Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности знаний детей 5-6 лет о государственной символике.
Патриотизм детям
Автор: Ильичева Инга Юрьевна   
09.06.2020 15:38

Особенности знаний детей 5-6 лет о государственной символике.Особенности знаний детей 5-6 лет о государственной символике.

Знания – понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов, понятий (пед. словарь)

Для того, чтобы охарактеризовать особенности знаний о государственной символике рассмотрим особенности психического развития детей 5 – 6 лет.

Данный возраст характеризуется проявлением активности, инициативы и самостоятельности в обогащении способов действий. Старший дошколь-ник активно интересуется предметами, проявляет исследовательскую любознательность. Он внимательно рассматривает окружающие его объекты, стремится узнать у взрослого больше новых интересных сведений о них. Дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире, которые получают благодаря своей познавательной активности,

 

Важнейшее приобретение старшего дошкольного периода 5-6 лет, это произвольность, выражающаяся в способности ребенка действовать в соответствии с поставленными целями и достигать результатов (А. В. Запорожец, А.А. Люблинская). Это характерно для всех психических процессов. Внимание старшего дошкольника становится устойчивым. Объем памяти изменяется несущественно, однако улучшается ее устойчивость.

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление.

Воображение к старшему дошкольному возрасту становится преобразующим, оно соединяется с мышлением и включается в планирование деятельности. Дети старшего дошкольного возраста начинают проявлять интерес к историческим событиям, к выдающимся историческим личностям, а также к таким объектам материальной культуры, как флаги, гербы, имеющим знаково-символическое содержание.

Дальнейшее развитие чувств (эстетических, моральных), их углубление, управление и дифференциация облегчают процесс ознакомления с окружающим миром. У детей старшего дошкольного возраста восприятие становится более осмысленным, в нем ярче выражены элементы мыслительной деятельности.

Старший дошкольный возраст имеет особое значение для приобщения ребенка к прошлому и настоящему культуры нашего Отечества, частью которого является государственная символика, что, в свою очередь, содействует воспитанию любви к Родине.

Величие и честь государства воплощаются, прежде всего, в его символах. Они вызывают в гражданах уважение к могуществу державы, заявляют о независимости страны.

Государственная символика — установленные Конституцией или специальным законом особые, как правило, исторически сложившиеся, отличительные знаки конкретного государства, олицетворяющие его национальный суверенитет.

Символы государственности устанавливаются обычно Конституцией государства, а их подробное описание и порядок использования определяются в специальном законе или ином акте общегосударственного значения. Государство имеет исключительное право на установление своих символов.

Государственная символика является частью истории и культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.

Структура государственно-национальных символов страны включает три обязательных элемента: Государственный Флаг, Герб и Гимн.

«Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3» (из закона…)

«Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и по-пранного конем дракона» (из закона...)

«Государственный гимн Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом.

Государственный гимн Российской Федерации может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.

Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом» (из закона...). Совокупностью данных документов определяется Государственная символика Российской Федерации.

Главные символы государства — знаки его суверенитета. Для любой страны они существуют в триединстве. Все эти символы отражают определенные стороны государства, давая представление об историческом пути страны и ее национальных ценностях. Они обозначают единство страны, равноправие ее народов. В них сохраняется память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

Многие современные вариативные программы воспитания, развития и обучения дошкольников содержат задачи ознакомления с госу-дарственными символами: флагом и гербом страны, мелодией гимна.

Во-первых, ребенок на пороге школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России.

Во-вторых, у детей старшего дошкольного возраста можно сформи-ровать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, ее гражданам отличительными знаками. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении го-сударственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.

В-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они тоже должны соответствовать этим символам, ста-раться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.

Таково, на наш взгляд, основное содержание ознакомления детей до-школьного возраста с государственными символами России ().

Определение содержания позволяет охарактеризовать те знания и представления, которые могут быть сформированы у детей старшей группы (табл. 1).

 

Таблица 1

Знания и представления о гербе и флаге России, которые могут быть сформированы у детей старшей группы

Знания и представле­ния

Характеристика - уровней знаний и представлений

Мини­мальный

Базовый

Максимальный

Узнавать изо­бражение герба и флага России. Называть их: «Герб России», «Флаг России». Знать, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту. Иметь представ­ления о назначе­нии государст­венного герба и государственно­го флага

Узнает герб и флаг Рос­сии, выби­рает их среди изо­бражений гербов и флагов других стран

Уверенно выбира­ет изображение герба и флага на­шей страшны среди других, называет их. Знает, что цве­та герба, флага, изображение на гербе   означают добро и     красоту. Имеет представле­ния     о том, что изображение герба России   можно увидеть на моне­тах, а флага на машинах, самоле­тах, что     флаги украшают улицу в праздничный день

Уверенно выбирает изо­бражение герба и флага нашей страны среди других, называет их. Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту, орел — солнце, всадник — победу добра над злом, цвета Российского флага J определяет как цвета

природы (снег, небо и пр.). Имеет представления о   том, что герб и флаг

нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в ней. Поэтому в праздники вывешивают на зданиях   флаги России, а на монетах изображают герб

   Педагогам необходимо знать   ис­торию развития государственной символики, понять и оценить ее символический смысл, а также проникнуться мироощущением тради­ционной культуры, чтобы суметь познакомить детей с гербом, флагом  и гимном Российской Федера­ции. Знания, представления о российской сим­волике составляют основу формирования уважительного к ней отношения.  

   Существенным компонентом вос­питательно-образовательной дея­тельности является диагностика знаний, умений, навыков, которые дети усвоили в данной возрастной группе.Для того, чтобы узнать какие методики существуют, позволяющие определить уровень сформированности знаний о государственной символике у детей дошкольного возраста, мы обратились к психолого-педагогической литературе по данному вопросу. К сожалению, нам не удалось найти  диагностическую методику для выявления уровня знаний о государственной символике у детей дошкольного возраста.

Подводя итог вышесказанному можно отметить, что  ре­бенок 5-6 лет уже способен устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, систематизировать и группировать   предметы.Эти возрастные особенности по­зволяют познакомить детей с различными видами гербов и флагов, их функциями и значением. Старший дошкольный возраст также имеет особое значение для приобще­ния ребенка к прошлому и настоящему куль­туры нашего отечества, частью которого яв­ляется государственная символика. Для ребенка дошкольного возраста в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания обыграть, выразить в игре, в рисунке или какой-либо другой продуктивной деятельности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год