Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Патриотизм детям
Автор: Акатьева Наталья Николаевна   
10.09.2023 07:17

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИНРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: данная статья рассматривает вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников с использованием методов проектной деятельности. Автор анализирует значимость этого вида воспитательной работы и предлагает методики, способствующие формированию нравственных ценностей и патриотической гордости среди детей дошкольного возраста. В статье также рассматриваются примеры успешных проектов, реализованных в дошкольных учреждениях, и оценивается их влияние на развитие нравственных качеств и патриотической идентичности детей.

Ключевые слова: нравственное воспитание, патриотическое воспитание, дошкольники, проектная деятельность, нравственные ценности, патриотическая гордость.

 

Основой для культивирования патриотизма является комплексное воспитание, охватывающее нравственные, эстетические, трудовые и интеллектуальные аспекты. В рамках такого разностороннего образовательного процесса проявляются первые признаки гражданско-патриотических чувств. С педагогической точки зрения, под «патриотическим воспитанием» мы подразумеваем процесс формирования осознанной личности, которая испытывает глубокую привязанность к своей Родине, к месту своего рождения и воспитания, а также гордится историческими достижениями своего народа и его культурным наследием.

В современных условиях, когда общество переживает значительные трансформации, важной задачей становится формирование патриотизма у молодого поколения. Быть патриотом означает чувствовать себя неотъемлемой частью своей Родины. Это сложное чувство начинает прорастать еще в детстве, когда формируются основы ценностного отношения к окружающему миру. Оно развивается постепенно, в процессе воспитания, приобретая привязанность к близким людям, к месту учебы или работы, к родным местам и культурному наследию своей страны. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важной задачей, которая помогает формировать у детей ценностные ориентации, развивать патриотические чувства и укреплять их моральные принципы. Одним из эффективных методов достижения этих целей является проектная деятельность[3].

Проектная деятельность представляет собой организованную деятельность, основанную на целенаправленном исследовании определенной проблемы или задачи. В контексте нравственно-патриотического воспитания дошкольников, проектная деятельность может быть организована в виде различных проектов, направленных на развитие любви к родине, уважение к своей стране и ее истории, формирование чувства ответственности и гражданской позиции. Проекты могут быть разнообразными: организация экскурсий в места, связанные с историей и культурой страны, проведение тематических мероприятий, создание коллективных произведений и т.д. Важно, чтобы проекты были доступными и интересными для детей, чтобы они могли активно участвовать в их реализации.

При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников. В процессе работы над проектом воспитатели могут использовать методы игры, диалога, рассказов, просмотра мультфильмов и фильмов, чтения книг и другие интерактивные методы. Важно создавать атмосферу доверия и поддержки, чтобы дети чувствовали себя комфортно и могли свободно выражать свои мысли и эмоции [1].

Проектная деятельность способствует развитию у детей таких качеств, как творческое мышление, самостоятельность, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе. В процессе работы над проектом дети могут узнавать о важности патриотизма, о традициях и символах своей страны, о национальных героях и событиях. Они могут осознать свою роль в обществе и понять, что каждый из них может внести вклад в развитие и процветание своей страны. Организация проектной деятельности учитывает особенности возраста детей дошкольного возраста, их психические и индивидуальные особенности. В средней группе проекты имеют краткосрочный характер, в то время как для подготовительной к школе группы они становятся исследовательскими и долгосрочными. В процессе реализации этих проектов дети, педагоги и родители совместно исследуют исторические факты и события.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности позволяет создать условия для формирования у детей любви к родине, понимания ее истории и культуры, а также развитие их нравственных и гражданских качеств. Этот подход помогает детям стать активными участниками общественной жизни и гордиться своей страной [2].

Примеры нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством проектной деятельности:

  1. Проект «Моя страна» – дети знакомятся с символами своей страны, изучают историю герба, флага, гимна, создают коллективную выставку, на которой представляют свои работы, связанные с символикой страны.
  2. Проект «Мои предки» – дети вместе с родителями и бабушками-дедушками исследуют свою семейную историю, узнают о предках, их профессиях, достижениях и вкладе в развитие страны. Затем дети создают коллективную книгу о своей семье и родных.
  3. Проект «Мой родной город» – дети изучают историю своего города, его достопримечательности, интересные факты. Затем они создают модели достопримечательностей, рисуют плакаты, проводят экскурсии для своих родителей и других детей.
  4. Проект «Добрые дела» – дети выбирают вместе с воспитателями некоммерческую организацию или благотворительный фонд, которым они хотели бы помочь. Затем они собирают средства, организуют ярмарку, концерт или другое мероприятие, чтобы собранные деньги пожертвовать нуждающимся людям.
  5. Проект «Заботимся о природе» – дети изучают экологические проблемы и их решения, проводят сбор мусора в парке или на детской площадке, сажают деревья и ухаживают за ними. Дети также могут создать коллективный сад на территории детского сада.

Важно, чтобы каждый проект был адаптирован к возрастным особенностям детей, был интересным и позволял им активно участвовать в процессе, развивая их патриотические чувства и нравственные ценности.

Приведем пример проекта: «Моя Родина — Узнай, Заботься, Люби»

Цель проекта: нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через развитие их патриотических чувств, любви к Родине и осознание их роли в обществе.

Задачи:

  1. Познакомить детей с основными символами и традициями своей страны.
  2. Расширить знания детей о географии и истории Родины.
  3. Развивать у детей чувство гордости за свою страну и уважение к ее культуре и народу.
  4. Способствовать формированию нравственных ценностей, таких как доброта, справедливость и уважение к другим.

Участники: дети старшей возрастной группы дошкольного возраста (5-6 лет) и воспитатели.

Содержание работы:

Понедельник: Знакомство с символами Родины

- Воспитатель рассказывает детям о гербе, флаге, гимне и других символах своей страны.

- Разговор о значениях и символике каждого элемента.

- Создание коллективной картины, на которой каждый ребенок изображает один из символов.

Вторник: Исследование географии

- Дети знакомятся с картой своей страны, обсуждают ее границы и основные регионы.

- Анализ фотографий из разных мест страны и обсуждение их особенностей.

- Игра-викторина «Угадай регион» для проверки знаний и развития внимания.

Среда: Исторические события и герои

- Дети узнают о важных событиях в истории своей страны, таких как День Независимости, День Победы, День Конституции и другие.

- Рассказ о героях и личностях, которые внесли вклад в развитие страны.

- Рисование портретов героев и создание выставки в классе.

Четверг: Культурное наследие

- Дети знакомятся с народными традициями и обычаями своей страны.

- Просмотр народных танцев и песен, обсуждение их смысла.

- Создание рукодельных изделий, связанных с народными традициями.

Пятница: Добрые дела для Родины

- Обсуждение важности заботы о природе и окружающей среде.

- Организация сбора мусора на территории детского сада или в близлежащем парке.

- Создание плаката с правилами экологического поведения.

- Подведение итогов проекта и обсуждение полученных знаний и впечатлений.

- Проведение выставки проектных работ для родителей и других детей.

Важно помнить, что продолжительность и содержание проекта могут быть адаптированы в соответствии с потребностями и возможностями конкретного детского сада или группы. Целью проекта является развитие патриотических чувств и нравственных ценностей у старших дошкольников, а задачи и содержание работы должны быть ориентированы на достижение этой цели.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности является эффективным и практичным подходом к формированию нравственных ценностей и патриотических чувств у детей. Проектная деятельность стимулирует активное участие детей в процессе обучения и развития. Она позволяет детям быть инициаторами и организаторами своего обучения, что способствует развитию их творческих и критических мыслительных навыков. Проекты, ориентированные на нравственно-патриотическое воспитание, способствуют формированию у детей чувства гордости за свою страну, ее культуру, историю и достижения. Дети учатся уважать свою Родину и заботиться о ней. В процессе проектной деятельности дети узнают о символах и традициях своей страны, героях и исторических событиях. Это помогает им развить патриотические чувства и укорениться в своей культуре и народе.

В целом, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности представляет собой эффективный метод, способствующий развитию нравственных ценностей и патриотических чувств у детей. Он помогает детям стать активными гражданами своей страны, любящими и заботящимися о своей Родине.

Список литературы

  1. ЕрошкоУ. А. Организация проектной деятельности в ДОУ // Проблемы педагогики. 2016. №1 (12). URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-v-dou (дата обращения: 05. 09. 2023).
  2. Колокольцева Е.В. Проектная деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. №2. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitaniya-doshkolnikov (дата обращения: 05. 09. 2023).
  3. Филиппова, Е. А. Проектная деятельность как средство реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОО / Е. А. Филиппова. // Педагогическое мастерство: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 26-29.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год