Проект «Хлеб-всему голова»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Зареченская СОШ дошкольное отделение детский сад №9 (МАОУ Зареченская СОШ ДО ДС №9), р.п. Заречье, Одинцовский городской округ. Московская область
Воспитатель: Григорян НаираАраиковна
Актуальность проекта: В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь пойдет о хлебе. Я часто прошу сына, зайди, купи хлеба; в детстве я своим детям говорила, ешьте с хлебом!
Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка!
В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку.
Моя мама родилась в деревне, и детство ее пришлось на военные годы. Она нам рассказывала, что самое огромное желание было, съесть большой кусок черного хлеба!
С детских лет нас учили, бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству. Так откуда же берется хлеб? Может быть, булки растут на дереве? С помощью экологического проекта мы это узнаем!
Назначение проекта: проект призван обратить внимание детей, какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе; проект призван воспитывать бережное отношение к хлебу и труду хлебороба.
Скачать проект
Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи:
Образовательные:
- изучить историю возникновения хлеба;
- познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
- расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Развивающие:
- развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
- развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
- воспитывать желание делиться полученными знаниями.
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека; книги со сказками, книжки — панорамы, раскраски; дидактические игры; пазлы по теме; художественные альбомы и иллюстрации по теме.
Предварительная работа:
- Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях.
- Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео-материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта.
- Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.
Ожидаемый результат:
- формирование у детей представления о ценности хлеба;
- получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- воспитание интереса к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
- воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.
Методы исследования:
- сбор информации;
- беседы;
- наблюдения;
- опытно – экспериментальная деятельность;
- анализ.
Взаимодействие с родителями:
- Предложить детям вместе с родителями выучить стихи, приметы, пословицы и поговорки о хлебе.
- Совместно с родителями испечь хлебобулочные изделия дома (фото)
- Чаепитие
Интегрируемые образовательные области:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие.
Познавательное развитие:
Беседы:
- «Как на наш стол хлеб пришел»;
- «Кто такой хлебороб»,
- «Хлеб всему голова!»
- «Какой бывает хлеб»;
- «Как испечь хлеб в домашних условиях»;
- «Хлеб – наше богатство!»
Рассматривание иллюстраций и репродукций:
- Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
- Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
- Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь московская», С.А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».
Знакомство с профессиями:
- Агроном;
- Комбайнер;
- Пекарь;
- Кондитер;
- Продавец.
Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;
Опытно – экспериментальная деятельность:
Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Замешивание теста и выпекание хлеба в электро-хлебопечке (с помощью родителей).
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы о хлебе:
- Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; «Колобок» (См. приложение 3)
- В. Дацкевич «От зерна до каравая»;
- К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»;
- В. Ремизов «Хлебный голос»;
- Я. Аким «Хлеб»;
- Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»;
- Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
- И. Токмакова «Что такое хлеб»;
- Н. Самкова «О хлебе»;
- П. Коганов «Хлеб — наше богатство»;
- Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе (См. приложение 1, 2)
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры:
- «Семья»;
- «Магазин»;
- «Булочная»;
- «Кулинария».
Дидактические игры:
- «Назови профессию»;
- «Что, где растет»;
- «Что из какой муки испекли?»;
- «Четвертый лишний»;
- «От зерна до каравая»;
- «Что сначала, что потом»;
- «Превращения»;
- «Чудесный мешочек»;
- «А какой он, хлеб?»;
- «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
- «Угадай на вкус»;
Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:
- рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;
- лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевой игры «Булочная»;
- составление картин из манной крупы;
- изображение хлебных полей; людей, выращивающих хлеб.
НОД:
«Откуда к нам приходит хлеб»;
«Хлеб – всему голова»;
Составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»;
Беседа: «Кем бы ты хотел стать?» (профессии хлебороба, пекаря…).
Рассказ по картинкам:
Как в старину люди выращивали хлеб?!
Взаимодействие с родителями
- Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
- Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).
- Театрализация русской народной сказки «Колосок».
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
- определение объектов изучения;
- подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы;
- подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе.
2. Основной этап:
- получение муки из зерна;
- изучение свойств муки, теста.
- выпечка лепёшек из муки с детьми
- дегустация мучных изделий, принесённых из дома, испечённых родителями
3. Заключительный этап:
- обобщение результатов работы;
- оформление экспозиции поделок из теста;
- инсценировка русской народной сказки «Колосок»;
- проведение итогового мероприятия «Хлеб – всему голова!»
В своей работе мы опирались на следующие принципы:
- единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания детей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- равноправие и ответственность родителей и воспитателей ДО.
Инновационные формы и методы работы с семьей:
Родительская гостиная на тему: «Как испечь хлеб в домашних условиях?»;
Тематическая выставка рисунков и поделок «Хлеб всему голова»;
Конкурс на лучшую поделку: ширму, стенгазету, книжку-малышку «О хлебе».
Формы работы:
- Дидактические игры.
- Музыкальные занятия.
- Рассказы воспитателя о хлебе и хлебопашцах.
- Организация тематических досугов и развлечений.
- Беседы-диалоги.
- Чтение детской литературы по теме.
- Показ представлений по теме.
Предполагаемый результат:
Реализация проекта способствует:
- формированию экологических представлений у дошкольников о ценности хлеба
- получению знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей
- воспитанию интереса к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба
- формированию бережного отношения у детей и взрослых к хлебу.
Список используемой литературы:
- Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
- Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
- Емельянова, Э.Л. — Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм
Приложение 1
Загадки, скороговорки
пословицы.
Загадки о хлебе:
- Был крупинкой золотой, стал зеленою стрелой. Солнце летнее светило, и стрелу позолотило. Что за стрела? (колос).
- Какое море за селом волнует ветерок? В нем волны можно собирать, укладывать в мешок (поле).
- Сто братьев в одну избушку сомкнулись ночевать (зерна в колосе).
- Загадаю загадку: заброшу за грядку, в год пущу, в другой выпущу (озимь).
- В землю крошки, из земли — лепешки (пшеница).
- Мнут и катают, в печи закаляют, А потом за столом нарезают ножом (хлеб).
- Тарелка супа меж локтями, а он в руках у всех ломтями, Без него, как видно, не вкусно и не сытно (хлеб).
- Есть такие слова: «Он всему голова»
- Хрустящей корочкой одет, мягкий черный, белый (хлеб).
- Мы ржаные Кирпичи в жаркой испекли печи, На машину загрузили — покупайте в магазине (хлеб).
Скороговорки и чистоговорки о хлебе:
Хорош пирожок — внутри творожок. Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки. Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи. Женя — жница в поле, жнет она пшеницу.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Жок-жок-жок — это пирожок. Шки-шки-шки — мама жарит пирожки. Шки-шки-шки — мы любим пирожки. Жок-жок-жок — кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач — вот калач. Чи-чи-чи — пекутся в печке калачи. Чи-чи-чи — мы любим калачи. Чи-чи-чи — на праздник будут калачи.
Пословицы и поговорки о хлебе:
Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий. Хлеб — всему голова. Будет хлеб, будет и обед. Пот на спине, так и хлеб на столе.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно. Хлеб — дар божий, отец, кормилец. Черная земля дает белый хлеб. И обед — не обед, коли вдоволь хлеба нет.
Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко. Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош. Покуда есть хлеб, да вода — все человеку не беда. Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Без хлеба и медом сыт не будешь. Всякий хлеб ест, да не всякий его сеет. Без соли стол кривой. Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.
Вода вымоет, хлеб выкормит. Голодной куме все хлеб на уме. Горькая работа, зато сладок хлеб. Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так везде тоска.
Как хлеба кусок, так разинул роток. Калач приестся, а хлеб никогда. Лиха беда хлеб нажить, а с хлебом можно жить. Ржаной хлебушко — калачу дедушка.
Рыба не хлеб, сыт не будешь. Свой хлеб сытнее. Свой хлеб хоть ночью ешь. Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе. У кого хлебушко, у того и счастье. Умный детина: знает, что хлеб — не мякина. Хлеб — батюшка, вода — матушка.
Хлеб в пути — не тягость. Хлеб в человеке — воин. Хлеб вскормит, вода вспоит. Хлеб да вода — молодецкая еда.
Хлеб да вода — то наша дворянская еда. Хлеб дорогой, да не дороже нас с тобой. Ешь пироги, а хлеб вперед береги!
Приложение
Старинные рецепты выпечки хлеба и хлебобулочных изделий
|