Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Воспитание патриотизма у старших дошкольников в процессе ознакомления с художественными произведениями о Великой Отечественной войне.
Патриотизм детям
Автор: Батраева Олеся Алексеевна, Максимова Наталья Александровна   
20.04.2022 08:10

Воспитание патриотизма у старших дошкольников в процессе ознакомления с художественными произведениями о Великой Отечественной войне.Воспитание патриотизма у старших дошкольников в процессе ознакомления с художественными произведениями о Великой Отечественной войне.

Батраева Олеся Алексеевна, Максимова Наталья Александровна

«Нет на свете ничего страшнее забвенья. Забвенье — ржавчина памяти, она разъедает самое дорогое. Чтобы бороться с забвеньем, нужны свежие силы»

писатель Ю. Яковлев

В настоящее время мы много говорим о воспитании патриотических чувств у детей, о том, как важно прививать детям любовь к Отчизне, гордость за подвиги наших дедов и прадедов. Без памяти о войне нельзя по-настоящему оценить счастье мирной жизни, необходимость ее сохранения для наших детей. И книги, посвященные Великой Отечественной войне, являются основой воспитания патриотов, которые ценят мир и жизнь каждого человека на Земле.

Что знают сегодня наши дети о войне? Могут ли они рассказать, за что проливали кровь их прадеды? Как жили во время войны женщины и дети?

Детям, которые, к счастью, не знакомы с войной, сложно объяснить, как жилось людям в то трудное время. На помощь приходит литература. Книги для детей о войне также полны боли и слез, но в них есть место любви и дружбе, простым радостям и надежде на чудо.

Сколь бы ни было далеко прошлое, память о нем важна: ребята, став взрослыми, должны постараться сделать все для того, чтобы трагические страницы истории никогда не повторились в жизни народа.

 

В работе над данной темой мы поставили следующие задачи:

  • познакомить с историческими событиями Великой Отечественной Войны
  • приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений, воспитывать уважение к памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ
  • познакомить детей с символами России (герб, флаг, гимн), с гербом их малой родины
  • формировать чувство уважения к другим народам и их традициям
  • развивать чувство гордости за свой город, за своих знаменитых соотечественников
  • воспитывать у детей чувство любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

Работу по формированию патриотизма у старших дошкольников мы решили начать с создания в книжном уголке мини библиотеки. Там мы разместили пословицы, стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне. Нами были подобраны произведения Л.Кассиля, С.Алексеева, А.Митяева, А.Гайдара, Ю.Яковлева, С.Маршака, В.Степанова, соответствующие возрасту детей.

Именно благодаря произведениям авторов – современников страшного военного времени, наши дети могут представить себе события того времени, узнать о трагических судьбах людей, о героических подвигах, совершенных защитниками Отечества.

В рассказе Л.Кассиля «Сестра» говорится о том, как медсестра Надя Балашова, рискуя своей жизнью, выносит с поля боя раненых солдат. В рассказе «Богатыри» писатель описывает мужество морских пехотинцев при освобождении захваченных городов, сравнивает их со сказочными богатырями, вышедшими из вод морских.

В произведении С.Алексеева «Два танка» рассказывается о смелости русских солдат, которые не растерялись в бою, сражались и победили. В рассказе «Капитан Гастелло» С.Алексеев написал о бессмертном подвиге советского летчика Николая Францевича Гастелло, который пожертвовал своей жизнью, направив свой подбитый самолет во вражескую колонну, перевозящую горючее на фронт.

В рассказе А.Митяева «Дедушкин орден» действие происходит в мирное время. Внук, не видевший войны, не понимает ценности ордена своего дедушки и готов носить его повсюду, как красивый значок. И только слова соседки тети Маши заставляют его задуматься о том, достоин ли он, чтобы носить дедушкин орден…

Самыми интересными книгами о войне для детей всегда были те, где главные герои — их сверстники. Это истории о жизни ребят, которые становились сиротами, попадали в плен, голодали, выживали, брали в руки оружие, защищали своих матерей и сестёр.

В произведении Ю.Яковлева «Как Сережа на войну ходил» мальчишка по имени Сережа, живущий в настоящее время, попросил своего дедушку сводить его на войну.

Рассказ ведется от имени мальчика Серёжи, который невероятным образом оказался на полях военных сражений вместе со своим дедом. Мальчику пришлось окунуться с головой в происходящее тех лет и прочувствовать на себе весь ужас войны: бежать под пулями ненавистных фашистов, рыть окопы, прятаться от самолётных бомбёжек, видеть гибель родного деда, бросившегося под танк противников с гранатой в руке...

Серёжа вернулся домой — назад в своё время, и теперь он уже не понаслышке знает о том, о чём другие лишь слышат из чужих уст.

Дети с интересом слушают стихотворения и с удовольствием заучивают их наизусть. Например, стихи С.Маршака «Пусть не будет войны никогда!», Е.Трутневой «Фронтовая сестричка», Н.Томилиной «Кто был на войне», В.Берестова «Пусть пулеметы не строчат!», Е.Благининой «Шинель».

В стихотворении В.Степанова «Приходят к дедушки друзья» слышится грусть и сожаление, что друзей у деда становится все меньше, но в тоже время греет надежда, что они все-таки придут, приедут…

Особое место в нашей библиотеке мы отвели магнитогорским поэтам, в творчестве которых также есть стихи о войне.

Основной темой творчества магнитогорского писателя и поэта Александра Лозневого является военная тема. Многие стихи Лозневого положены на музыку, став популярными песнями.

Читая стихи Александра Лозневого – «Возвращение», «Былинка», «Вечной славы огонь» — как будто сам оказываешься на поле боя, представляешь картины войны, которые он рисует словами в своих стихах.

В его стихотворении «Рабочая Магнитка» есть замечательные строки:

«Мы на войне в окопах не бывали
Мы у горы Магнитной наступали…
И каждый третий был снаряд из нашей стали,
И каждый танк второй из нашей был брони…»

Читая их, каждый магнитогорец гордится тем, что он родился в городе Магнитогорске – городе, который помог одержать победу над врагом.

Для Людмилы Константиновны Татьяничевой Магнитка стала родным домом. В ее творчестве есть стихи, посвященные памяти навсегда ушедших героев – «Мой дедушка», «Вдали от синих гор Урала», «У могилы неизвестного солдата».

Основные формы ознакомления с художественными произведениями

- Специально организованное занятие, в ходе которого дети знакомятся с произведениями, слушают их, отвечают на вопросы по содержанию, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.

Провели беседы: «Что такое мужество?», «Дети и война», «Боевой путь наших прадедов»

- Рассматривание наглядных пособий (флаги, гербы, макеты военных действий), репродукций картин, иллюстраций, тематических альбомов «Города — герои», «Военный транспорт», фотографий и открыток по военной теме.

Рассматривание иллюстраций и картин о ВОВ, о сражениях на фронте и жизни людей в тылу: А.С. Михайлов «Горький хлеб», П.Широков «За Родину!», А.Локтионов «Письмо с фронта», М.И. Самсонов «Сестрица», П.А. Кривоногов «Победа», К.Антонов «Победители».

Рассматривание иллюстраций «Военные награды: медали и ордена», фотографий ветеранов войны с наградами на груди, самих военных медалей и орденов ВОВ.

- Слушание музыкальных произведений о войне: Д. Тухманов «День Победы», слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова «Священная война», М. Блантер «Катюша», В. Алкин «Прощание славянки».

- Беседы с детьми о смысле пословиц.

Пословицы о родине прививают ответственность и любовь к своей стране.

Жить – Родине служить!

Нет ничего на свете краше, чем родина наша.

Родина — мать, умей за нее постоять.

В бою за Отчизну и смерть красна.

Кто любит Родину и народ, тот настоящий патриот.

Человек без Родины – как семена без земли.

- Показ мультипликационных фильмов на военную тему:

«Приключения красных галстуков» (1971г.)

«Воспоминание» (1986г.)

«Салют» (1975г.)

«Солдатская сказка» (1983г.)

«Партизанская Снегурочка» (1981г.)

«Василек» (1973г.)

- Экскурсия к памятнику «Тыл фронту», являющемуся частью триптиха «Меч Победы», посвященного ВОВ, участие в шествии «Бессмертный полк».

Важно, чтобы у детей сформировалось представление, что мы победили в войне, потому что любим свою Родину и хотим, чтобы все народы на Земле жили дружно и не притесняли друг друга.

- По прочитанным рассказам можно организовать драматизации – спектакли, инсценировки. Разыгрывая сюжет, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения. Например, после прочтения рассказа Л.Пантелеева «Честное слово», можно его инсценировать. Мальчик-часовой настолько серьезно относился к обязанностям часового, что согласен был уйти с поста только по разрешению настоящего военного командира.

- Мальчики часто и охотно играют в ролевые игры военного типа. Каждый хочет совершить подвиг, помочь раненному товарищу, подбить вражеский танк или захватить врага в плен… Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей выполнять правила «по справедливости», «по-честному», рассказать о правилах обращения с военнопленными и этике уставных отношений.

Книги о войне несут огромный патриотический заряд. Мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня в лучших произведениях о войне. Эти книги заставляют гордиться своим народом, своей страной, помогают осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, доброжелательно относиться к окружающим людям.

Патриотами не рождаются, патриотами становятся. Но патриотические чувства не возникают сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания ребенка.

Нельзя быть патриотом не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки. Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы ВОВ через чтение художественной литературы о тех непростых годах жизни.

Литература:

  1. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» — М.: ЦГЛ, 2005. -с. 135 – 140.
  2. Кондрыкинская Л.А. «Дошкольникам о защитниках Отечества»: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Л.А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006 – с.90-98.
  3. Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной Войны/ С.А. Воронкова, Л.В. Миргородская, М.А. Старжинская// Молодой ученый. — 2019. — №14 (252). — с.232 – 234.
  4. «Поклонимся великим тем годам…» / Великая Отечественная Война в стихах поэтов Южного Урала/ Миасс.: 2019
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год