Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы»
Патриотизм детям
Автор: Ваньшина Ольга Васильевна   
17.07.2022 16:52

Проект «Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы»Проект «Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы»

Ваньшина Ольга Васильевна, воспитатель СП ГБОУ СОШ № 3 г.о. Октябрьск «Детский сад №5»

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у детей чувства бесконечной любви к Родине»

В.А. Сухомлинский

Актуальность проекта:

 Скачать конспект

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. К большому сожалению, дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Часто приходится слышать от подростков такие слова: «Быстрее бы окончить школу и уехать отсюда, не хотим возвращаться сюда». От этих слов даже страшно как – то становится, и еще страшнее, когда эти слова говорят взрослые. Вот поэтому патриотическое воспитание дошкольников — актуальная проблема в наше время. Видно, что изменилась не только сама жизнь, но и мы сами. Именно с дошкольного возраста нужно начинать работу над развитием у детей чувства патриотизма. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы.

Паспорт проекта

Тип проекта: информационно — практический, групповой, долгосрочный.

Участники проекта: дети средней и старшей группы, родители (законные представители), воспитатели, музыкальный руководитель, физинструктор.

Характер содержания: ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и народное творчество.

Срок реализации: 8 месяцев.

Цель проекта: формирование чувства патриотизма у детей посредством знакомства с художественной литературой.

Задачи:

  • Воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны, к людям военных профессий.
  • Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, приобщая к художественной литературе.
  • Формировать интерес к художественному творчеству русского народа.
  • Расширять представления детей о Российской армии, о подвигах русского народа в годы Великой Отечественной войны.
  • Активизировать желание участия в общественных мероприятиях, направленные на благоустройство своего двора, улицы.
  • Учить заботливо относиться к своим родным, близким.
  • Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
  • Подобрать художественную литературу о природе, о Великой Отечественной войне, былины.
  • Подобрать видеоматериалы об истории своего края.
  • Составить картотеку дидактических игр.
  • Подготовить сценарии развлечений «Широкая Масленица», Богатыри земли русской».
  • Привлечь родителей к созданию альбомов «Октябрьск – мой край родной», «Есть такая профессия – Родину защищать».

Гипотеза: Воспитать патриота своей Родины, принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно – патриотические чувства через синтез искусств (изобразительная деятельность, художественная литература, музыка).

Проблема: Воспитание патриотизма у дошкольников начинается с элементарных знаний о нашем государстве. Но многие дети не знают даже их, т.к. их интересы ограничиваются преимущественно играми и мультфильмами. К тому же дошкольники просто не знают название улицы, на которой живут. Из этого вытекает и то, что дети также не знают историю своего города, области, не знакомы с памятниками и достопримечательностями.

Материально – техническое обеспечение:

  • произведения русского народного творчества;
  • историческая литература;
  • произведения о природе, о животных, о Великой Отечественной войне;
  • наглядный материал: иллюстрации, альбомы;
  • дидактические игры;
  • оформление групповой комнаты;
  • интерактивные технологии: ноутбук, проектор, мультимедийный экран, цифровой фотоаппарат.

Этапы реализации проекта:

Этап I. Информационно – накопительный.

  • Определение целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы.
  • Создание в группе развивающей предметно-пространственной среды.

Пополнение:

  • центра изодеятельности раскрасками с изображением русских народных игрушек, русского народного костюма (мужского и женского), головного убора; альбомом «Народные промыслы»; образцами игрушек (дымковская, филимоновская, гжель); различными материалами (пластилин, гуашь, акварель, фольгированный картон и т.д.)
  • центра музыки изображениями русских народных инструментов
  • центра театрализованной деятельности
  • центра книги.
  • Взаимодействие со специалистами (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, сотрудники городского краеведческого музея).

Этап II. Организационно – практический.

  • Проведение образовательной деятельности по познавательному развитию.
  • Интеграция образовательных областей: «речевое развитие» (чтение художественной литературы: «Никита Кожемяка», «Илья Муромец и соловей- разбойник», потешки и др.; беседы); «художественно – эстетическое развитие» (украшение аппликативным способом кокошника, роспись новогодней игрушки, дымковской игрушки и др.), «физическое развитие» (знакомство с русскими народными подвижными играми: «Горелки», «Кондалы» и др.), «социально-коммуникативное развитие» (дети учатся взаимодействовать друг с другом и с педагогом).
  • Изготовление дидактических игр: «Собери картинку», «Что нужно богатырю», «Что сначала, что потом» и др.
  • Размещение в родительском уголке консультаций:
  • «Знакомьте детей с героическим прошлым России»
  • «Путешествие в прошлое вещей»
  • «Игры наших бабушек»
  • «Народные промыслы»
  • «Воспитываем патриотов»
  • «Читаем детям» (список художественной литературы, рекомендованный для прочтения по теме проекта).
  • Выставка семейных творческих работ «Оберег нашей семьи».
  • Изготовление макета «Русская изба».
  • Создание альбома «Народы Самарского края».
  • Создание мини – музея «Предметы быта».
  • Виртуальные экскурсии по музеям России.

Этап III. Заключительный.

  • Открытое развлечение «Широкая Масленица», «Богатыри земли русской».
  • Выставка детских творческих работ.
  • Оценка этапов реализации проекта.

Схема реализации проекта

Разделы программы

Виды детско – взрослой деятельности

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Собери сказку», «Народные промыслы», «Найди лишнее», «Что сначала, что потом», «Отгадай сказку», «Снаряди воина», «Найди отличия», «Доспехи богатырей».

Познавательная деятельность

«Как рубашка в поле выросла», «Пряники печатные», «Предметы старины» (виртуальная экскурсия), «Бабушкины игрушки», «Ремесла далекого прошлого», «Праздники на Руси. Масленица», «Россия вчера и сегодня» (викторина), «На чем люди раньше ездили», «Народная игрушка – деревянная игрушка».

Развитие речи

«История русского народного костюма», «Чему учат сказки?», «Славный праздник – Рождество», «Богатырская сила России».

Художественная литература

Потешки, загадки, русские народные сказки: «Крошечка – Хаврошечка», «Заюшкина избушка», «Гуси – лебеди», «Морозко», «Царевна – Лягушка»; былины: «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Никита Кожемяка», «Святогор богатырь», «Как Илья из Мурома богатырем стал»; А. Митяев «Наше оружие», Л. Толстой «Пожарные собаки», Е. Пермяк «Чужая калитка», В. Осеева «Волшебное слово», Н. Носов «Огурцы», С. Баруздин «За Родину», А. Гайдар «Поход», Е. Благинина «Шинель», С. Маршак «Пожар», Л. Толстой «Два товарища», А. Барто «Вовка – добрая душа», С. Алексеева «Ночной таран», С. Есенин «Береза», Е. Благинина «Посидим в тишине», Г. Виеру «Мамин день», притча «Три сына», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», М. Гменская «Хлеб», В. Драгунский «Друг детства», С. Алексеева «Дом», Г. Белозеров «Майский праздник», стихи о природе, рассказы В. Бианки.

Изобразительная и продуктивная деятельность

Лепка «Пограничник с собакой», рисование «Моя семья», коллективная аппликация «Улицы нашего города», рисование портрета «Моя мама», рисование в нетрадиционной технике «Осень в Октябрьске», изготовление поздравительных открыток ко Дню Матери, 8 марта, Дню защитника Отечества; «Ах, кокошник русский!»(аппликация), «Русская изба» (создание макета), «Куклы – мартинички» (творческая мастерская), «Рыбка из ваты» (творческая мастерская), «Богатыри Земли русской» (выставка творческих работ), «Весна – красна» (кукла Веснянка), «Пасхальные сувениры».

Социально – личностное развитие

Инсценирование сказки «Заюшкина избушка», «Откуда хлеб пришел» (создание альбома), сюжетно –ролевая игра «Пекари», «Бабушкины посиделки», «Делу – время, потехе – час», «В небе жаворонок запел», «Хороводы мы водили», «Путешествие в прошлое России» (квест – игра). Создание альбомов «Мой город – Октябрьск», «Животные Самарского края», «Народы Самарского края».

Выставка работ «Мое генеалогическое древо».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «У медведя во бору», «Горелки с платочком», «Салки», «Жмурки», «Ручеек».

Результаты проекта

В начале работы над проектом я отметила достаточно низкий уровень знаний о своем городе, о России, дети не могли назвать столицу нашей Родины, многие затруднялись ответить на вопрос: «На берегу какой реки расположен наш город?». По окончании работы можно отметить, каких результатов мы достигли:

  • Дети ознакомлены с родным городом и краем, его особенностями.
  • Повышение компетентности родителей в области патриотического воспитания детей.
  • Усвоены знания детьми о семье и о себе (ФИО, адрес, имена родственников).
  • Создана развивающая среда в группе для более целостного восприятия детьми знаний о малой Родине.
  • Дети проявляют познавательную активность, интерес к творческой деятельности.
  • Дошкольники приобрели навыки общения со взрослыми.
  • Освоили знания о декоративно – прикладном искусстве России, ее традициях.
  • Приняли участие в различных творческих конкурсах.

         Мероприятия проекта не оставили детей равнодушными: экскурсия в городской краеведческий музей, виртуальные экскурсии вызвали много ярких положительных эмоций. Дети прикоснулись к истории, они смогли подержать в руках утюги, которые нагревались углями; увидели прялку, чугуны, ухват, настоящую русскую печь.

         Проделанная работа позволяет сделать выводы, что в сложном деле воспитания подрастающего поколения патриотами особое значение имеет тесное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Только сообща можно воспитать любовь к Родине, к своим близким людям.

Информационные ресурсы

  1. Васильева Т.А. Печем русские пряники//Воспитатель ДОУ. 2018. № 2.
  2. Мухлынина О. Л. Проект по нравственно – патриотическому воспитанию «Россия – путешествие в прошлое» // Воспитатель ДОУ. 2018. № 3.
  3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста// Управление ДОУ. 2004. № 4.
  4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика Синтез, 2008. – 235 с.
  5. Косарева. В. Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3 – 7 лет. – Волгоград.: «Учитель». 2012.
  6. Соловьева Е., Царенко Л. Наследие. И быль, и сказка. – М.: Обруч, 2011.
  7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России.// Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – Москва, 2016.
  8. Шорыгина Т. А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2018. -96с.
  9. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/07/12/patrioticheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu
  10. https://www.maam.ru/detskijsad/-patrioticheskoe-vospitanie-v-dou-sovremenye-podhody-k-nravstveno-patrioticheskomu-vospitan-v-dou.html
  11. https://multiurok.ru/index.php/files/proekt-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviiakh-sov.html
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год