Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект: «От малой Родины к большой» (народ — нивхи)
Патриотизм детям
Автор: Верещагина Татьяна Евгеньевна   
28.07.2022 08:36

Проект: «От малой Родины к большой» (народ — нивхи)Проект: «От малой Родины к большой» (народ — нивхи)

Пояснительная записка:

Дошкольное детство — это пора постоянных открытий. Взрослым необходимо создавать условия радости этих открытий, которые помогут формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Ведь начало патриотизма начинает формироваться в дошкольном возрасте.

Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине: к тому месту, где человек родился и вырос. Воспитание любви и уважение к малой родине является составляющей нравственного патриотического воспитания.

А Знакомство с родным краем служит фундаментом патриотизма. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию КМНС необходимо начинать с детства. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им знакомо, близко и дорого.

Отсюда вытекает важная проблема: помочь подрастающему поколению узнать о своей малой родине – Сахалин. Для того чтобы работа с детьми была успешной, лучше всего и доступнее применить проектный метод.

На острове Сахалин веками живут коренные малочисленные народы: Айны, Нанайцы, Нивхи, Эвенки, Уйльта (ороки). Они прошли сложный путь исторического развития, сумев сохранить, укрепить свою этническую традиционную культуру.

Проблеме данной темы в том, что среда обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне.

Наша задача научить детей видеть, понимать и ценить красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими рядом, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства.

 Скачать конспект

Поэтому мы решили, что в нашей группе необходимо глубже изучить историю и традиции коренных жителей нашей малой родины, а чтобы наши знания были интересны, увлекательны и запоминающиеся мы использовали сказки малых народов, подвижные игры, фотографии и иллюстрации, дошедшие до наших дней.

В сказках и легендах коренных народов Севера раскрываются их думы, мысли, мечты о прекрасном будущем, сохраняются предания древней истории. Например, нивхские сказки о медведе и бурундуке, «мудрой» нерпе, тюлене и камбале высмеивают жадность, хитрость, лесть, коварство; в них всегда выходит победителем честный, смелый герой.

Народные игры – важный и доступный способ передачи традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах и правилах поведения. Участвуя в играх, изучая сказки, рассматривая фотографии, дети познают не только материальную, но и духовную культуру народа, проникаются его духом.

Проживая в экстремальных условиях, КМНС научились использовать суровую природу (воздух, солнце, вода, снег) как естественные факторы закаливания. Знакомя детей с народными играми северян, не только сохраняются знания об их жизни, труде, быте, народа, а также обогащаются физические навыки детей. Ведь интерес побуждает не только детей, но и взрослых получить как можно больше информации о родном крае, желание узнать что-то новое о своей малой Родине.

Паспорт проекта

Тема проекта

«От малой Родины к большой» (нивхи)  

Цель проекта

- Сохранение и развитие национальной культуры коренных малочисленных народов севера Сахалина.

- Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к культуре традициям коренных народов Севера, их укладу жизни.

- Духовное богатство, физическое совершенство, крепкое здоровье, знание и изучение национального достояния.

- Проанализировать роль нивхских сказок, игр в воспитании детей.

Задачи

Образовательные:

- Расширять знания детей о родном крае, географическом положении, истории, коренных народах, проживающих на Сахалине, растительном и животном мире, подвижных играх и состязаниях коренных народов Севера через комплексные занятия;

- Дополнить программудошкольников играми народов Севера, в процессе интеграции физкультурной работы в познавательный процесс.

Развивающие:

- Развивать интерес к национальным играм детей КМНС.

- Способствовать развитию интереса и стремление к познавательной активности в ходе образовательной деятельности.

- Развивать потребность в сохранении и укреплении здоровья.

- Формировать волевые качества в играх, состязаниях;

- Развивать физические качества: выносливость, силу, быстроту реакции.

- Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство любви и гордости за свою малую Родину.

- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к себе, своему здоровью и окружающему миру.

- Воспитывать толерантное отношение к другим народам.

- Формировать чувство сопричастности и духовно - нравственного отношения к культурному наследию коренных народов Сахалина.

Тип проекта

Учебно-творческий.

Вид проекта

Среднесрочный, групповой, игровой, информационный, учебно -творческий

Срок реализации

3 месяца (август, сентябрь, октябрь, 2021)

Участники проекта 

дети подготовительной логопедической группы,  воспитатели, родители воспитанников…..

Принципы

- Целенаправленность.

- Систематичность.

- Доступность.

- Наглядность.

- Интегрированный подход.

- Воспитывающего и развивающего обучения.

-Сотрудничества.

-Воздействия на семью через ребенка.

Формы реализации проекта

- Непосредственно - образовательная деятельность в игровых ситуациях.

- Подвижные игры, сказки.

- Познавательные беседы, направленные на проявление детского интереса к истории и культуре народов севера, животном и растительном мире.

- Рассматривание иллюстраций, открыток.

- Просматривание мини- фильмов, презентаций о достопримечательностях природы севера, растительном и животном мире народов севера, устройстве быта, традиции, игрушки и игры коренных жителей.

- Экскурсия в мини-музей группы «История и традиции коренных малочисленных народов севера Сахалина»».

- Экскурсия в музей.

- Работа с родителями.

Этапы реализации проекта

Подготовительный (1-2 неделя августа)

- Обзор проблемы, подбор материала,изучение  литературы.

- Обновление содержания предметно-развивающей  среды;

- Составление  конспектов, картотек  игрКМНС, опытов, пособий;

-Определение тем  консультаций  и  мероприятий  для  родителей.

- Подборка слайдов, музыки, ИКТ-информации. 

Основной

(16.08.2021 г.- 20.10.2021.г.)

Познавательное развитие

- Утренние беседы о Сахалине (животный, растительный мир, чем богат ).
- Беседа о героях Сахалина (памятники, поселки названые их именами).
- Рассматривание герба Сахалина, герба города Оха.
- Рассматривание флага острова, города Охи.
НОД тема: « Животный мир острова Сахалин».
НОД тема: « Растительный мир острова Сахалин».
НОД тема: « Герои земли сахалинской».
Выставка фотографий «Красив природой Сахалин».
Экскурсии к памятным местам. Наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания.
Д/игра « Собери картинку из частей».
Игра на внимание «Что изменилось».
«Что здесь лишнее».
Рассматривание фотографий, книг о Сахалине, карты острова.
Показ детям мультфильмов о Сахалине, о коренном народе Нивхи.
Социально-коммуникативное развитие

НОД тема: Рассматривание и составление рассказа по картине «Дети Севера».
НОД тема: Составление описательных рассказов «Я живу на острове Сахалин».
НОД тема: «Я живу в городе Оха».
Д/игра « Продолжи предложение» Я люблю свой Сахалин, потому что…
- Игры - пазлы «Достопримечательности города Охи».

- Игра «Национальная одежда коренных жителей».

- Настольная игра «Построй жилище по всем традициям».

- Игра на развитие ловкости «Рыбаки».

- Дидактическая игра «Четвертый лишний».

- Сюжетно-ролевая игра «Я родом с Сахалина».

- Игровая викторина «экологическая почемучка».

- Экскурсия по территории группы посещение мини-музея.

- Экскурсия в музей.

- «Познавательная прогулка по красивым местам города Охи»

- Речевое развитие

- Чтение художественной литературы
Сказки: «Медведь и лиса», «Тюлень и камбала», «Кыкык»,

В. Санги « Как появилась земля».
Стихи о Сахалине.
Физическое развитие

- Разучивание подвижных игр: «Хейро», «Олени и пастухи», «Куропатки и охотники», «Льдинки, ветер и мороз», «Ручейки и озера», «Рыбаки и рыбки», «Отбивка оленей», «Полярная сова и евражки», «Оленьи упряжки», «Волк и олени», «Перетягивание каната», «Рыбаки», «Охота на курапаток», «Ловкий оленевод».

- Нод: «Путешествие», «Мой Сахалин!», «Состязания и игры коренных народов Севера».

- Утренняя гимнастика

Кто на севере живет?

Кто там ест и кто там пьет?

Звери необычные к холоду привычные.

Вот песец из норки смотрит.

Белый мишка важно ходит,

Ну, а морж, как капитан

Покоряет океан.

Гордый северный олень

Грузы возит целый день.

Хлопки ладошки – кулачки, попеременно.

«Замок» - меняя положение пальцев

Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем образовывая «колечки».

Пальчики – «шагают»

Ладони «лодочкой» двигаются вперед.

Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты.

Растирание ладоней движениями вверх, вниз

- Дыхательная гимнастика: «Дуем на снежинку», «Ветерок», «Южный и северный ветер», «Вьюга».

- Расслабление, релаксация «Отдых на стойбище».

Художественно-эстетическое развитие

Прослушивание песен « Ну, что тебе сказать про Сахалин», «Человек, влюбленный в Сахалин» И. Николаев; Шиленко Сергей «Остров Сахалин».
Разучивание песни «Родина», песни «Остров Сахалин».

- Прослушивание музыки народов Севера;

- Разучивание музыкальной хороводной игры «Северная ягода»

- Музыкальная игра «Важенка и оленята»

- Разучивание танца к сказке «Спор северных ягод»

- Свободная деятельность по художественному творчеству «Рыбак»,     «Северные дары», «Лукошко с грибами», «Ягоды севера», «Осень в лесу», «Птицы на юг улетают», «Народы крайнего севера» (рисование), «Учимся рукоделию» (вышивка нитками).

Работа с родителями

- Консультация «Игры и игрушки КМНС Сахалина»;

- Папка-передвижка «Животные и растения Сахалина»

- Фоторепортажи для родителей «Знакомимся с родным краем»,

- Мастер – класс по изготовлению игровой куклы.

- Совместная подготовка атрибутов в мини-музей.

- Помощь в изготовление дидактических игр, атрибутов к подвижным играм по теме проекта.

- Пополнение «Сундучка северных мастериц» (бусинки, тесьма, лоскуты ткани…) для сюжетных игр «Хозяйка чума».

Заключительный

(21.10.2021 г.- 29.10.2021 г.)

- Оформление музея

- Выставка работ в разной технике исполнения «Северные мотивы»

- Путешествие в мини-музей.

Ожидаемые результаты:

- Пополнятся у детей знания о красоте природы Сахалина.

- Расширить представления об истории, традициях жизнедеятельности и быте народов севера.

- Пополнится запас знаний в области познавательного развития.

- Расширить и пополнить уголки группы информационными материалами (картины, иллюстрации, картотеки, дидактические игры).

- Пополнить атрибутами физкультурный уголок для подвижных игр.

Результат

- У детей расширились знания о коренных народах Сахалина, об их образе жизни, о быте, традициях, фольклоре малыхнародностей.

- Дети с интересом играют в игры «Перетяни палку», «Хейро» и др…

- Знают название национальной одежды.

- Проявляют интерес в творческой деятельности (вышивание, украшение одежды, раскраска орнамента на одежде).

- Проявляют желание стать сильными и выносливыми, вести ЗОЖ, быть, как жители КМНС не смотря на суровые погодные условия всегда крепки и сильны духом.

- Вырос интерес родителей к совместной деятельности детей и взрослых.

- Пополнилась развивающая среда играми и игрушками.

- Создали мини-музей.

- Изготовили Лэпбук «Сказочный остров», вертушку «Коренные малочисленные народы Сахалина, альбомы: « Коренные народы севера», «Что мы знаем о Сахалине».

В рамках сотрудничества МБДОУ детский сад № 20 «Снегурочка» с краеведческим музеем городского округа Охинский для нашего детского сада была проведена презентация «Музей в чемодане».

Перспективы

- Продолжать использовать методическую разработку в дальнейшей работе.

- Пополнить картотеку игр народов Севера.

- Пополнить оборудование для игр народов Севера.

- Распространять опыт работы по проекту среди ДОУ.

Список литературы:

  1. Феоктистова Т. Г., Шитякова Н. П. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников. Программа для дошкольных образовательных учреждений.
  2. Сайт «Дети Севера» http: //www. school3poronaisk. ru/index. html
  3. Сайт Охинской местной общественной организации «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» ( «Лебедь»)».
  4. Сайт Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. ru. wikipedia. org › wiki/Народы_Севера.
  5. Журнал «Инструктор по физической культуре» 2012, №6, стр. 102-108.
  6. http: //pkds4. ru/wp-content/uploads/2017/12/Kartoteka-podvizhnyih-igr-narodov-Severa. pdf
  7. http: //kras-dou. ru/303/images/17-18/str-ped/grigorjeva/metod_kop/kartateka_igry_severa. pdf
  8. https: //www. maam. ru/detskijsad/sportivnyi-dosug-podvizhnye-igry-narodov-severa. html
  9. https: //solovushka-61nv. edusite. ru/p154aa1. html
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год