Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Проект «Хлеб-всему голова»
Познание
Автор: Григорян Наира Араиковна   
10.08.2025 08:28

Проект «Хлеб-всему голова»Проект «Хлеб-всему голова»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Зареченская СОШ дошкольное отделение детский сад №9 (МАОУ Зареченская СОШ ДО ДС №9), р.п. Заречье, Одинцовский городской округ. Московская область

Воспитатель: Григорян НаираАраиковна

Актуальность проекта: В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь пойдет о хлебе. Я часто прошу сына, зайди, купи хлеба; в детстве я своим детям говорила, ешьте с хлебом!

Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка!

В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку.

Моя мама родилась в деревне, и детство ее пришлось на военные годы. Она нам рассказывала, что самое огромное желание было, съесть большой кусок черного хлеба!

С детских лет нас учили, бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству. Так откуда же берется хлеб? Может быть, булки растут на дереве? С помощью экологического проекта мы это узнаем!

Назначение проекта: проект призван обратить внимание детей, какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе; проект призван воспитывать бережное отношение к хлебу и труду хлебороба.

 

Скачать проект

Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.

Задачи:

Образовательные:

  • изучить историю возникновения хлеба;
  • познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
  • расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.

Развивающие:

  • развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
  • развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
  • воспитывать желание делиться полученными знаниями.

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека; книги со сказками, книжки — панорамы, раскраски; дидактические игры; пазлы по теме; художественные альбомы и иллюстрации по теме.

Предварительная работа:

  • Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях.
  • Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео-материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта.
  • Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.

Ожидаемый результат:

  • формирование у детей представления о ценности хлеба;
  • получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
  • воспитание интереса к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
  • воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.

Методы исследования:

  • сбор информации;
  • беседы;
  • наблюдения;
  • опытно – экспериментальная деятельность;
  • анализ.

Взаимодействие с родителями:

  • Предложить детям вместе с родителями выучить стихи, приметы, пословицы и поговорки о хлебе.
  • Совместно с родителями испечь хлебобулочные изделия дома (фото)
  • Чаепитие

Интегрируемые образовательные области:

  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие.

Познавательное развитие:

Беседы:

  • «Как на наш стол хлеб пришел»;
  • «Кто такой хлебороб»,
  • «Хлеб всему голова!»
  • «Какой бывает хлеб»;
  • «Как испечь хлеб в домашних условиях»;
  • «Хлеб – наше богатство!»

Рассматривание иллюстраций и репродукций:

  • Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
  • Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
  • Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь московская», С.А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».

Знакомство с профессиями:

  • Агроном;
  • Комбайнер;
  • Пекарь;
  • Кондитер;
  • Продавец.

Исследовательская деятельность:

Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;

Опытно – экспериментальная деятельность:

Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).

Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Замешивание теста и выпекание хлеба в электро-хлебопечке (с помощью родителей).

Речевое развитие:

Чтение художественной литературы о хлебе:

  • Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; «Колобок» (См. приложение 3)
  • В. Дацкевич «От зерна до каравая»;
  • К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»;
  • В. Ремизов «Хлебный голос»;
  • Я. Аким «Хлеб»;
  • Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»;
  • Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
  • И. Токмакова «Что такое хлеб»;
  • Н. Самкова «О хлебе»;
  • П. Коганов «Хлеб — наше богатство»;
  • Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе (См. приложение 1, 2)

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Семья»;
  • «Магазин»;
  • «Булочная»;
  • «Кулинария».

Дидактические игры:

  • «Назови профессию»;
  • «Что, где растет»;
  • «Что из какой муки испекли?»;
  • «Четвертый лишний»;
  • «От зерна до каравая»;
  • «Что сначала, что потом»;
  • «Превращения»;
  • «Чудесный мешочек»;
  • «А какой он, хлеб?»;
  • «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
  • «Угадай на вкус»;

Художественно-эстетическое развитие:

Изобразительная деятельность:

  • рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;
  • лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевой игры «Булочная»;
  • составление картин из манной крупы;
  • изображение хлебных полей; людей, выращивающих хлеб.

НОД:

«Откуда к нам приходит хлеб»;

«Хлеб – всему голова»;

Составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»;

Беседа: «Кем бы ты хотел стать?» (профессии хлебороба, пекаря…).

Рассказ по картинкам:

Как в старину люди выращивали хлеб?!

Взаимодействие с родителями

  • Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
  • Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).
  • Театрализация русской народной сказки «Колосок».

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап:

  • определение объектов изучения;
  • подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы;
  • подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе.

2. Основной этап:

  • получение муки из зерна;
  • изучение свойств муки, теста.
  • выпечка лепёшек из муки с детьми
  • дегустация мучных изделий, принесённых из дома, испечённых родителями

3. Заключительный этап:

  • обобщение результатов работы;
  • оформление экспозиции поделок из теста;
  • инсценировка русской народной сказки «Колосок»;
  • проведение итогового мероприятия «Хлеб – всему голова!»

В своей работе мы опирались на следующие принципы:

  • единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания детей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • равноправие и ответственность родителей и воспитателей ДО.

Инновационные формы и методы работы с семьей:

Родительская гостиная на тему: «Как испечь хлеб в домашних условиях?»;

Тематическая выставка рисунков и поделок «Хлеб всему голова»;

Конкурс на лучшую поделку: ширму, стенгазету, книжку-малышку «О хлебе».

Формы работы:

  • Дидактические игры.
  • Музыкальные занятия.
  • Рассказы воспитателя о хлебе и хлебопашцах.
  • Организация тематических досугов и развлечений.
  • Беседы-диалоги.
  • Чтение детской литературы по теме.
  • Показ представлений по теме.

Предполагаемый результат:

Реализация проекта способствует:

  • формированию экологических представлений у дошкольников о ценности хлеба
  • получению знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей
  • воспитанию интереса к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба
  • формированию бережного отношения у детей и взрослых к хлебу.

Список используемой литературы:

  1. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
  2. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
  3. Емельянова, Э.Л. — Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм

Приложение 1

Загадки, скороговорки

пословицы.

Загадки о хлебе:

  1. Был крупинкой золотой, стал зеленою стрелой. Солнце летнее светило, и стрелу позолотило. Что за стрела? (колос).
  2. Какое море за селом волнует ветерок? В нем волны можно собирать, укладывать в мешок (поле).
  3. Сто братьев в одну избушку сомкнулись ночевать (зерна в колосе).
  4. Загадаю загадку: заброшу за грядку, в год пущу, в другой выпущу (озимь).
  5. В землю крошки, из земли — лепешки (пшеница).
  6. Мнут и катают, в печи закаляют, А потом за столом нарезают ножом (хлеб).
  7. Тарелка супа меж локтями, а он в руках у всех ломтями, Без него, как видно, не вкусно и не сытно (хлеб).
  8. Есть такие слова: «Он всему голова»
  9. Хрустящей корочкой одет, мягкий черный, белый (хлеб).
  10. Мы ржаные Кирпичи в жаркой испекли печи, На машину загрузили — покупайте в магазине (хлеб).

Скороговорки и чистоговорки о хлебе:

Хорош пирожок — внутри творожок.
Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Женя — жница в поле, жнет она пшеницу.

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Жок-жок-жок — это пирожок.
Шки-шки-шки — мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки — мы любим пирожки.
Жок-жок-жок — кушай Женя пирожок.

Ач-ач-ач — вот калач.
Чи-чи-чи — пекутся в печке калачи.
Чи-чи-чи — мы любим калачи.
Чи-чи-чи — на праздник будут калачи.

Пословицы и поговорки о хлебе:

Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
Хлеб — всему голова.
Будет хлеб, будет и обед.
Пот на спине, так и хлеб на столе.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Хлеб — дар божий, отец, кормилец.
Черная земля дает белый хлеб.
И обед — не обед, коли вдоволь хлеба нет.

Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
Покуда есть хлеб, да вода — все человеку не беда.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

Без хлеба и медом сыт не будешь.
Всякий хлеб ест, да не всякий его сеет.
Без соли стол кривой.
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.

Вода вымоет, хлеб выкормит.
Голодной куме все хлеб на уме.
Горькая работа, зато сладок хлеб.
Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так везде тоска.

Как хлеба кусок, так разинул роток.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Лиха беда хлеб нажить, а с хлебом можно жить.
Ржаной хлебушко — калачу дедушка.

Рыба не хлеб, сыт не будешь.
Свой хлеб сытнее.
Свой хлеб хоть ночью ешь.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Умный детина: знает, что хлеб — не мякина.
Хлеб — батюшка, вода — матушка.

Хлеб в пути — не тягость.
Хлеб в человеке — воин.
Хлеб вскормит, вода вспоит.
Хлеб да вода — молодецкая еда.

Хлеб да вода — то наша дворянская еда.
Хлеб дорогой, да не дороже нас с тобой.
Ешь пироги, а хлеб вперед береги!

Приложение

Старинные рецепты выпечки хлеба и хлебобулочных изделий

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 30 (392) выйдет
17 августа 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год