Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Патриотизм детям
Автор: Герк Елена   
13.06.2015 13:55

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Герк Е.В., Ишим, Российская Федерация

В современном обществе наблюдается утрата целостности, гражданственности, резкое расслоение общества, враждебность, обращенность только на себя, кардинальная смена ценностей.

В Федеральном государственном требовании проблема формирования патриотических чувств у старших дошкольников не осталась без особого внимания.

 

Содержание образовательной области "Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Формирование патриотических чувств применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется, как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы впервые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния — в языке народа, который усваивает ребенок в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Данная проблема не нашла должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с формированием патриотических чувств у детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так в работах Т.Н. Дороновой отчетливо прослеживается идея формирования патриотических чувств, но понятие «формирование патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаевой формирование патриотических чувств рассматривается в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В. И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А Ноткина, O.JI. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева; JI. E. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают одно из решений проблемы формирования патриотических чувств у детей-дошкольников через познание Родины-России.

В связи с этим у педагогов-практиков возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание формирования патриотических чувств, какими средствами следует его осуществлять и т.п.

Однако, несмотря на традиционное декларирование важности формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, эта проблема так и не стала приоритетной в реальной практике ДОУ.

В процессе исследования проблемы формирования патриотических чувств у старших дошкольников нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста и обращением воспитателей ДОУ к отдельным аспектам формирования патриотических чувств в ДОУ.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в поиске условий, обеспечивающих формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: условия формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста может осуществляться более успешно при соблюдении следующих условий:

  • разработка и проведение бесед, направленных на изучение истории и культуры родного города;
  • включение детей в проектную деятельность по направлению «Ишим наша Малая Родина».

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:

  1. Изучить состояние проблемы формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе и на практике в ДОУ.
  2. Выявить сущность и специфику формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработать и экспериментально проверить условия формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Методологическую основу и теоретическую базу исследования

составляют положения, подходы и концепции Т.Н. Антонова, С.А. Козловой, С.Е. Шукшиной, О.А. Артемоновой.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, статистические методы обработки полученных результатов.

Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе АНО ДОУ детский сад № 2 «Звездочка» города Ишима. Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (сентябрь — ноябрь 2011г.) — изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.

Второй этап (декабрь 2011г. — март 2012г.) — проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка и экспериментальная проверка условий формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Третий этап (апрель-май 2012г.) — анализ эффективности курсовой работы.

Научная новизна исследования:

  1. Раскрыты сущность и особенности формирования патриотических чувств в период дошкольного детства.
  2. Разработаны критерии, показатели и уровни сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применять результаты исследования в практике дошкольного образования; содержащиеся в работе практические материалы могут быть использованы педагогами ДОУ при определении содержания и педагогических условий формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста; предложенный диагностический инструментарий даст возможность определить уровень сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

В современных условиях, когда происходит глубочайшее изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становиться патриотическое воспитание.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Оно возникает в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется постепенно в ходе воспитания любви к ближнему, детскому саду, улице, городу, родной стране.

Исследование уровня сформированности любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе детского сада № 2 «Звездочка» города Ишима.

В эксперименте приняли участие дети подготовительной и старшей группы седьмого года жизни в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную (10 человек) и контрольную (10 человек).

Для решения поставленных задач опытно – экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этап.

Для выявления уровня сформированности любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста использовались следующие критерии: информационно-ценностный, эмоционально-ценностный, поведенческо – деятельностный.

Выше названные критерии позволили определить уровень сформированности любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что 45% детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем сформированности любви к родному городу. У этих детей не сформированы представления о родном городе: они не знают названия города, с неуверенностью выбирают герб города из предложенных. Отсутствует интерес к истории города. Эмоциональное отношение носит нейтральный характер (равнодушие, безразличие).

Детей со средним уровнем сформированности любви к родному город-55%. Представления детей старшего дошкольного возраста о своем городе не четкие, поверхностные. Способны с помощью педагога воспроизвести значительную часть этих знаний, но они недостаточно полны и конкретны, отрывочны, интерес к ним поддерживается взрослым, не всегда может применить знания о городе в различных видах деятельности.

Высокий уровень сформированности любви к родному городу — отсутствует.

С целью повышения уровня сформированности любви к родному городу нами был проведен формирующий этап эксперимента. В формирующем эксперименте участвовали 10 человек экспериментальной группы.

В процессе формирующего эксперимента мы попытались реализовать следующие условия: проведение бесед, направленных на изучение культуры и истории родного города; включение детей в проектную деятельность.

После формирующего эксперимента мы провели контрольный эксперимент, результаты которого показали значительное повышение уровня сформированности любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста у экспериментальной группы: высокий уровень составил – 70%, средний уровень – 30% и низкий уровень сформированности любви к родному городу составил – 0%.

Таким образом, выявленные и реализованные нами условия являются эффективными. Полученные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год