.

Дождик лихо отплясывал по ожившей лужайке. Он шёл по Земле, и всё вокруг

питалось ВОДОЙ, сверкало, радовалось, пело ГИМН ДОЖДЮ И ДРУЖБЕ.

А Пчёлка, довольная и счастливая, в это время сидела под широким листом Одуванчика и думала о ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИ-ЛЕ ВОДЫ и о том, что часто мы не ценим этот удивительный дар природы.

История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе)

Маленький Лягушонок скучал. Все Лягушки вокруг были взрослыми, и ему не с кем было играть. Сейчас он лежал на широком листе речной лилии и внимательно смотрел в небо.

- Небо такое синее и живое, словно вода в нашем пруду. Должно быть, это и есть пруд, только наоборот. А раз так, то там наверняка водятся лягушки.

Он вскочил на тоненькие лапки и закричал:

- Эй! Лягушата из небесного пруда! Если вы меня слышите, отзовитесь! Давайте дружить!

Но никто не отозвался.

- Ах, так! – воскликнул Лягушонок. – Вы со мной в прятки играть?! Вот вам!

И он скорчил забавную гримасу.

Мама – Лягушка, неподалёку выслеживающая комара, только рассмеялась.

- Глупыш! Небо ведь не пруд, и там нет лягушат.

- Но ведь с неба часто капает дождь, а ночью оно темнеет, как и наша вода в пруду. И эти вкусные комары так часто взмывают ввысь!

- Какой ты у меня маленький, — вновь засмеялась Мама. – Комарикам ведь нужно спасаться от нас, вот они и поднима-ются в воздух. А вода в нашем пруду в жаркие дни испаряется, поднимается в небо, а потом снова возвращается в наш пруд в виде дождя. Понял, малыш?

- Угу, — кивнул зелёной головкой Лягушонок.

А про себя подумал:

- Всё равно когда-нибудь найду себе друга с неба. Ведь там есть вода! А значит, есть и Лягушата!!!

Приложение №2

А знаете ли вы что……

Ежегодно 22 марта отмечается Всемирный день водных ресурсов.

В среднем в организме растений и животных содержится более 50% воды.

Если бы на Земле не было впадин и выпуклостей, вода покрыла бы всю Землю, и её толщина была бы 3км.

Самыми большими хранилищами влаги являются ледники, в них сосредоточено до 2 % мировых запасов воды.

Если бы все ледники растаяли, то уровень воды на Земле поднялся бы на 64м, и около 1/8 поверхности суши было бы затоплено водой.

Морская вода при обычной её солёности замерзает при температуре −2°C

Многолетний морской лед настолько опресняется, что из него можно получать питьевую воду.

Иногда вода замерзает при положительной температуре. Это, например, происходит в почвенных капиллярах за счет влияния белковых молекул, где температура замерзания воды может возрасти до +4C.

Вода – это одно из немногих веществ на Земле, которые расширяются при переходе из жидкой фазы в твёрдую.

Горячая вода замерзает быстрее холодной, и ученые так до конца и не понимают природу этого явления.

При температуре -120 °C с водой начинает происходить что-то странное: она становится сверх вязкой или тягучей, как патока, а при температуре ниже -135 °C она превращается в «стеклянную» или «стекловидную» воду – твердое вещест-во, в котором отсутствует кристаллическая структура.

Существует агрессивная вода — вода, содержащая химические вещества, которые вызывают разрушение металлов, бе-тона и т. д.

Ученые выделяют как минимум 5 различных состояний воды в жидком виде и 14 состояний в замерзшем виде.

Ледяной дождь – твёрдые атмосферные осадки, выпадающие при отрицательной температуре воздуха (чаще всего 0…-10°, иногда до −15°) в виде твёрдых прозрачных шариков льда диаметром 1-3 мм. Внутри шариков находится неза-мёрзшая вода – падая на предметы, шарики разбиваются на скорлупки, вода вытекает и образуется гололёд.

Зимой, часто с утра, идёт дождь, и капли мгновенно замерзают, в результате чего гололёд образуется за минуты. В комбинации с сильным ветром этот ледяной дождь особенно неприятен.

Наводнение – затопление местности в результате подъёма уровня воды в реках, озерах, морях из-за дождей, бурного таяния снегов, ветрового нагона воды на побережье и других причин, которое наносит урон здоровью людей и даже приводит к их гибели, а также причиняет материальный ущерб. Затапливается более 70 % сельскохозяйственных угодий, множество населённых пунктов, промышленных предприятий и инженерных коммуникаций. Полностью парализуется хозяйственная и производственная деятельность, временно изменяется жизненный уклад населения. Повторяемость 100–200 лет.

Цунами (яп. 津波, где 津 – «порт, залив», 波– «волна») – это длинные волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. Причиной большинства цунами являются подводные землетрясения, во время которых происходит резкое смещение (поднятие или опускание) участка морского дна. У берега высота цунами может достигать нескольких десятков метров. Наиболее высокие волны, до 30–40 метров. Скорость волн цунами, даже

у берега, превышает скорость ветровых волн. Кинетическая энергия у волн цунами больше. Цунами приходит внезапно. Общее количество погибших от цунами по данным 2005 г. превысило 235 тыс. человек.

Приложение 2

Памятка

Берегите воду! Помните, что вода – это жизнь.

Знаете ли вы, что…

  • Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды.
  • Наполняя ванну лишь наполовину, вы расходуете 150 литров воды.
  • Разовый смыв в туалете расходуется 6-8 литров воды.
  • Каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды.

Помните, что…

  • Оставленный открытым кран «выливает» за час около 500 литров воды (50 ведер)
  • Утечка через смывной бачок (тонкая струйка толщиной в спичку) уносит 400-500 литров в сутки!

Внимание! Проверти все ваши краны в вашей квартире!

Это мы можем:

  • При пользовании водой не включать ее сильным напором.
  • Своевременно выключать воду, быть бережливым при пользовании водой.
  • Не допускать утечки воды вследствие неисправности кранов и унитазов.
  • Своевременно производить ремонт сантехники.
  • Обращать внимание ребенка на бережное отношение к воде.
  • не позволять себе мусорить на улице и засорять водоемы.

Приложение 3

Анкета для родителей.

  1. Что такое экология?
  2. Почему говорят – «Вода – это жизнь»?
  3. Имеет ли ваш ребенок элементарные знания о воде, и какие?
  4. Бережете – ли Вы воду и как учите этому ребенка?
  5. Проводите ли с ребенком дома опыты с водой?
  6. Ухаживает ваш ребенок дома за растениями (если они есть)?
  7. Чем вы можете помочь нам в организации мини-музея в группе «Вода нужна всем».

Тест для детей.

  1. Что такое вода?
  2. Уводы есть запах?
  3. Какая она на вкус?
  4. Имеет ли она цвет?
  5. Кому нужна вода?
  6. Что умеет делать вода?
  7. Где прячется вода?
  8. Кто не может жить без воды?
  9. Как надо беречь воду?
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 35 (397) выйдет
21 сентября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год