Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Работа с детьми в мини – музее «Русская изба»
Патриотизм детям
Автор: Вилимавичюте Ирина Ромуальдовна   
16.01.2017 02:26

«Работа с детьми в мини – музее «Русская изба»«Работа с детьми в мини – музее «Русская изба»

Автор: Вилимавичюте Ирина Ромуальдовна воспитатель МБДОУ Детский сад № 113 г. Архангельск

«Народ, который не знает своей
культуры и истории –
презрен и легкомыслен»
Н.М. Карамзин

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Особое место в работе по приобщению дошкольников к истории и культуры родного края занимает мини – музей.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями».

 

Этнографический мини — музей нашего ДОУ «Русская изба» функционирует с 1998 года. Он доступен и интересен не только детям, но и их родителям. Знакомясь с подлинными вещами, дети и родители осознают, как много могут рассказать предметы о реальном человеке, который жил когда-то. Прошло много лет, а они сохранились и донесли до нас информацию о жизни, быте и укладе прошлого.

В мини — музее воссоздан интерьер крестьянской избы: «красный угол» с иконами, стол с самоваром и лавками, печь с ухватом и кочергой, полки с посудой и горшками; в «Бабьем закутке» — деревянная кровать, покрытая лоскутным одеялом, домотканый коврик, в зыбке, прикрепленной к потолку, лежит малыш (кукла), сундук с вещами, прялки, резное зеркало.

В мини-музее представлены росписи нашего края, предметы народно-прикладного искусства.

В помещении мини – музея проводятся занятия по программе «Изучаем родной край» для детей старшего дошкольного возраста. Вся работа построена на народном календаре, годичном цикле жизни народа нашего края и включает в себя постепенное знакомство детей с традициями, обычаями, праздниками, обрядами, рукоделием, ремеслами, историей, культурой.

Разнообразие форм и методов позволяет эффективно вести работу в данном направлении: НОД с ИКТ, обрядовые праздники, проектная деятельность, мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии, экскурсионная работа.

Программа разделена на несколько разделов:

«Жилище и быт поморов» — знакомим детей с архитектурой старинных домов, названием хозяйственных построек, внутренним убранством избы, с названиями частей дома (бабий кут, красный угол, печное место), показываем и рассказываем о предметах быта, которыми пользовались в старину поморы. Дети имеют возможность непосредственно ощутить себя жителями поморской деревни, действовать с предметами старины.

«Северная народная кухня» — дети знакомятся с традицией нашего народа соблюдать пост и мясоед, названиями блюд. Интересным приемом является дегустация блюд (квашеная капуста, картошка в мундире с постным маслом, блины, пасхальные куличи), а также самостоятельное изготовление козуль, «жаворонков», украшение пасхальных яиц.

«Северный народный костюм» — этой теме посвящен цикл занятий: «Какова пряха, такова на ней и рубаха»; «История создания старинных головных уборов»; «История создания старинной обуви».

Инновационной формой работы является использование слайд-шоу: «От шкуры до рубахи», «От колпака до шапки», «От поршней до сапог». Дети имеют возможность самим померить рубахи, сарафаны, лапти, кокошники, валенки и т.д.

«М. В. Ломоносов» — в нашем детском саду ведется работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова. При проведении занятий используем объекты детского сада: мини — музей М.В. Ломоносова, мини-музей «Русская изба».

Одним из интересных форм занятий для детей — игры – путешествия. Дети имеют возможность перенестись в прошлое, соприкоснуться с историей, культурой и традициями родного края времен Ломоносова.

В нашем детском саду сложилась традиции ежегодно проводить конкурсы творческих работ: рисунки, поделки, открытки, кроссворды. И как итоги данных мероприятий – выставки.

Двигаясь «в ногу со временем», мы создаем виртуальные экскурсии, которые позволяют детям познакомиться с объектами, связанными с именем Ломоносова: достопримечательности г. Архангельска, село Ломоносово, памятники М.В. Ломоносову.

Еще одним из форм нашей работы является создание журналов, кроссвордов, дидактических игр, которые используются как на занятиях, так и в повседневной деятельности.

Знакомя детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством нашего великого земляка М.В. Ломоносова, мы надеемся, что они сохранят эти знания и чувство гордости за своего великого земляка и будут стремиться к знаниям как Михаил Васильевич Ломоносов.

«Народные обрядовые праздники» — на предпраздничных посиделках дети знакомятся с народными обрядовыми праздниками в соответствии с народным календарем: «Осенины», «Параскева – Пятница, льняница, рукодельница», «Осенние Кузьминки», «Новый год. Рождество», «Играем в «Святки», «Коляда, коляда – отворяй ворота!», «Масленица», «Сороки», «Пасха», «Егорьев день».

На посиделках дети получают не только представления о праздниках, но и исполняют песни, затевают хороводы, игры, пекут пироги, козули, украшают яйца. На посиделки дети, как и Хозяйка, приходят в русских народных костюмах.

«Декоративно-прикладное искусство севера» — дети знакомятся с историей создания и изготовления каргопольской игрушки, а также северными росписями своего края: мезенской, шенкурской и пермогорской.

«Экскурсионная работа в мини-музее» — большое внимание уделяем подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для детей младшего дошкольного возраста.

Результаты работы показали: у детей сформированы представления об истории и культуре родного края, об обычаях и традициях; развит познавательный интерес к истории культуры родного края через знакомство с традициями, обычаями, игрушками, играми; вызван интерес к традициям нашего края: гостеприимство, почитание родителей; даны представления о жизни и творчестве М.В. Ломоносова; дети ознакомлены с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством.

Таким образом, работа с дошкольниками в мини – музее развивает исторический и культурно – творческий потенциал каждого ребенка во всех видах деятельности. Приобщение детей к историческим ценностям в доступных для детей старшего дошкольного возраста формах работы позволяет создать яркие образы, воспитать интерес к жизни, искусству предков, стремление понять их, стать ближе к своему народу.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год