«Роль мини – музея в образовательном учреждении в формировании основ этнокультуры у детей» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Волотовская Ольга Витальевна | |||
08.04.2016 07:01 | |||
«Роль мини – музея в образовательном учреждении в формировании основ этнокультуры у детей» Активизация гражданской позиции и творческого потенциала детей дошкольного возраста – будущего нашей Родины – является актуальной проблемой образовательного и воспитательного процесса. Необходимость воспитания здорового поколения неравнодушных людей на примерах героической истории России становится очевидной на современном этапе развития общества. Формирование основ этнокультуры у детей, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам своего народа. Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов. Огромную роль в воспитании интереса к этнокультуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Гармоничное развитие личности представляется возможным только через выражение себя в различных видах деятельности. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в развитии интереса и расширения представлений дошкольников о культуре и традициях своего народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, детского сада, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.
С целью формирования основ этнокультуры коми у детей старшего дошкольного возраста мы открыли этнокультурный мини-музей национального быта и культуры «Коми керка». Занятия, проводимые в мини-музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к культуре своего народа, обогащают духовный мир детей и педагогов, вызывают у них желание самосовершенствоваться, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи. Находясь в пространстве мини — музея и знакомясь с его экспозициями, ребёнок погружается в культуру прошлого, знакомясь с его ценностями. Мини – музей «Коми керка» — это доступное детям игровое пространство, где они, мысленно перемещаясь во времени и взаимодействуя с предметами старины, ощущают себя хозяевами. А фотографии их бабушек и прабабушек в рамках на стене служат символом единения их душ со своими предками. Немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы в мини-музее, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, можно считать занятия, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, индивидуальную работу с детьми, так как именно они позволяют интегрировать самые различные виды детской деятельности. Также для работы с детьми очень важен иллюстративный и поделочный материал, различные традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации и фотографии. При этом задают вопросы: «Кто это?», «Почему они так одеты?». В работе по проблеме формирования основ этнокультуры у детей и созданию этномузея привлекли родителей: а) организовывали совместные экскурсии и посещения краеведческого музея и других музеев города; б) проводили совместные конкурсы; в) совместно готовили и проводилие народные праздники, вечера – встречи, посиделки, ярмарки, посвященные празднованию Рождества, Масленицы, Пасхи, Василей и т.д.; г) создавали генеалогическое дерево семьи; д) оформили семейные альбомы, в которых отражена жизнь нескольких поколений семьи; ж) создали мини — библиотеки книг и иллюстративного материала о родном крае; з) собрали подборку материала стенгазеты «Люби и знай свой край»; и) проводили родительские конференции, тематические собрания, заполнение анкет, тестов, вечера – встречи с представителями науки в области дошкольной педагогики и т.д. Мини–музеи способствуют развитию познавательной деятельности, познавательных процессов и способностей, познавательных интересов (любознательности, пытливости, стремлению к получению новых знаний), психических процессов (мышление, воображение, речь, память), социально – личностному, а также эстетическому, духовно – нравственному, патриотическому воспитанию. Мы считаем, что в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая может развивать, сохранять народные традиции. Мини — музей является тем духовным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувство любви и уважения, привязанности к дому, малой родине, всей стране. Музей для взрослого — это место, где хранятся поистине бесценные культурные ценности, а для малыша — это, прежде всего, мир пока незнакомых ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным ребенку, и есть наша задача. Таким образом, мини — музей может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, сформировать такую систему ценностей, при которой самым главным оказываются человеческие, нематериальные отношения, также помогает ребенку прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней. Ребенок включается в сферу культуры, в которой нет места вандализму — интересно не разрушать, а созидать. Становится неинтересно писать на стенках лифтов или в подъездах. Интересно отгадывать загадки, которые все время задает жизнь. Мини-музей – это результат общения, совместная работа воспитателя, детей и их семей.
|