Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Обобщение опыта работы «Система работы по реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации».
Патриотизм детям
Автор: Арбекова Нина Павловна   
12.12.2017 05:23

Обобщение опыта работы «Система работы по реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации»Обобщение опыта работы «Система работы по реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации»

Автор: Арбекова Нина Павловна, Старший воспитатель МАДОУ детский сад «Буратино» п. Пруды

Актуальность темы над которой я работала в течении нескольких лет заключается в том, реализация регионального компонента — это неотъемлемая составляющая патриотического, гражданского, нравственного воспитания подрастающего поколения.

Важность его подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной Правительством РФ. Ориентированная на разные возрастные группы программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях. Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма именно у подрастающего поколения.

 Скачать кннспект

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» в статье 3, пунктах 3,4 сказано, что государственная политика основывается на принципах гражданственности, патриотизма, защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов РФ.

В «НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (до 2025 г) признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, говорится о привлечении в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять образовательный процесс, осваивать новые технологии, информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность.

В ФГОС ДО утверждаются принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства и учет этнокультурной ситуации развития ребенка.

Региональное составляющее – прошлое и настоящее края, историко-культурные и природные особенности, обычаи, трудовые достижения, культура межэтнических отношений. Это — то самое наследство, которое мы должны беречь, развивать и распространять среди потомков.

Считая данный вопрос наиболее актуальным было принято решение организовать работу в данном направлении.

Хочется отметить противоречия, которые до сих пор являются не решенными в данной области:

  • между повышенными требованиями к работе педагогов и неготовностью к удовлетворению данных ожиданий общества в силу недостаточности научно-методической (нет стройной методической системы, отражающей всю полноту данного вопроса) и технологической поддержки их деятельности;
  • между сохранением традиционных подходов в управлении методической работой в ДОО и неудовлетворенностью педагогов устаревшими формами, методами, содержанием методической работы

Профессиональную позицию старшего воспитателя по отношению к педагогам при работе определяет Индивидуально ориентированный подход в организации методической работы, а именно:

Принцип "зоны ближайшего развития" (обоснован Л.С. Выготским для обучения детей). В качестве "зоны ближайшего профессионального развития" выступает та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом "зона ближайшего профессионального развития" для каждого педагога сугубо индивидуальна.

Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы предполагает, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп.

Принцип стимулирования творческого роста педагогов на основе разработанной системы моральных и материальных стимулов требует создания условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Принцип непрерывности и преемственности предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, профессиональной готовности к внедрению ФГОС.

Основная цель моей педагогической деятельности в данной области: Создание эффективной системы работы по реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации.

Основными задачами являются:

  • Повышение компетентности педагогов в аспекте внедрения регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОО
  • Проектирование системы работы, направленной на профессиональное развитие педагогов в направлении внедрения современных педагогических технологий
  • Мотивация педагогов ДОО на обогащение и насыщение РППС ДОО по региональному компоненту
  • Организация эффективного взаимодействия дошкольного
  • образовательного учреждения с родителями и социумом

Данная тема реализовалась в рамках долгосрочного проекта «Моя малая Родина – поселок Пруды», рассчитанного сроком на 3 года и включающего в себя следующие этапы работы:

1. Организационный (май 2015 г. — сентябрь 2015 г.)

  • анализ условий имеющихся в МАДОУ по реализации регионального компонента (кадровые условия, ППРС, взаимодействие с социумом и т.д.)
  • разработка нормативно-правовой базы

2. Реализационный (октябрь 2015 г. – май 2018 г.)

  • повышение профессиональной компетентности педагогов в области применения современных образовательных технологий при реализации регионального компонента
  • обогащение ППРС
  • организация взаимодействия с родителями, социальными партнерами по данному направлению.

3. Оптимизационный (май 2018 г. – август 2018 г.)

  • провести анализ результатов
  • обобщить опыт педагогов
  • определение перспектив дальнейшей работы по теме с учетом полученных результатов.

На организационном этапе осуществлялся анализ условий реализации регионального компонента. Исходя из результатов данного анализа, были определены «слабые стороны», а именно:

  • Недостаточное количество наглядно-дидактического материала по нравственно-патриотическому воспитанию
  • Педагоги не используют современные формы и методы работы с родителями;
  • Нет единой системы взаимодействия с социальными партнерами (школа, библиотека).
  • 65 % педагогов испытывают трудности в организации предметно — развивающей среды, подборе демонстрационного материала, дидактических игр по патриотическому воспитанию;
  • 25% испытывают затруднения при проектировании и планировании работы по данному направлению с детьми;
  • 45% педагогов испытывают затруднения в использовании ИКТ, проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе.

Исходя из полученных результатов была разработана система работы в следующих основных направлениях:

1 направление: Разработка плана методического сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в данной области.

Была организована работа творческой группы по внедрению регионального компонента:

  • Анализ и определение программно-методическое обеспечение по внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОО;
  • Разработка вариативной части ООП по реализации регионального компонента;
  • Определение форм, методов работы с детьми;
  • Разработка тематических блоков, которые представлены в возрастном аспекте.
  • Определение целевых ориентиров.

В рамках методического сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности была организована работа клуба «Педагогическое мастерство».

При работе с педагогами были организованы круглые столы:

  • Круглый стол «Моя малая Родина» педагоги ознакомились с вариативной частью программы, ее целями, задачами, концептуальными основами, целевыми ориентирами.
  • Круглый стол «Организация РППС по нравственно патриотическому воспитанию», на котором был изучен опыт организации РППС других детских садов, были даны рекомендации по организации.

В рамках данного клуба была организована работа постоянно действующего семинара-практикума «Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента»:

На семинарах-практикумах педагогов знакомила с опытом применения ИКТ, проектной деятельности с детьми и родителями по региональному компоненту других ДОО; организовывала практические занятия по созданию ЭОР.

Так же был проведен мастер-класс по созданию и применению ЭОР в образовательной деятельности, я на примере собственно разработанного ЭОР который называется «Твой выбор» продемонстрировала этапы создания ЭОР и с педагогами провела данную интерактивную игру.

Наиболее эффективными формами работы являются:

Наставничество является наиболее благоприятная форма работы с педагогами, которая направлена на осмысление собственного педагогического опыта и его творческую переработку.

Индивидуальное консультирование.

Уже в традицию вошло организация:

  • «Недели педагогического мастерства»: на которой педагоги показывают открытые мероприятия для педагогов ДОО и района, делятся впечатлениями о работе, берут наработки для дальнейшей работы.
  • «Ярмарка проектов»: на которой педагоги представляют опыт работы по реализованным проектам в рамках регионального компонента.

2 направление работы: Организация деятельности по обогащению РППС ДОО по нравственно-патриотическому воспитанию.

По данному направлению было организовано и проведено 2 мероприятия:

  • Смотр-конкурс центров краеведения и патриотического воспитания «Мы живем в России»

Задачами конкурса являются:

  • Знакомство с историей поселка и родного края, страны.
  • Содействие развитию у дошкольников познавательных интересов, кругозора, поисковой деятельности.
  • Воспитание у дошкольников чувства патриотизма, гордости, любви и уважения к родному краю, стране.
  • Побудить педагогов — участников конкурса к краеведческому поиску, чтению краеведческой литературы, посещению экспозиций, выставок, музея, в которых представлены яркие страницы истории нашего края.
  • Выявление творческих способностей педагогов при оформлении уголков по краеведению, при использовании новых форм работы с дошкольниками.

Благодаря данному смотру-конкурсу в группах МАДОУ центры краеведения и патриотического воспитания обогатились разнообразным материалом, который соответствует возрасту детей и требованиям программы: государственная символика, достопримечательности нашего поселка, района, области, страны, оформлены альбомы о народных праздниках, макеты поселка, иллюстрации, дидактические игры, карты, фотографии, буклеты, наборы открыток, краеведческая и художественная литература, папки-передвижки, рисунки и поделки детей краеведческой тематики и т.д.

  • Организация мини-музея «Русская изба», который начал функционировать с сентября 2017 г. Совместными усилиями педагогов и родителей воспитанников в нашем МАДОУ появился данный музей. Так как наш детский сад находится на территориальном удалении от районного центра, многие семьи воспитанников живут в частном секторе, они обнаружили у себя много предметов, которые подходят для нашего мини музея «Русская изба». Так в нашем музеи появились следующие экспонаты: русская печка, сервант, стол, лавочки, ухват, чугунки, крынка, туесок и др.

Наш музей постоянный, но он «динамичный», «трансформируемый». Составлен на год график ответственных педагогов и тематика экспозиций, т.е. в определенный срок у мини-музея есть ответственный педагог, который оформляет в рамках музея экспозицию, по своей тематике, следит за порядком и чистотой музея. Так начиная с сентября 2017 г. были организованы экспозиции по следующей тематике: «Домашняя утварь», «Мастерская Кукол», «Самовары».

Наш мини – музей занимает небольшое пространство и не отвечает строгим требованием настоящего музея. В его экспозиции много сделано руками воспитателей, родителей и детей.

3 направление работы: Организация взаимодействия с родителями. Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.

В нашем детском саду реализуются как традиционные формы сотрудничества с семьей, так и современные, такие как: организация проектной деятельности совместно с родителями: проекты: «Герб нашего поселка», «Моя семья», «Моя родословная», «Герб моей семьи», «Летопись воинской славы». Родители совместно с детьми готовят материал по проектам и презентуют его воспитанникам группы.

На групповых мероприятиях педагоги активно используют ИКТ: интерактивные игры, викторины, презентации, видеоролики.

Родители охотно поддержали идею создания традиции «Аллея выпускников». Ежегодно родители совместно с детьми высаживают саженцы растений по периметру ДОО.

Родители совместно с детьми принимают участие в районных, межрегиональных, федеральных конкурсах: в 2017 г. 7 семей приняли участие в Межрегиональном проекте «Александра Невского» через соц. сеть «В контакте» и др. конкурсах.

4 направление работы: Организация взаимодействия с социальными партнерами.

В рамках данного направления стало ежегодным совместное планирование деятельности с нашими ближайшими партнерами: сельской библиотекой, школой, Домом культуры. Продумывалось планирование совместных мероприятий: со школой: ознакомительные экскурсии в школу, беседы с учителем начальных классов, проведение акций, открытые занятия и уроки; с библиотекой: тематические встречи, викторины, выставки рисунков в библиотеке, в 2016 -2017 г. совместный проект «Хлеб всему голова» (подготовительная к школе группа); с ДК – планировалась совместная организация концертов «9 мая», «День поселка» и др.

Так же налажены связи с учреждениями поселка: фермой, пекарней, кительной, базой отдыха «Чистые пруды».

Введено новое направление – ознакомление дошкольников с интересными людьми поселка: народными умельцами, старейший житель поселка, очевидцы войны, фермерами и др.

По результатам всей проведенной работы можно отметить, что в организации образовательной деятельности с воспитанниками по региональному компоненту произошли значительные изменения, повысилась эффективность проводимой работы. Педагоги активно применяют новые формы, методы, современные технологии в работе с детьми.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 ноября

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год