Информационно – творческий проект для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Осенний калейдоскоп».
Актуальность темы: расширение знаний о природе, формирование познавательного интереса, воспитание бережного отношения к природе, развитие умения понимать красоту природы, приобщение к совместной деятельности детей и родителей как в образовательном учреждении, так и дома.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста, педагоги, родители воспитанников.
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе работы по проекту «Осенний калейдоскоп».
Задачи:
- обобщение и систематизация представлений детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
- расширение представлений детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
- расширение и активизация словарного запаса детей на основе углубления представлений об окружающем мире;
- развитие связной речи, памяти, восприятия, внимания, мышления;
- воспитание у детей бережного отношения к природе.
Предполагаемый результат:
- закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах
- расширение и активизация словарного запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем мире, а также в процессе знакомства с рассказами, стихотворениями, пословицами, загадками осенней тематики
- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой)
- заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе.
Этапы осуществления проекта:
- Подготовительный этап.
- Основной этап.
- Заключительный этап.
Подготовительный этап.
- составление плана совместной работы с детьми, родителями;
- разработка конспектов ОД;
- подбор материала и оборудования для ОД, бесед, игр с детьми;
- подбор художественного материала;
- оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта «Осенний калейдоскоп»;
- беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу.
Основной этап.
Образовательные области и формы работы с детьми.
Познавательное развитие.
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Цикл наблюдений:
- за погодой;
- за деревьями;
- за небом и осадками;
- за сезонными изменениями;
- за изморозью и инеем;
- за птицами;
- за ветром (внешние проявления ветра).
Целевые прогулки:
«Деревья и кустарники нашего детского сада», «Приметы ранней, золотой осени», «Сад. Огород. Подарки осени».
Ситуативная беседа:
- «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»
- «Почему я люблю (не люблю) осень?»
Чтение художественной литературы:
- А.К. Толстой «Осень, осыпается весь наш бедный сад»
- В.Г. Сутеев «Яблоко»
- Е.А. Алябьева, сказка «Как небо собирается в гости к Земле»
- А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»
- А. Плещеев «Скучная картина»
- К. Бальмонт «Осень»
- Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»
- А. Ерикеев «Наступила осень
- В. Бианки «Синичкин календарь»
- З. Федоровская «Осень»
- К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
- Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме»
- Пословицы, поговорки, загадки об осени
Дидактические игры:
«Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы», «Следопыты», «Откуда плод», «С какого дерева листик».
Настольно – печатные игры: «Времена года», «Круглый год».
Трудовая деятельность:
- сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, каштанов, семян, листочков для гербария)
- уборка опавшей листвы, веток
- подготовка клумбы группового участка к зиме.
Беседы по ОБЖ:
«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?», «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?»
Речевое развитие
Цикл занятий: «Осенний лес, дары леса», «Приметы осени», «В гости к осени», «Почему деревья сбрасывают листья», «Что мы знаем о лесе», «Осень. Что я знаю об осени», составление описательных рассказов, пересказ рассказа «Осенний букет» по опорному плану. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц.
Дидактические игры:
«Осенние деревья», «Подбери действие», «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Один – много», «Какой лист», «Четвертый лишний», «Вспомни – назови», «Будь внимательным».
Художественно- эстетическое развитие
Аппликация: «Осенние картины» (из осенних листьев и плодов)
Рисование: «Нарядные листочки и грибочки», «Золотая осень» (пейзаж)
Лепка «Грибное лукошко», «Корзинка с овощами», «Блюдо с фруктами»
Конструирование и ручной труд из природного материала:
«Как мы вместе создали 3D- композицию» (из природного материала).
Самостоятельная художественная деятельность:
Рисование «Чем нам осень нравится», «Деревья осенью», «Осенние листья»
Физическое развитие
Подвижные игры: «Съедобное — несъедобное!», «Осенние листочки», «Перелёт птиц», «Дождик», «Лови и отвечай» (с мячом), «Бывает – не бывает».
Физкультминутки: «Клён», «В огород пойдем», «Мы листики осенние», «Слушай и показывай», «Листья», «Рябинка», «В лес за ягодами», «Чудо-огород», «Компот», «Урожай».
Пальчиковая гимнастика: «Листья», «Овощи», «Осень», «В лес», «Рябиновые бусы», «За ягодами», «Ветер», «Яблоко».
Заключительный этап.
Продукты проектной деятельности:
- открытые занятия «Волшебница осень», «Осенняя прогулка», «Осенние дары»,
- досуг «Осень золотая»,
- выставка работ детей на тему «Осень»;
- конкурс чтецов стихотворений об осени;
- выставка совместных работ детей с родителями «Осенняя фантазия»;
- фотоальбом
Литература:
- Ю.К. Школьник «Развитие речи». – Москва: Издательство Эксмо, 2002г.
- Н.В. Дубровская «Природа». Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет. — СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2005.
- Л.Б. Фесюкова «Времена года». Комплексные занятия для детей 4-7 лет. – Харьков, 2008.
- О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду». — Москва: Издательство Мозаика-Синтез, 2005.
- О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». — СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2021.
- А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду». — Москва: «Просвещение», 1998.
- Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». — Москва, «Просвещение», 1991.
- Н.Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей с ОНР». – Москва: Издательство ГНОМ, 2014.
- Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе для детей с ОНР». — СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2007.
|