| 
  Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края» 
МБУ лицей № 67 структурное подразделение детский сад «Русалочка» г.о. Тольятти Самарская обл. 
Автор: Полторецкая Юлия Александровна, воспитатель высшей квалификационной категория; 
Тема: Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО (духовно-нравственное направление). 
  
Скачать конспект 
Проектная деятельность – это интегрированный метод обучения, который является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, когда серия занятий объединена основной проблемой. 
Кроме того, немаловажным является тот факт, что в реализацию проекта вовлекаются не только дети, но и их родители, что делает процесс обучения максимально эффективным. 
Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края» разрабатывался для детей старшего дошкольного возраста с целью пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, а затем и любовь к родному Отечеству. 
«Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре». 
Д. С. Лихачев 
Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края» 
Паспорт проекта 
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой. 
Время реализации: февраль — апрель. 
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель, Образцовый театр танца «Плясицы» (художественный руководитель Левашова Л. Е.) 
Возраст участников: дети старшего дошкольного возраста (5 — 6 лет) 
Образовательная область: проект реализуется в рамках Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области (2007) по одному из направлений патриотического воспитания дошкольников — духовно-нравственное воспитание. 
Актуальность темы: 
Проблема духовно-нравственного развития – одна из важнейших проблем человечества. Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители, взрослые и педагоги вводят его в мир богатой народной культуры. 
Однако анализ педагогической литературы по данной тематике показывает, что научных трудов по воспитанию духовности личности дошкольника практически не существует. 
Таким образом, назрела необходимость в реальном возвращении категории «духовность» в педагогику — в разработке содержания, методов, форм, условий духовно-нравственного развития детей и молодежи. 
Эта идея легла в основу проекта по развитию у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края. 
Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с детьми. 
Таким образом, можно заключить, что тема развития у дошкольников представлений о малой Родине является актуальной для изучения с детьми старшего дошкольного возраста, а использование технологии проектирования позволяет детям стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, а также создает условия для привлечения в образовательно-воспитательный процесс и их родителей. 
Цели проекта: 
- Создать в окружении ребенка эмоционально благополучную атмосферу, включающую в себя книги, иллюстрации, оформление интерьера.
 
- Подобрать художественную литературу, методические пособия, где рассказывается о Самарской области, знаменитых людях, об искусстве, о трудовом Тольятти.
 
- Организовать деятельность детей, способствующую развитию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семьей, детскому саду.
 
- Сформировать толерантную культуру у дошкольников через приобщения к культуре разных национальностей малой Родины в условиях дошкольного учреждения.
 
- Установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка,
 
- Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.
 
- Пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, любовь к родному Отечеству.
 
- Разработать наглядные материалы и пособия, оказывающие развивающее воздействие на детей среднего и старшего дошкольного возраста.
 
 
Задачи проекта: 
- Формирование у педагогов умения толерантного взаимодействия и навыков создания толерантной среды в детском саду.
 
- Расширение социальных представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста, формируя у них интерес, симпатию и уважительное отношение к людям других национальностей.
 
- Воспитание любви и уважения к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.
 
- Формирование познавательного процесса в обоюдно увлекательной и интересной форме у участников проекта, в ходе знакомства с культурой и традициями разных народов непосредственного представителя нации, носителя языка:
 
 
- Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности.
 
- Разработать перспективное тематическое планирование.
 
- Разработать циклы игр-занятий по разделам проекта, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов деятельности
 
- Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, литературный материал согласно задачам разделов проекта
 
- Включить в практическую деятельность с детьми разнообразные материалы, нетрадиционные техники.
 
- Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта.
 
- Обогатить игровую среду дидактическим материалом.
 
- Разработать консультативный материал для родителей и педагогов ДОО по темам разделов проекта.
 
- Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений.
 
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми деятельности.
 
- Развивать воображение и творческие способности детей.
 
 
Гипотеза образовательного проекта. 
Целенаправленная и систематизированная работа с детьми среднего и старшего дошкольного возраста над проектом позволит развить духовно-нравственные качества не только у детей детского сада, но и повысит чувство патриотизма у родителей воспитанников, укрепит детско-родительские отношения, повысит уровень познавательного развития. 
Принципы реализации проекта: 
1. доступность: 
- учет возрастных особенностей детей;
 
- адаптированность материала;
 
 
2. систематичность и последовательность: 
- постепенная подача материала от простого, к сложному;
 
- частое повторение усвоенных знаний, правил и норм;
 
 
3. наглядность и занимательность: 
- предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
 
 
4. динамичность: 
- интеграция проекта в разные виды деятельности
 
 
5. дифференциация: 
- создание благоприятной среды, для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком
 
 
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. 
Задачи развития: 
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
 
- развитие познавательных способностей;
 
- развитие творческого воображения;
 
- развитие творческого мышления;
 
- развитие коммуникативных навыков.
 
 
Задачи исследовательской деятельности: 
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
 
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
 
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
 
 
Этапы работы над проектом 
Направление деятельности, её этапы. Задачи Содержание 
I этап – информационно-аналитическое обеспечение проект 
Задача: Сбор и анализ информации 
- Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.
 
- Изучение педагогического опыта работы по духовно-нравственному воспитанию. 3. Консультирование с методистом ДОО по вопросам проектной деятельности.
 
- Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения уровня знаний по разделам программы)
 
- Анализ результатов педагогической диагностики
 
 
II этап – методическое обеспечение проекта 
Задача: 
Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса 
- Составить перспективный тематический план по теме проекта.
 
- Разработка цикла игр-занятий в рамках проектной деятельности.
 
- Согласно задачам и содержанию определить формы организации
 
- Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, музыкальные произведения, литературный материал согласно задачам, оформить их в виде картотеки.
 
 
III этап – работа с детьми 
Задачи: 
- Формировать у детей простейшие представления о многонациональности нашего города;
 
- Формировать у детей представления о народах Поволжья.
 
- Развитие у детей таких качеств, как толерантность, самостоятельность, творческая активность; снижение напряженности, скованности. 1. Проведение педагогической диагностики через беседы, наблюдения, игру, с целью выяснения уровня знаний по разделам программы.
 
- Создание ситуации вовлечения детей
 
- Реализация цикла игр — занятий
 
- Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи)
 
- Создание таких условий, при которых дети могут самостоятельно делать выводы и заключения, опираясь на прошлый опыт, и опыт, полученный в ходе проведения игровой деятельности, бесед, просмотра видеофильмов, прослушивания музыкальных произведений.
 
 
IV этап – работа с родителями 
Задача: вовлечение родителей в проектную деятельность. 
- Подготовка консультативного материала для родителей.
 
- Оформление альбомов, коллажей с привлечением родителей.
 
- Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.
 
 
V этап – работа с педагогическим коллективом 
Задача: вовлечение педагогов в проектную деятельность. 
- Подготовка информационного и консультативного материала для педагогов.
 
- Привлечение специалистов ДОО к участию в мероприятиях в рамках проекта.
 
- Предложить педагогам цикл дидактических игр, а также материал для чтения детям по темам разделов проекта.
 
 
VI этап – подготовка к презентации и презентация проекта 
Задача: демонстрация опыта работы 
- Обобщить опыт работы и оформить в виде папки, материал представить в методический кабинет ДОО.
 
- Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.
 
 
Ожидаемый результат проектной деятельности: 
1. для педагога: 
- освоение проектного метода;
 
- повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
 
- повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности;
 
 
2. для детей: 
- сформированы более глубокие и полные представления дошкольников об истории и культуре своей малой Родины, народах, живущих в ней;
 
- повысился уровень познавательного развития;
 
- развитие творческих способностей;
 
- развитие умения работать в группе, навыков коммуникативного общении;
 
 
3. для родителей: 
- партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы
 
 
4. для педагогов ДОО: 
- возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми
 
 
Продукт проектной деятельности: 
- Альбомы с фотографиями «Самарская лука», «Как мы любим, отдыхать», «Ширяево», «Царев курган;
 
- Панно «Все народы в гости к нам» (коллективная работа);
 
- Рисунки детей, выполненные карандашами и гуашью на темы: «Моя дружная семья», «Дом, в котором мы живем», «Мой папа самый лучший», «Как мы отдыхаем»;
 
- Альбом «Костюмы народов Поволжья»;
 
- Картотека «Подвижные игры народов Поволжья»;
 
- Альбом пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры;
 
- Модели занятий, дидактические игры, информационный материал для родителей и педагогов;
 
- Знакомство с народными музыкальными инструментами, с песенным фольклором народов Поволжья;
 
- Наглядные материалы и пособия;
 
- Книжка-самоделка «Родной край»;
 
 
			 |