Конспект НОД с интеграцией образовательных областей - Тайны моря |
Познание | |||
Автор: Семьина Ирина Евгеньевна | |||
01.03.2014 22:48 | |||
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад Центр Детства «Жемчужинка» Какое море хотел показать композитор. (Дети слушают музыку.) Клод Дебюсси «Игра волн» М.Р.: Открывайте тихонько глазки, садитесь. Давайте поговорим о характере музыки. Каким здесь композитор представил вам море? Дети: Спокойным, тихим, умеренным, добрым и.т.д. М.Р.: Всегда ли музыка была одинаковой? Дети: Нет. В середине был слышен всплеск волн. В конце море снова стало спокойное. М.Р.: Совершенно верно. Море стало спокойное, умиротворенное. М.Р.: Молодцы ребята! А сейчас я предлагаю послушать еще один отрывок из музыкального произведения. Можно не ложиться, а просто сидеть и слушать. (Дети слушают музыку.) Клод Дебюсси «Море» М.Р.: Какое здесь показал море композитор? Дети: Шумное, тревожное, бушующее, взволнованное, штормовое, грозное. Волны с шумом бьются о берег. М.Р.: Вот видите ребята, как ярко отразили композиторы в музыке море. Вы очень хорошо услышали его характер. М.Р: Сейчас я предлагаю вам встать с ковриков и подойти к столику с цветными карточками. (Дети подходят к столику.) М.Р.: Ребята, перед вами лежат разноцветные карточки. Возьмите ту, которая по цвету подходит к характеру «Спокойного моря». М.Р.: Почему ты взял именно эту карточку? Какого она цвета? Р-к: Карточка голубая, я выбрал ее, потому что море спокойное, доброе, не страшное. М.Р.: Какая была музыка? Р-к: Тихая, не быстрая, плавная. Похожая на танец. М.Р.: А сейчас возьмите ту карточку, которая по цвету подходит к характеру «Бушующее море». М.Р.: Почему ты взял эту карточку. Какого она цвета? Р-к: Карточка темно синего цвета. Я выбрал ее, потому что море грозное, шумное, страшное. М.Р.: Какая была музыка? Р-к: Музыка была громкая, быстрая, взволнованная. М.Р.: Можно ли такую музыку станцевать? Изобразить движениями? Дети: Можно. М.Р.: Конечно можно. У меня есть ленточки. Голубые и синие. Я предлагаю с помощью своих движений рассказать о море. Какое море вы хотели бы изобразить? Дети: Спокойное. М.Р.: Я вам включу музыку, а вы плавно, красиво изобразите море в своем танце. (Дети свободно двигаются, изображая море, волны.) М.Р.: Молодцы ребята, замечательное море в танце у вас получилось. М.Р.: Ну а теперь мы с вами продолжим путешествие и узнаем, какие тайны скрывает море. Часть 2. Эколог подзывает к себе. Педагог: Ребята, я вместе с вами слушала музыку моря. Она просто заворожила меня. Какая сила, мощь…А сколько интересного скрывает в своих глубинах океан. Сейчас музыка рассказывала вам о том, каким разным бывает море. А могут ли о море рассказать раковины? Посмотрите, что это у меня? (Морская раковина, рапан). Да, это Рапан. Ее подняли из морских глубин. Когда-то в ней жил моллюск. Все вы слышали, что морская раковина умеет петь. А может она нашептывает нам сказку о том, что видела на своем веку? Попробуйте послушать раковину, услышать ее песню, звуки моря (раздает детям раковины). Дети слушают, рассказывают, что они услышали. Педагог: А мне Рапан шепнула, что в морской глубине есть необыкновенный камень, в рождении которого принимают участие живые существа. Давайте с ним познакомимся. Посмотрите. Кто знает, что это такое? (показывает кораллы). Верно, это кораллы. Полюбуйтесь этим причудливым морским камнем. Какого они цвета? Что можно сказать об их форме? Рассаживайтесь за столы (дети садятся за столы) Пододвиньте к себе подносы. Рассмотрите свои кораллы. Что вы можете сказать? Какого у вас цвета коралл? Какой формы? Какая у него поверхность? С чем его можно сравнить? (Дети гладят кораллы, определяют, что он твердый, шершавый, похож на ветку дерева). Возьмите лупы, присмотритесь к кораллу повнимательней. Что вы видите? (Много ходов-домиков). Какими словами вы могли бы описать свой коралл (великолепный, прекрасный, резной, сказочный). Педагог: Чаще всего кораллы бывают красного или буро-коричневого цвета. Встречаются небесно-голубые, кремово-желтые, фиолетовые. Кораллы по форме могут напоминать блюдца, вазы, цветную капусту. Видов кораллов около 6 тысяч. Кораллы просто неповторимы. Предлагаю вам перейти к телевизору и посмотреть на эту красоту. (Дети переходят к телевизору) Послушайте, как об этом сказал Николай Сладков: Н. Сладков "Мир коралловых рифов." - Немного осталось на Земле такого, от чего еще перехватывает дыхание. … мне самому довелось нырять у коралловых островов — все так и есть. Что тут можно сказать вразумительное, если вокруг тебя не привычные с детства кусты и деревья, а какие-то окаменелые заросли, посыпанные искрами солнца! А над ними … роскошные разноцветные бабочки. И живые цветы, которые ловят неосторожных рыбешек, как росянка ловит у нас комаров. Колыхались ажурные живые веера, склонялись живые перья. Стояли — живые! — бокалы и кубки. Лежали живые звезды, торчали живые оленьи рога. Фантастические джунгли из камня: башни, гроты, пещеры и лабиринты. И краски всех цветов радуги — даже кружится голова! Все слова были немощны и непригодны. И лучше уж было молчать. Увидев эту ошеломляющую красоту рифов, я вдруг онемел! Педагог: А сейчас я расскажу вам, как рождаются кораллы. Если приглядеться к отдельному кустику, то можно заметить, что он состоит из множества мелких ячеек. Кораллы создают маленькие морские животные – полипы, которые сидят в этих ячейках. Днем они заняты перевариваем пищи и малоактивны. А ночью широко раскидывают свои сети – щупальца, которые мгновенно вонзаются в тело какого-нибудь рачка и щупальцами подтягивают к ротовому отверстию. Педагог: У полипов мягкое тело, поэтому они строят прочные, известковые скелеты – домики. Когда одно поколение умирает, эти панцири надстраивают другие, так в течение столетий образуются коралловые рифы. Лабиринты коралловых джунглей для обитающих в них животных то же, что и лес для зайцев, лис, медведей. Они находят здесь убежище, выводят потомство, кормятся и защищаются от врагов. Некоторые морские существа едят кораллы. Это морской еж, морская звезда. Давайте представим себе, как это может быть. Динамическая пауза – изобразить коралловые ячейки (три ребенка, взявшись за руки, образуют ячейку, внутри нее – «полип» - ребенок. Мимо «проплывают рачки». Ребенок должен быстро поймать его и забрать в свой домик). Коралловые рифы очень хрупкие системы, которые могут благополучно развиваться только при наличии ряда условий: теплой воды, выше 20 градусов, средняя соленость, большое количество света. Погубить риф может загрязнение воды. Так же губительна для него и пресная вода. Обитают кораллы только в тёплых тропических водах, где нет заметной смены времён года. Это воды Австралии, Красной море, воды Тихого океана. Давайте вместе с вами приклеим значки кораллов к глобусу в тех местах, где они водятся (дети приклеивают значки, их внимание на названии морей не концентрируется). Причудлив и красив собой Так что же это за камень? Правильно, это коралл - один из красивейших морских камней. Но красота эта очень хрупкая. Об этом мы должны всегда помнить. Вот и подошла к концу наша встреча с морским камнем – кораллом. У вас на столах есть разноцветные веточки, напоминающие кораллы. Выберете себе по одной веточке. Если вам понравилось занятие, возьмите красную веточку и наклейте ее на первый лист, создавая изображение кораллового куста. Если не все понравилось – выберите голубую веточку, наклейте ее на второй лист, если вам не понравилось наше занятие, возьмите желтую веточку и наклейте на третий лист Пройдитесь и еще раз полюбуйтесь кораллами и скажите им ласковые добрые слова (дети под музыку - шум моря - ходят и рассматривают кораллы).
|