Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности краеведческой направленности |
Патриотизм детям | |||
Автор: Тебякина И.П. Ротманова О.В. | |||
17.01.2023 14:49 | |||
Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности краеведческой направленности Тебякина И.П., старший воспитатель; Ротманова О.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка», г.Тамбов, Тамбовская область В статье авторы рассматривают понятие «детское проектирование», эта технология стала популярной формой организации творческой активности воспитанников. Авторы акцентируют внимание педагогов на том, что грамотно организованная проектно-исследовательская деятельность воспитанников предоставляет педагогу широкие возможности для решения развивающих задач. Проектная среда — это та среда, где каждый сможет себя проявить, самореализоваться. Авторы подводят к тому, что при помощи проектной деятельности можно грамотно и интересно познакомить дошкольников с историей родного края. В заключении авторы предлагают паспорт естественно-исследовательского проекта «Край мой Тамбовский…», который участвовал в Региональном фестивале-конкурсе «Это все мое – родное…» и занял призовое место. Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности краеведческой направленности Тебякина И.П., старший воспитатель; Ротманова О.В., воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка», г.Тамбов, Тамбовская область inna. ivanovainna@yandex. ru Воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой Родины — эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашего дошкольного образовательного учреждения. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным городом Тамбовом, Тамбовской областью. Краеведение — самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых воспитанниками знаний и умений. В краеведении многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы. Краеведение является своеобразной связующей нитью, тянущейся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой сферой для применения полученных знаний на практике. Необходимость развития интересов старших дошкольников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее и содержательнее будут знания дошкольников о своем родном крае, его лучших людях — профессионалах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Тамбовская земля по своей красоте и по своей духовной истории является одним из интереснейших уголков нашей необъятной страны. В ходе образовательной деятельности по краеведению через различные формы проведения можно показать традиции своего родного края, развить творческие способности старших дошкольников. Метод проектов — это совместная деятельность педагога, как консультанта, и воспитанников, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Сегодня детское проектирование становится популярной формой организации творческой активности воспитанников. Проектная среда — это та среда, где каждый сможет себя проявить, самореализоваться. Грамотно организованная проектно-исследовательская деятельность воспитанников Целью работы педагогов дошкольного учреждения является формирование у дошкольников умений использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного учения – «научить учиться». Для успешной работы над проектом воспитанник должен владеть навыками планирования собственной деятельности, определения ее целей и задач, навыками поиска и обработки информации, навыками групповой работы. Выделяют следующие этапы проектно-исследовательской деятельности (по Л.П. Виноградовой):
Для продуктивной проектной деятельности дошкольникам необходима особая готовность. Рассчитывать на полную самостоятельность детей дошкольного возраста преждевременно, поэтому роль воспитателя здесь особенно велика. Я стараюсь выстроить работу над проектом таким образом, чтобы дети выполняли ее максимально самостоятельно. Очень важно привлечь в союзники родителей. При этом не допускать, чтобы родители не выполнили всю работу за них. Привлечение родителей, как полноправных участников проекта, решает вопрос о необходимости взаимодействия и сотрудничества семьи и детского сада. Строить проектную деятельность необходимо с учетом психолого-возрастных особенностей детей, с помощью методов, соответствующих данному возрасту. Деятельность должна заинтересовать воспитанников, усилить их природную любознательность и стремление исследовать неизвестное. В старшем дошкольном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению. Обучение проектной деятельности будет эффективным, если использовать местные ресурсы, т. е различные формы и средства краеведческой работы. Ведь ребенку важно сначала изучить свою малую родину, потом уже получать более обширные знания о мире. Естественно-научный проект «Край мой Тамбовский — твой я навеки…» Инновационная идея проекта: создание путеводителя путешественника по Тамбовской области. Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский Тип проекта: краткосрочный (сентябрь-май) Участники проекта: воспитанники 6-7 лет, педагоги, родители. Разработчки проекта: творческая группа педагогов МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка» г. Тамбов, Тамбовская область. Цель: Развитие элементарных естественно-научных представлений о Тамбовском крае посредством ознакомления с основами географии, на краеведческом материале. Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Аннотация проекта: Родной край – это маленький мир, с которого начинается знакомство ребенка с миром большим. Очень важно сформировать у детей понимание того, что их родной край является частичкой великой державы. И когда дети учатся любить и сохранять тот край, где они живут, они так же будут относиться к разным красивым местностям всей страны. География – это наука, которая включает в себя обширные знания, помогающие понять устройство окружающего мира. При изучении географии закладывается важнейшая база для формирования интеллекта, формируется основа для будущего кругозора дошкольника. Изучая основы географии, он начинает фантазировать и представлять себе другие страны, людей и животных, их населяющих, учится мыслить шире. Детям становится очень интересно, а какое же место занимает в этой вселенной их дом, город, страна? Что происходит в других местах, что за люди там живут и чем они отличаются от нас? Сроки и этапы реализации проекта: 1 этап – Подготовительный этап (информационно — накопительный) (сентябрь) 2 этап – Основной этап (организационно — практический) (октябрь – апрель) 3 этап – Заключительный этап (завершающий) (май) Этапы реализации проекта:
2 этап: Основной этап (организационно — практический) Формы работы с детьми:
Ожидаемые результаты:
Перспектива на будущее Продолжать работу по познавательному развитию. В ходе реализации регионального компонента познакомить детей с географией других городов родного края. Используемая литература:
|