Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»
Патриотизм детям
Автор: Димитриева Татьяна Георгиевна Тимофеева Валентина Владимировна   
23.11.2021 06:48

«Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»«Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»

Авторы:

  • Димитриева Татьяна Георгиевна,
  • Тимофеева Валентина Владимировна

Воспитатель Россия, город Чебоксары, МБДОУ «Детский сад № 183»

Аннотация: Материал предоставлен из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста. Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей происходит с помощью бесед, просмотров фильмов, экскурсий по улицам, паркам, скверам. Знакомство с историей родного города, с памятниками воинской славы, с культурой чувашского народа, природой Чувашии, помогает воспитать в детях чувство патриотизма.

 

Скачать конспект

«Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»

В воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников недопустима даже крупица формализма. Святые темы, имена, даты требуют бережного отношения. Обращение к ним в спешке, суете приносит только вред. Не объём знаний, а уровень их эмоционального воздействия должен стать критерием в работе.

Чебоксары — город в России, столица Чувашской Республики и один из самых зелёных и экологически чистых городов страны. Город Чебоксары, расположенный на правом берегу Волги, имеет многовековую историю. Чебоксары считается известным торговым городом Поволжья. Красоту города отмечали путешественники, о чем в исторических документах сохранились соответствующие записи.

Сегодня Чебоксары – современный город, центр экономической, политической и культурной жизни Чувашской Республики; город, где одинаково интересны история и современность, где есть совершенно оригинальные музеи и памятники, где культуры – русская и чувашская – за века тесно переплелись и дополняют друг друга. Его биография богата традициями, на которых воспитывается молодое поколение.

Работу по нравственно-патриотическому воспитанию я провожу в тесном контакте с родителями. Ибо в семье ребёнок имеет больше возможностей поехать на экскурсию, посмотреть родной город. Я решила уделить внимание следующим вопросам:

  1. История города Чебоксары (целевые прогулки, экскурсии, обобщающее занятие с показом фотографий, рассказом детей о рождении города и т.д.).
  2. Никто не забыт, ничто не забыто (экскурсии по улицам, по паркам, скверам, названным именами героев, экскурсии в музеи, к памятникам, посвященным героям; беседы на тему «Подвиг героев в годы Великой Отечественной войны»).
  3. Трудовые будни наших земляков (экскурсия к речному порту, экскурсия на строительную площадку; знакомство с бытовыми учреждениями; обобщающая беседа).

Ознакомление детей с родным городом веду на занятиях и в повседневной жизни. Методы и приемы общеизвестны (целевые прогулки, чтение стихотворений чувашских поэтов, видеозаписи, презентации и т.д.), но важна система их использования. Для того чтобы знания эти были более глубокими и прочными, я много внимания уделяю предварительной работе. Помогают мне и родители. Однако многие мамы и папы не всегда могут правильно сформулировать вопрос, рассказы их сложны, перенасыщены специальными терминами, датами, подробностями. Тогда я попробовала дифференцировать задания — папам предлагала рассказать о самолёте, военной технике.

С мамами рассматривать красивые здания на улице, подготовить рассказ на тему «Как город готовится к празднику». А выходные дни были задания: сходить к памятнику Андрияна Григорьевича Николаева, первого летчика-космонавта Чувашии, узнать о его подвиге.

И к памятнику первого космонавта земли Юрия Алексеевича Гагарина.

Также выяснить у детей:

- На какой улице находится наш детский сад?

- Почему её назвали улицей Чернышевского?

- Какие площади и улицы города знают дети?

- Какие памятники есть в нашем городе?

Накануне выходного дня обращалась с просьбой к папам сходить с детьми в Мемориальный парк, посвящен памяти воинов, погибших в Великой Отечественной войне. Посетить музей боевой техники на территории парка. Здесь выставлены танки Т-34, самолет МИГ-19, пушки ЗИС-3.

Планировала и тематические беседы с использованием фотографий, иллюстраций. Побуждала детей делать выводы, давать нравственные оценки. Немало рассказов было о подвигах людей, именами которых названы улицы города, школы, скверы. Предлагала детям вместе с родителями составить рассказ, о каком – либо герое (как звали героя, в каких войсках он сражался, какой подвиг совершил). В помощь родителям предложила литературу, материал папки – передвижки.

На занятиях все дети стремились ответить, дополнить рассказ товарища. Они с увлечением говорили о легендарном командире В. И Чапаеве, участвовавшего в Первой мировой войне и Гражданской войне в России, именем которого назван сквер и музей.

Также знакомила детей с трудом строителей, которые подняли город из развалин после войны, строили архитектурные здания и в настоящее время возводят жилые дома, детские сады и школы. Свою работу я начинала с задания родителям: побывать в выходной день на одной из новых улиц города. Поставила цель: развивать у детей интерес и желание узнать о труде строителей. Ребята пришли в детский сад возбуждённые, каждый старался рассказать, как можно больше об увиденном. Для того, чтобы ребята больше узнали о строительстве, провели встречу с родителем, который работаем каменщиком. Он рассказал детям о последовательности строительства дома, о том, сколько сил, знаний и умений вкладывают люди в каждый дом. Также рассказал о работе каменщика, крановщика, сварщика. Познакомил с работой штукатуров, плотников, маляров. Дети узнали, что за честный, добросовестный труд лучшие рабочие и строители получили награды. Для закрепления детьми знаний, попросила родителей задать следующие вопросы:

- Какие машины помогают людям?

- Каким должен быть строитель?

- Для кого трудятся строители?

- Что можно сделать для своего города, для людей, живущих рядом?

Детям же дала задание узнать, где трудятся их мамы и папы. Одновременно просила родителей в беседе с детьми больше рассказать о своей работе.

И, конечно же, нельзя забывать о предприятиях и фабриках нашей Республики. С помощью рассматривания иллюстрации, прочтения рассказов, просмотра фильмов, знакомила детей с историей предприятий, работающих в военное время, людьми, трудящихся на передовой. Приглашали на встречу с детьми родителей, которые работают на предприятиях в настоящее время (инженер, технолог, контролер, токарь, рабочий). Дети узнали, что инженер создаёт какой либо технический механизм, технолог создаёт технический процесс изготовления деталей, затем отдают задание рабочим и токарям, изготовить деталь, а потом контролёр проверяет качество деталей.

Для более полного знакомства детей с городом, организовывала экскурсии в театры, музеи, рассказывала о чувашских поэтах и писателях и их произведениях. Знакомила с историей народной культуры и традициями (народные игрушки, народные праздники, жилище человека, предметы быта). В выходные предложила родителям вместе с детьми посетить Чувашский национальный музей. Дети получили столько эмоций, были в восторге от увиденного в музее. Чтобы активизировать интерес детей к народной культуре и традициям, предложили совместно с родителями собрать иллюстрации и рассказы о предметах быта, праздниках, игрушках чувашского народа для общего альбома.

Также знакомила с природой Чувашии, ее особенностями и заповедниками. Посетили Чебоксарский ботанический сад имени Н.В. Цицина РАН. Вместе с детьми и родителями прогуливались по аллейкам и любовались высаженными растениями.

На занятиях предлагала детям составить рассказ о самом красивом и любимом уголке нашего города. Наиболее интересные из них мы записали в альбом, ребята проиллюстрировали свои рассказы рисунками. Выполняли и коллективные аппликации на темы: «Памятники, музеи, театры нашего города», «Улица нашего города», «Новые дома в нашем городе».

Свои впечатления дети отражали и в играх. На кораблях, самолётах, танках, сооруженных из строительного материала, они воевали с врагами, защищали свою Родину. Девочки были врачами, санитарками, медсестрами. В группе развёртывалось строительство новых улиц: машины подвозили панели, а подъёмные краны, сделанные детьми из конструктора, возводили новую стену дома.

Кульминацией работы стал тематический вечер «Город Чебоксары — столица Чувашской Республики», на котором дети читали стихи, пели песни, рассказывали о памятных, культурных местах, заповедниках, отвечали на вопросы.

Анализ ответов показал, что представления ребят о нашем городе значительно обогатились. Получив яркие впечатления об истории, культуре, природе родного города, у детей формируется чувство патриотизма. А совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год