Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Роль мини – музея в образовательном учреждении в формировании основ этнокультуры у детей»
Патриотизм детям
Автор: Волотовская Ольга Витальевна   
08.04.2016 07:01

«Роль мини – музея в образовательном учреждении в формировании основ этнокультуры у детей»«Роль мини – музея в образовательном учреждении в формировании основ этнокультуры у детей»

Активизация гражданской позиции и творческого потенциала детей дошкольного возраста – будущего нашей Родины – является актуальной проблемой образовательного и воспитательного процесса. Необходимость воспитания здорового поколения неравнодушных людей на примерах героической истории России становится очевидной на современном этапе развития общества.

Формирование основ этнокультуры у детей, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам своего народа.

Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов.

Огромную роль в воспитании интереса к этнокультуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Гармоничное развитие личности представляется возможным только через выражение себя в различных видах деятельности. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в развитии интереса и расширения представлений дошкольников о культуре и традициях своего народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, детского сада, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.

 

Скачать конспект

С целью формирования основ этнокультуры коми у детей старшего дошкольного возраста мы открыли этнокультурный мини-музей национального быта и культуры «Коми керка». Занятия, проводимые в мини-музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к культуре своего народа, обогащают духовный мир детей и педагогов, вызывают у них желание самосовершенствоваться, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи.

Находясь в пространстве мини — музея и знакомясь с его экспозициями, ребёнок погружается в культуру прошлого, знакомясь с его ценностями. Мини – музей «Коми керка» — это доступное детям игровое пространство, где они, мысленно перемещаясь во времени и взаимодействуя с предметами старины, ощущают себя хозяевами. А фотографии их бабушек и прабабушек в рамках на стене служат символом единения их душ со своими предками.

Немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы в мини-музее, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, можно считать занятия, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, индивидуальную работу с детьми, так как именно они позволяют интегрировать самые различные виды детской деятельности.

Также для работы с детьми очень важен иллюстративный и поделочный материал, различные традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации и фотографии. При этом задают вопросы: «Кто это?», «Почему они так одеты?».

В работе по проблеме формирования основ этнокультуры у детей и созданию этномузея привлекли родителей:

а) организовывали совместные экскурсии и посещения краеведческого музея и других музеев города;

б) проводили совместные конкурсы;

в) совместно готовили и проводилие народные праздники, вечера – встречи, посиделки, ярмарки, посвященные празднованию Рождества, Масленицы, Пасхи, Василей и т.д.;

г) создавали генеалогическое дерево семьи;

д) оформили семейные альбомы, в которых отражена жизнь нескольких поколений семьи;

ж) создали мини — библиотеки книг и иллюстративного материала о родном крае;

з) собрали подборку материала стенгазеты «Люби и знай свой край»;

и) проводили родительские конференции, тематические собрания, заполнение анкет, тестов, вечера – встречи с представителями науки в области дошкольной педагогики и т.д.

Мини–музеи способствуют развитию познавательной деятельности, познавательных процессов и способностей, познавательных интересов (любознательности, пытливости, стремлению к получению новых знаний), психических процессов (мышление, воображение, речь, память), социально – личностному, а также эстетическому, духовно – нравственному, патриотическому воспитанию.

Мы считаем, что в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая может развивать, сохранять народные традиции. Мини — музей является тем духовным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувство любви и уважения, привязанности к дому, малой родине, всей стране.

Музей для взрослого — это место, где хранятся поистине бесценные культурные ценности, а для малыша — это, прежде всего, мир пока незнакомых ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным ребенку, и есть наша задача.

Таким образом, мини — музей может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, сформировать такую систему ценностей, при которой самым главным оказываются человеческие, нематериальные отношения, также помогает ребенку прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней. Ребенок включается в сферу культуры, в которой нет места вандализму — интересно не разрушать, а созидать. Становится неинтересно писать на стенках лифтов или в подъездах. Интересно отгадывать загадки, которые все время задает жизнь.

Мини-музей – это результат общения, совместная работа воспитателя, детей и их семей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год