Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект: «От малой Родины к большой» (народ — нивхи)
Патриотизм детям
Автор: Верещагина Татьяна Евгеньевна   
28.07.2022 08:36

Проект: «От малой Родины к большой» (народ — нивхи)Проект: «От малой Родины к большой» (народ — нивхи)

Пояснительная записка:

Дошкольное детство — это пора постоянных открытий. Взрослым необходимо создавать условия радости этих открытий, которые помогут формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Ведь начало патриотизма начинает формироваться в дошкольном возрасте.

Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине: к тому месту, где человек родился и вырос. Воспитание любви и уважение к малой родине является составляющей нравственного патриотического воспитания.

А Знакомство с родным краем служит фундаментом патриотизма. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию КМНС необходимо начинать с детства. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им знакомо, близко и дорого.

Отсюда вытекает важная проблема: помочь подрастающему поколению узнать о своей малой родине – Сахалин. Для того чтобы работа с детьми была успешной, лучше всего и доступнее применить проектный метод.

На острове Сахалин веками живут коренные малочисленные народы: Айны, Нанайцы, Нивхи, Эвенки, Уйльта (ороки). Они прошли сложный путь исторического развития, сумев сохранить, укрепить свою этническую традиционную культуру.

Проблеме данной темы в том, что среда обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне.

Наша задача научить детей видеть, понимать и ценить красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими рядом, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства.

 Скачать конспект

Поэтому мы решили, что в нашей группе необходимо глубже изучить историю и традиции коренных жителей нашей малой родины, а чтобы наши знания были интересны, увлекательны и запоминающиеся мы использовали сказки малых народов, подвижные игры, фотографии и иллюстрации, дошедшие до наших дней.

В сказках и легендах коренных народов Севера раскрываются их думы, мысли, мечты о прекрасном будущем, сохраняются предания древней истории. Например, нивхские сказки о медведе и бурундуке, «мудрой» нерпе, тюлене и камбале высмеивают жадность, хитрость, лесть, коварство; в них всегда выходит победителем честный, смелый герой.

Народные игры – важный и доступный способ передачи традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах и правилах поведения. Участвуя в играх, изучая сказки, рассматривая фотографии, дети познают не только материальную, но и духовную культуру народа, проникаются его духом.

Проживая в экстремальных условиях, КМНС научились использовать суровую природу (воздух, солнце, вода, снег) как естественные факторы закаливания. Знакомя детей с народными играми северян, не только сохраняются знания об их жизни, труде, быте, народа, а также обогащаются физические навыки детей. Ведь интерес побуждает не только детей, но и взрослых получить как можно больше информации о родном крае, желание узнать что-то новое о своей малой Родине.

Паспорт проекта

Тема проекта

«От малой Родины к большой» (нивхи)  

Цель проекта

- Сохранение и развитие национальной культуры коренных малочисленных народов севера Сахалина.

- Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к культуре традициям коренных народов Севера, их укладу жизни.

- Духовное богатство, физическое совершенство, крепкое здоровье, знание и изучение национального достояния.

- Проанализировать роль нивхских сказок, игр в воспитании детей.

Задачи

Образовательные:

- Расширять знания детей о родном крае, географическом положении, истории, коренных народах, проживающих на Сахалине, растительном и животном мире, подвижных играх и состязаниях коренных народов Севера через комплексные занятия;

- Дополнить программудошкольников играми народов Севера, в процессе интеграции физкультурной работы в познавательный процесс.

Развивающие:

- Развивать интерес к национальным играм детей КМНС.

- Способствовать развитию интереса и стремление к познавательной активности в ходе образовательной деятельности.

- Развивать потребность в сохранении и укреплении здоровья.

- Формировать волевые качества в играх, состязаниях;

- Развивать физические качества: выносливость, силу, быстроту реакции.

- Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство любви и гордости за свою малую Родину.

- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к себе, своему здоровью и окружающему миру.

- Воспитывать толерантное отношение к другим народам.

- Формировать чувство сопричастности и духовно - нравственного отношения к культурному наследию коренных народов Сахалина.

Тип проекта

Учебно-творческий.

Вид проекта

Среднесрочный, групповой, игровой, информационный, учебно -творческий

Срок реализации

3 месяца (август, сентябрь, октябрь, 2021)

Участники проекта 

дети подготовительной логопедической группы,  воспитатели, родители воспитанников…..

Принципы

- Целенаправленность.

- Систематичность.

- Доступность.

- Наглядность.

- Интегрированный подход.

- Воспитывающего и развивающего обучения.

-Сотрудничества.

-Воздействия на семью через ребенка.

Формы реализации проекта

- Непосредственно - образовательная деятельность в игровых ситуациях.

- Подвижные игры, сказки.

- Познавательные беседы, направленные на проявление детского интереса к истории и культуре народов севера, животном и растительном мире.

- Рассматривание иллюстраций, открыток.

- Просматривание мини- фильмов, презентаций о достопримечательностях природы севера, растительном и животном мире народов севера, устройстве быта, традиции, игрушки и игры коренных жителей.

- Экскурсия в мини-музей группы «История и традиции коренных малочисленных народов севера Сахалина»».

- Экскурсия в музей.

- Работа с родителями.

Этапы реализации проекта

Подготовительный (1-2 неделя августа)

- Обзор проблемы, подбор материала,изучение  литературы.

- Обновление содержания предметно-развивающей  среды;

- Составление  конспектов, картотек  игрКМНС, опытов, пособий;

-Определение тем  консультаций  и  мероприятий  для  родителей.

- Подборка слайдов, музыки, ИКТ-информации. 

Основной

(16.08.2021 г.- 20.10.2021.г.)

Познавательное развитие

- Утренние беседы о Сахалине (животный, растительный мир, чем богат ).
- Беседа о героях Сахалина (памятники, поселки названые их именами).
- Рассматривание герба Сахалина, герба города Оха.
- Рассматривание флага острова, города Охи.
НОД тема: « Животный мир острова Сахалин».
НОД тема: « Растительный мир острова Сахалин».
НОД тема: « Герои земли сахалинской».
Выставка фотографий «Красив природой Сахалин».
Экскурсии к памятным местам. Наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания.
Д/игра « Собери картинку из частей».
Игра на внимание «Что изменилось».
«Что здесь лишнее».
Рассматривание фотографий, книг о Сахалине, карты острова.
Показ детям мультфильмов о Сахалине, о коренном народе Нивхи.
Социально-коммуникативное развитие

НОД тема: Рассматривание и составление рассказа по картине «Дети Севера».
НОД тема: Составление описательных рассказов «Я живу на острове Сахалин».
НОД тема: «Я живу в городе Оха».
Д/игра « Продолжи предложение» Я люблю свой Сахалин, потому что…
- Игры - пазлы «Достопримечательности города Охи».

- Игра «Национальная одежда коренных жителей».

- Настольная игра «Построй жилище по всем традициям».

- Игра на развитие ловкости «Рыбаки».

- Дидактическая игра «Четвертый лишний».

- Сюжетно-ролевая игра «Я родом с Сахалина».

- Игровая викторина «экологическая почемучка».

- Экскурсия по территории группы посещение мини-музея.

- Экскурсия в музей.

- «Познавательная прогулка по красивым местам города Охи»

- Речевое развитие

- Чтение художественной литературы
Сказки: «Медведь и лиса», «Тюлень и камбала», «Кыкык»,

В. Санги « Как появилась земля».
Стихи о Сахалине.
Физическое развитие

- Разучивание подвижных игр: «Хейро», «Олени и пастухи», «Куропатки и охотники», «Льдинки, ветер и мороз», «Ручейки и озера», «Рыбаки и рыбки», «Отбивка оленей», «Полярная сова и евражки», «Оленьи упряжки», «Волк и олени», «Перетягивание каната», «Рыбаки», «Охота на курапаток», «Ловкий оленевод».

- Нод: «Путешествие», «Мой Сахалин!», «Состязания и игры коренных народов Севера».

- Утренняя гимнастика

Кто на севере живет?

Кто там ест и кто там пьет?

Звери необычные к холоду привычные.

Вот песец из норки смотрит.

Белый мишка важно ходит,

Ну, а морж, как капитан

Покоряет океан.

Гордый северный олень

Грузы возит целый день.

Хлопки ладошки – кулачки, попеременно.

«Замок» - меняя положение пальцев

Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем образовывая «колечки».

Пальчики – «шагают»

Ладони «лодочкой» двигаются вперед.

Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты.

Растирание ладоней движениями вверх, вниз

- Дыхательная гимнастика: «Дуем на снежинку», «Ветерок», «Южный и северный ветер», «Вьюга».

- Расслабление, релаксация «Отдых на стойбище».

Художественно-эстетическое развитие

Прослушивание песен « Ну, что тебе сказать про Сахалин», «Человек, влюбленный в Сахалин» И. Николаев; Шиленко Сергей «Остров Сахалин».
Разучивание песни «Родина», песни «Остров Сахалин».

- Прослушивание музыки народов Севера;

- Разучивание музыкальной хороводной игры «Северная ягода»

- Музыкальная игра «Важенка и оленята»

- Разучивание танца к сказке «Спор северных ягод»

- Свободная деятельность по художественному творчеству «Рыбак»,     «Северные дары», «Лукошко с грибами», «Ягоды севера», «Осень в лесу», «Птицы на юг улетают», «Народы крайнего севера» (рисование), «Учимся рукоделию» (вышивка нитками).

Работа с родителями

- Консультация «Игры и игрушки КМНС Сахалина»;

- Папка-передвижка «Животные и растения Сахалина»

- Фоторепортажи для родителей «Знакомимся с родным краем»,

- Мастер – класс по изготовлению игровой куклы.

- Совместная подготовка атрибутов в мини-музей.

- Помощь в изготовление дидактических игр, атрибутов к подвижным играм по теме проекта.

- Пополнение «Сундучка северных мастериц» (бусинки, тесьма, лоскуты ткани…) для сюжетных игр «Хозяйка чума».

Заключительный

(21.10.2021 г.- 29.10.2021 г.)

- Оформление музея

- Выставка работ в разной технике исполнения «Северные мотивы»

- Путешествие в мини-музей.

Ожидаемые результаты:

- Пополнятся у детей знания о красоте природы Сахалина.

- Расширить представления об истории, традициях жизнедеятельности и быте народов севера.

- Пополнится запас знаний в области познавательного развития.

- Расширить и пополнить уголки группы информационными материалами (картины, иллюстрации, картотеки, дидактические игры).

- Пополнить атрибутами физкультурный уголок для подвижных игр.

Результат

- У детей расширились знания о коренных народах Сахалина, об их образе жизни, о быте, традициях, фольклоре малыхнародностей.

- Дети с интересом играют в игры «Перетяни палку», «Хейро» и др…

- Знают название национальной одежды.

- Проявляют интерес в творческой деятельности (вышивание, украшение одежды, раскраска орнамента на одежде).

- Проявляют желание стать сильными и выносливыми, вести ЗОЖ, быть, как жители КМНС не смотря на суровые погодные условия всегда крепки и сильны духом.

- Вырос интерес родителей к совместной деятельности детей и взрослых.

- Пополнилась развивающая среда играми и игрушками.

- Создали мини-музей.

- Изготовили Лэпбук «Сказочный остров», вертушку «Коренные малочисленные народы Сахалина, альбомы: « Коренные народы севера», «Что мы знаем о Сахалине».

В рамках сотрудничества МБДОУ детский сад № 20 «Снегурочка» с краеведческим музеем городского округа Охинский для нашего детского сада была проведена презентация «Музей в чемодане».

Перспективы

- Продолжать использовать методическую разработку в дальнейшей работе.

- Пополнить картотеку игр народов Севера.

- Пополнить оборудование для игр народов Севера.

- Распространять опыт работы по проекту среди ДОУ.

Список литературы:

  1. Феоктистова Т. Г., Шитякова Н. П. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников. Программа для дошкольных образовательных учреждений.
  2. Сайт «Дети Севера» http: //www. school3poronaisk. ru/index. html
  3. Сайт Охинской местной общественной организации «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» ( «Лебедь»)».
  4. Сайт Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. ru. wikipedia. org › wiki/Народы_Севера.
  5. Журнал «Инструктор по физической культуре» 2012, №6, стр. 102-108.
  6. http: //pkds4. ru/wp-content/uploads/2017/12/Kartoteka-podvizhnyih-igr-narodov-Severa. pdf
  7. http: //kras-dou. ru/303/images/17-18/str-ped/grigorjeva/metod_kop/kartateka_igry_severa. pdf
  8. https: //www. maam. ru/detskijsad/sportivnyi-dosug-podvizhnye-igry-narodov-severa. html
  9. https: //solovushka-61nv. edusite. ru/p154aa1. html
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год