Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Обобщение опыта работы «Система работы по реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации».
Патриотизм детям
Автор: Арбекова Нина Павловна   
12.12.2017 05:23

Обобщение опыта работы «Система работы по реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации»Обобщение опыта работы «Система работы по реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации»

Автор: Арбекова Нина Павловна, Старший воспитатель МАДОУ детский сад «Буратино» п. Пруды

Актуальность темы над которой я работала в течении нескольких лет заключается в том, реализация регионального компонента — это неотъемлемая составляющая патриотического, гражданского, нравственного воспитания подрастающего поколения.

Важность его подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной Правительством РФ. Ориентированная на разные возрастные группы программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях. Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма именно у подрастающего поколения.

 Скачать кннспект

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» в статье 3, пунктах 3,4 сказано, что государственная политика основывается на принципах гражданственности, патриотизма, защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов РФ.

В «НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (до 2025 г) признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, говорится о привлечении в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять образовательный процесс, осваивать новые технологии, информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность.

В ФГОС ДО утверждаются принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства и учет этнокультурной ситуации развития ребенка.

Региональное составляющее – прошлое и настоящее края, историко-культурные и природные особенности, обычаи, трудовые достижения, культура межэтнических отношений. Это — то самое наследство, которое мы должны беречь, развивать и распространять среди потомков.

Считая данный вопрос наиболее актуальным было принято решение организовать работу в данном направлении.

Хочется отметить противоречия, которые до сих пор являются не решенными в данной области:

  • между повышенными требованиями к работе педагогов и неготовностью к удовлетворению данных ожиданий общества в силу недостаточности научно-методической (нет стройной методической системы, отражающей всю полноту данного вопроса) и технологической поддержки их деятельности;
  • между сохранением традиционных подходов в управлении методической работой в ДОО и неудовлетворенностью педагогов устаревшими формами, методами, содержанием методической работы

Профессиональную позицию старшего воспитателя по отношению к педагогам при работе определяет Индивидуально ориентированный подход в организации методической работы, а именно:

Принцип "зоны ближайшего развития" (обоснован Л.С. Выготским для обучения детей). В качестве "зоны ближайшего профессионального развития" выступает та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом "зона ближайшего профессионального развития" для каждого педагога сугубо индивидуальна.

Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы предполагает, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп.

Принцип стимулирования творческого роста педагогов на основе разработанной системы моральных и материальных стимулов требует создания условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Принцип непрерывности и преемственности предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, профессиональной готовности к внедрению ФГОС.

Основная цель моей педагогической деятельности в данной области: Создание эффективной системы работы по реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации.

Основными задачами являются:

  • Повышение компетентности педагогов в аспекте внедрения регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОО
  • Проектирование системы работы, направленной на профессиональное развитие педагогов в направлении внедрения современных педагогических технологий
  • Мотивация педагогов ДОО на обогащение и насыщение РППС ДОО по региональному компоненту
  • Организация эффективного взаимодействия дошкольного
  • образовательного учреждения с родителями и социумом

Данная тема реализовалась в рамках долгосрочного проекта «Моя малая Родина – поселок Пруды», рассчитанного сроком на 3 года и включающего в себя следующие этапы работы:

1. Организационный (май 2015 г. — сентябрь 2015 г.)

  • анализ условий имеющихся в МАДОУ по реализации регионального компонента (кадровые условия, ППРС, взаимодействие с социумом и т.д.)
  • разработка нормативно-правовой базы

2. Реализационный (октябрь 2015 г. – май 2018 г.)

  • повышение профессиональной компетентности педагогов в области применения современных образовательных технологий при реализации регионального компонента
  • обогащение ППРС
  • организация взаимодействия с родителями, социальными партнерами по данному направлению.

3. Оптимизационный (май 2018 г. – август 2018 г.)

  • провести анализ результатов
  • обобщить опыт педагогов
  • определение перспектив дальнейшей работы по теме с учетом полученных результатов.

На организационном этапе осуществлялся анализ условий реализации регионального компонента. Исходя из результатов данного анализа, были определены «слабые стороны», а именно:

  • Недостаточное количество наглядно-дидактического материала по нравственно-патриотическому воспитанию
  • Педагоги не используют современные формы и методы работы с родителями;
  • Нет единой системы взаимодействия с социальными партнерами (школа, библиотека).
  • 65 % педагогов испытывают трудности в организации предметно — развивающей среды, подборе демонстрационного материала, дидактических игр по патриотическому воспитанию;
  • 25% испытывают затруднения при проектировании и планировании работы по данному направлению с детьми;
  • 45% педагогов испытывают затруднения в использовании ИКТ, проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе.

Исходя из полученных результатов была разработана система работы в следующих основных направлениях:

1 направление: Разработка плана методического сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в данной области.

Была организована работа творческой группы по внедрению регионального компонента:

  • Анализ и определение программно-методическое обеспечение по внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОО;
  • Разработка вариативной части ООП по реализации регионального компонента;
  • Определение форм, методов работы с детьми;
  • Разработка тематических блоков, которые представлены в возрастном аспекте.
  • Определение целевых ориентиров.

В рамках методического сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности была организована работа клуба «Педагогическое мастерство».

При работе с педагогами были организованы круглые столы:

  • Круглый стол «Моя малая Родина» педагоги ознакомились с вариативной частью программы, ее целями, задачами, концептуальными основами, целевыми ориентирами.
  • Круглый стол «Организация РППС по нравственно патриотическому воспитанию», на котором был изучен опыт организации РППС других детских садов, были даны рекомендации по организации.

В рамках данного клуба была организована работа постоянно действующего семинара-практикума «Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента»:

На семинарах-практикумах педагогов знакомила с опытом применения ИКТ, проектной деятельности с детьми и родителями по региональному компоненту других ДОО; организовывала практические занятия по созданию ЭОР.

Так же был проведен мастер-класс по созданию и применению ЭОР в образовательной деятельности, я на примере собственно разработанного ЭОР который называется «Твой выбор» продемонстрировала этапы создания ЭОР и с педагогами провела данную интерактивную игру.

Наиболее эффективными формами работы являются:

Наставничество является наиболее благоприятная форма работы с педагогами, которая направлена на осмысление собственного педагогического опыта и его творческую переработку.

Индивидуальное консультирование.

Уже в традицию вошло организация:

  • «Недели педагогического мастерства»: на которой педагоги показывают открытые мероприятия для педагогов ДОО и района, делятся впечатлениями о работе, берут наработки для дальнейшей работы.
  • «Ярмарка проектов»: на которой педагоги представляют опыт работы по реализованным проектам в рамках регионального компонента.

2 направление работы: Организация деятельности по обогащению РППС ДОО по нравственно-патриотическому воспитанию.

По данному направлению было организовано и проведено 2 мероприятия:

  • Смотр-конкурс центров краеведения и патриотического воспитания «Мы живем в России»

Задачами конкурса являются:

  • Знакомство с историей поселка и родного края, страны.
  • Содействие развитию у дошкольников познавательных интересов, кругозора, поисковой деятельности.
  • Воспитание у дошкольников чувства патриотизма, гордости, любви и уважения к родному краю, стране.
  • Побудить педагогов — участников конкурса к краеведческому поиску, чтению краеведческой литературы, посещению экспозиций, выставок, музея, в которых представлены яркие страницы истории нашего края.
  • Выявление творческих способностей педагогов при оформлении уголков по краеведению, при использовании новых форм работы с дошкольниками.

Благодаря данному смотру-конкурсу в группах МАДОУ центры краеведения и патриотического воспитания обогатились разнообразным материалом, который соответствует возрасту детей и требованиям программы: государственная символика, достопримечательности нашего поселка, района, области, страны, оформлены альбомы о народных праздниках, макеты поселка, иллюстрации, дидактические игры, карты, фотографии, буклеты, наборы открыток, краеведческая и художественная литература, папки-передвижки, рисунки и поделки детей краеведческой тематики и т.д.

  • Организация мини-музея «Русская изба», который начал функционировать с сентября 2017 г. Совместными усилиями педагогов и родителей воспитанников в нашем МАДОУ появился данный музей. Так как наш детский сад находится на территориальном удалении от районного центра, многие семьи воспитанников живут в частном секторе, они обнаружили у себя много предметов, которые подходят для нашего мини музея «Русская изба». Так в нашем музеи появились следующие экспонаты: русская печка, сервант, стол, лавочки, ухват, чугунки, крынка, туесок и др.

Наш музей постоянный, но он «динамичный», «трансформируемый». Составлен на год график ответственных педагогов и тематика экспозиций, т.е. в определенный срок у мини-музея есть ответственный педагог, который оформляет в рамках музея экспозицию, по своей тематике, следит за порядком и чистотой музея. Так начиная с сентября 2017 г. были организованы экспозиции по следующей тематике: «Домашняя утварь», «Мастерская Кукол», «Самовары».

Наш мини – музей занимает небольшое пространство и не отвечает строгим требованием настоящего музея. В его экспозиции много сделано руками воспитателей, родителей и детей.

3 направление работы: Организация взаимодействия с родителями. Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.

В нашем детском саду реализуются как традиционные формы сотрудничества с семьей, так и современные, такие как: организация проектной деятельности совместно с родителями: проекты: «Герб нашего поселка», «Моя семья», «Моя родословная», «Герб моей семьи», «Летопись воинской славы». Родители совместно с детьми готовят материал по проектам и презентуют его воспитанникам группы.

На групповых мероприятиях педагоги активно используют ИКТ: интерактивные игры, викторины, презентации, видеоролики.

Родители охотно поддержали идею создания традиции «Аллея выпускников». Ежегодно родители совместно с детьми высаживают саженцы растений по периметру ДОО.

Родители совместно с детьми принимают участие в районных, межрегиональных, федеральных конкурсах: в 2017 г. 7 семей приняли участие в Межрегиональном проекте «Александра Невского» через соц. сеть «В контакте» и др. конкурсах.

4 направление работы: Организация взаимодействия с социальными партнерами.

В рамках данного направления стало ежегодным совместное планирование деятельности с нашими ближайшими партнерами: сельской библиотекой, школой, Домом культуры. Продумывалось планирование совместных мероприятий: со школой: ознакомительные экскурсии в школу, беседы с учителем начальных классов, проведение акций, открытые занятия и уроки; с библиотекой: тематические встречи, викторины, выставки рисунков в библиотеке, в 2016 -2017 г. совместный проект «Хлеб всему голова» (подготовительная к школе группа); с ДК – планировалась совместная организация концертов «9 мая», «День поселка» и др.

Так же налажены связи с учреждениями поселка: фермой, пекарней, кительной, базой отдыха «Чистые пруды».

Введено новое направление – ознакомление дошкольников с интересными людьми поселка: народными умельцами, старейший житель поселка, очевидцы войны, фермерами и др.

По результатам всей проведенной работы можно отметить, что в организации образовательной деятельности с воспитанниками по региональному компоненту произошли значительные изменения, повысилась эффективность проводимой работы. Педагоги активно применяют новые формы, методы, современные технологии в работе с детьми.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год