Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Родина в пословицах и поговорках»
Патриотизм детям
Автор: Аракелян Анна Завеновна   
21.06.2020 21:50

«Родина в пословицах и поговорках»«Родина в пословицах и поговорках»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №66 «Непоседы» старшая группа

Технологическая карта проекта Проект: «Родина в пословицах и поговорках»

Тип проекта: групповой

Вид проекта: информационно-познавательный, творческий

Срок: краткосрочный

Место проведения: МБДОУ №66 «Непоседы»

Участники проекта: воспитатели, дети, родители

 

Скачать презентацию

Цели проекта:

  • познакомить детей с фольклорным жанром «Пословица и поговорка»
  • научить детей понимать и объяснять смысл пословиц и поговорок
  • обогащать словарный запас
  • развитие патриотических качеств личности через чтение пословиц и поговорок о Родине

Задачи проекта:

  • учить понимать переносное значение образных выражений
  • приобщать детей к истокам русской народной культуры
  • воспитывать уважение и интерес к родной стране
  • подключить родителей к совместной работе с детьми
  • прививать любовь к родному языку, повышать культуру речи

Актуальность

Современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.

Ожидаемые результаты

  • Увеличится словарный запас детей;
  • Дети будут понимать образное значение пословиц;

Основные этапы работы:

Первый этап — Подготовительный

  • изучить литературу по данной теме;
  • изучить историю происхождения пословиц и поговорок и их отличие друг от друга;
  • создание игровой предметно-пространственной среды;
  • оформить папки-передвижки на тему «Пословицы и поговорки»
  • ознакомление родителей с проектом и организация взаимодействия.

Второй этап – Основной

Практическая работа с детьми по плану реализации проекта:

  • дидактические игры;
  • создание лэпбука «Пословицы»;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы
  • просмотр мультфильмов с пословицами и поговорками;
  • рисование;

выставка творческих работ;

  • просмотр презентации (пословицы и поговорки о Родине);
  • проведение викторины.

2. Консультации и рекомендации для родителей.

папки передвижки, информационные ширмы

Третий этап – заключительный

  • Презентация проекта
  • Оформление выставки детского творчества (рисунки, поделки) «Яблоко от яблони, не далеко падает»
  • Оформление выставки творческих работ родители-дети

Выводы

Работа с пословицами многому научила детей. Они научились собирать народные изречения, относить их к определенной теме, раскрывать их смысл, понимать их обобщающий характер. Они понимают, зачем надо знать пословицы и поговорки.

Знание пословиц и поговорок обогащает человека и его чувства, развивает речь, формирует отношение к окружающему миру, способствует воспитанию эстетического вкуса, развивает память. Они учат, каким нужно быть в труде, дружбе, учебе, как относиться к матери, старшим, к родине. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.

Пословицы нужно знать и уметь их употреблять в речи. Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

Реализация проекта

В ходе реализации этого проекта в нашей группе была проведена следующая подготовительная работа:

  • употребление пословиц воспитателями и родителями в повседневной жизни, объяснение их смысла детям
  • рассматривание картинок, подбор к ним соответствующих пословиц и поговорок

«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

«Хочется есть – да не хочется лезть»

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»

«Чтобы рыбку съесть – надо в воду влезть»

«Скучен день до вечера, коли делать нечего»

«Отчего кот гладок.? Поел, да и на бок»

«Поспешишь – людей насмешишь»

  • рассказ-образец воспитателя по пословице, объяснение значения новых слов
  • чтение рассказов Л.Н. Толстого по пословицам «От добра, добра не ищут», «Как глядишь, так и видишь» и др. (с показом картинок). Например:

«Бежал заяц от собак и ушёл в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел ещё лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, и полез в чащу в овраге — и наскочил на волка. Волк схватил его. Видно, правда, — подумал заяц, что от добра, добра искать не надо. Хотел лучше спрятаться и вовсе пропал».

«Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку.

Он сказал: «Дерево кривое».

А другой мальчик сказал: «Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь»;

- внесение в книжный уголок сборников пословиц и поговорок.

Беседа

Беседа для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет): «Устное народное творчество — сила народной мудрости».

Беседа для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие интереса к устному народному творчеству

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста

интереса к устному народному творчеству.

Задачи:

  1. знакомить детей старшего дошкольного возраста с устным народным творчеством
  2. формировать умение отличать пословицы от поговорок
  3. развивать познавательную и речевую активность детей
  4. побуждать детей к активному обсуждению текста поговорки или пословицы

Материал рекомендовано разделить на 2 части:

  1. Знакомство с пословицами
  2. Знакомство с поговорками.

После прочтения каждой пословицы или поговорки, детям задают вопросы:

- Чему может научить людей эта пословица?

- Отчего может предостеречь?

После выслушать ответы, коллективно обсудить, подвести итог, выделить воспитательный аспект. Повторить поговорку (закрепление).

Пословица — логически законченное выражение, которое предполагает какое-то действие. Состоит, как правило, из 2-х частей. Пословица обязательно подразумевает некое назидание, поучение или мораль.

Пословицы о дружбе

- Нет друга, ищи – нашёл, береги.

- Сам пропадай, а товарища выручай.

- Для друзей пироги – для врагов кулаки.

- Человек без друзей – что дерево без корней.

Живи не скупись, с друзьями делись.

Пословицы о труде

- Труд человека кормит, а лень портит.

- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

- За много дел не берись, а в одном отличись.

- Глаза бояться, а руки делают.

- У ленивой пряхи, и для себя нет рубахи.

- Душу вложись, всё сможешь.

- Больше дела – меньше слов.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Пословицы о Родине

- Береги землю родимую – как мать любимую.

- Кто за Родину горой – тот и герой.

- С родной земли – умри не сходи.

- Расставшись с другом, плачут семь лет расставшись с Родиной – всю жизнь.

- Родная сторона мать, чужая – мачеха.

- Солнце врагам не погасить, а нас не победить.

Родина мать, умей за неё постоять.

Пословицы о рассудительности

- Учись смолоду, не умрешь под старость с голоду.

- Семь раз отмерь, один отрежь.

- Не зная боду, не суйся в воду.

- От глупого риска, до беды близко.

- Умный молчит, когда дурак кричит.

- Дураки ссорятся, умные договариваются.

- Ума нет, считай калека, денег нет – считай дурак.

- Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт.

- Поспешишь – людей насмешишь.

- Пораскинешь умом – возьмёшь врага живьем.

- Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.

Пословицы об уважении

- Живы родители почитай, померли – поминай.

- Кто матери не послушает – тот в беду попадает.

- Отца и матерью почитать – горя не знать.

Родителей чти – не собьёшься с истинного пути.

Поговорка — это короткое народное выражение, метко характеризующее какое-то явление или закономерность. Поговорка, в отличие от пословицы, не подразумевает действия и не несет в себе назидания или поучения. Она просто констатирует факт.

Поговорки о дружбе

- Крепкую дружбу топором не разрубишь.

- Дружба и братство дороже богатства.

- Вдруг не станешь друг

- Друг познаётся в беде.

- Без друга жить туго.

Поговорки о труде

- Терпение и труд все перетрут.

- Дело мастера боится.

- Делу время, потехи час.

- Какие труды, такие и плоды.

Мало хотеть, надо уметь.

Поговорки о Родине

- Где родился – там и пригодился

- Родной край – сердцу рай.

- Нет в мире краше Родины нашей.

- Пришёл незваным – ушёл дранным.

- Русский солдат не знает преград.

- Смелый боец – в бою молодец.

- Мать Россия — святая Русь, защищай её, не трусь.

- Родину предашь, будешь не наш.

Поговорки о рассудительности

- Ум, разуму подспорье.

- Ум да разум надоумят сразу.

- Птица хороша пером, а человек умом.

- Не делай глупости, не говори грубости.

- Ума нет – жди 100 бед.

- Проявишь старания – получишь знания.

Ума палата, сама виновата.

Поговорки об уважении

- Родителей уважай, благодари, почитай.

- В отчий дом вернись и родителям поклонись.

- Родителям в старости, дарите радости.

- Мук совести не знает – кто родителей почитает.

- Дети вырастайте – родителей не забывайте.

Родители – родная кровь, в их сторону никогда не злословь.

Поговорки о труде

- Без труда жить – от скуки выть.

- Трудись, не ленись – дела пойдут ввысь.

- Работай на благо, не будет напряга.

Игры и упражнения

«Найди нужную картинку» (подбор детьми картинки соответствующего содержания к названной взрослым пословице);

«Назови пословицу к картинке»;

«Я начну, а ты продолжи» (взрослый начинает, а ребёнок заканчивает пословицу; и наоборот): «Семеро одного…не ждут», «Один за всех, и все…за одного», «Как аукнется так и…откликнется» и др.;

«Подбери слово в рифму» ( «Делано наспех – сделано…на смех», «Сделал дело – гуляй… смело», «У стряпухи Дарьи целый день…аварии», «Работай до поту, так поешь…в охоту», «Нужно наклониться, чтоб из ручья воды…напиться», «Чтобы рыбу съесть, надо в воду…лезть», «Хочешь есть калачи, так не сиди…на печи», «Без труда не выловишь и рыбку…из пруда», «На чужой каравай рта …не разевай, а пораньше вставай да свой…добывай», «Птицу узнают в полёте, человека — …в работе», «Терпенье и труд всё…перетрут», «К большому терпенью придёт и…уменье», «Умелые руки не знают…скуки», «Не за своё дело не берись, а за своим…не ленись», «У ленивой пряхи и для себя нет…рубахи», «Лень, отвори дверь, сгоришь. -Хоть сгорю да …не отворю»);

Викторина

«В мире пословиц и поговорок»

Подготовила воспитатель Аракелян А. З.

Цель: приобщать детей к традициям русской культуры посредством обогащения речи пословицами.

Задачи:

развивать речь, расширять и обогащать словарный запас детей;

развивать логическое мышление, долговременную память, внимание;

воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: настольно- печатная игра «Собери пословицу», предметные картинки к пословицам, портрет И.И. Даля, сундучок, предметы: перо, игрушка цыпленок, линейка, яблоко, камень.

Консультация для родителей

ИСПОЛЬЗУЕМ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

– РАЗВИВАЕМ И ОБОГАЩАЕМ РЕЧЬ

Художественная литература, фольклор дают прекрасные образы русского языка, подражая которым ребенок успешно учится родному языку. Пословицы, сказки, загадки тесно связаны с развитием речи. Они также нужны, также необходимы ребятам, как игра, рисование, лепка и другие виды занятий. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами и метафорами, в них много олицетворений, метких определений. Правила житейской мудрости они выражают образно.

В возрасте шести – семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь все более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, все чаще и чаще у них возникают вопросы «почему?», «отчего?» «зачем?». Поэтому знакомить детей с пословицами и поговорками надо в старших группах дошкольного возраста. Чтобы вызвать у всех детей интерес к народному творчеству необходимо:

  1. Научить детей отличать пословицы и поговорки от других жанров народного творчества.
  2. Понимать и объяснять их смысл.
  3. Знать пословицы и поговорки по разным темам, применять их к месту.

Народные пословицы и поговорки являются хорошим средством при знакомстве детей с названиями месяцев, они метко и четко характеризуют особенность каждого из них:

  1. «В сентябре одна ягодка, да и то горькая рябина».
  2. «Февраль богат снегом, а апрель водой».
  3. «Март с водой, апрель с травой, а май с цветами».
  4. «Малая птичка соловей, а май знает».

Дают пословицы и поговорки и яркую характеристику тем или иным животным, говорят об их наклонностях, отличают определенную, характерную черту почти каждого животного, которая твердо установилась в народном мировоззрении: заяц всегда труслив, волк всегда голоден, медведь – неуклюжий, лиса – хитрая.

Говорить надо так, чтобы пословица и поговорка доходила до их сознания, вызывала у них яркие образы, действовала на их чувства, тогда и ребята, оценивая поступки друг друга, будут осмыслено употреблять разные пословицы и поговорки, такие как: «Кто весел, а кто и нос повесил», «Друг на дружку, а все на петрушку», «На своей улице и курочка храбра», «Недаром говорится, что дело мастера боится».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 31 (152) выйдет
16 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год