Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В ДЕТСТВЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ С СЕМЬЁЙ
Патриотизм детям
Автор: Афанасьева Наталия Вячеславовна   
19.03.2024 16:50

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В ДЕТСТВЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ С СЕМЬЁЙВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В ДЕТСТВЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ С СЕМЬЁЙ

УДК 371. 4

Актуальность. Патриотизм в нынешних условиях является темой немалой значимости, особенно в связи с Годом Семьи в РФ (2024 год). В связи с тем, что государства стремятся построить сплоченное общество и воспитать ответственных граждан, роль раннего образования в привитии позитивных и конструктивных чувств становится первостепенной. В данной статье рассматриваются различные аспекты патриотизма, соответствующие когнитивные и эмоциональные основы, а также различные стратегии, применяемые при работе с детьми в целях воспитания национальной гордости и ответственности.

Ключевые слова: воспитание, государство, детство, национальность, образование, патриотизм

 

Опираясь на междисциплинарные позиции и воззрения в рамках психологии, педагогики, социологии и политологии, современные исследователи обеспечивают разностороннее восприятие и понимание потенциальных путей, которые содействуют развитию патриотизма ещё в детском возрасте

Данное явление, определяемое как любовь и преданность своей Родине [2, с. 23], играет, без преувеличений, фундаментальную роль в процессах формирования и укрепления идентичности отдельных людей и социума в целом.

Действительно, детство, будучи периодом становления, предоставляет уникальную возможность педагогам, политикам, а также родителям (в рамках семьи) заложить базис сильного чувства патриотизма. В этой связи сегодня актуализируется анализ концептуальных основ, раскрывающих в разных ракурсах представления на предмет того, как грамотное воспитание влияет на закрепление положительных и весьма ценных установок.

Для того, чтобы корректно осмыслить нюансы рассматриваемых процессов, целесообразно обратиться к соответствующей теоретической базе; важно понимать, как у детей формируется привязанность к своей нации, каким образом они узнают о культурном наследии.

Как отмечают А.И. Спирина, М.Ю. Серебрякова, патриотическое воспитание — это «... формирование данного качества как интегративной характеристики личности, заключающего в себе любовь к Родине и стремление к миру, внутреннюю свободу и уважение государственной власти, государственной символики, символики других стран, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление национальных чувств и культуры межнационального общения» [4, с. 95].

Важно подчеркнуть, что в рамках современного понимания патриотизма предполагается в педагогическом и семейном воспитании признание как его когнитивных, так и эмоциональных сторон. Первая из них представлена:

  • социализацией детей
  • культурной трансляцией
  • историческим образованием, что способствует приобретению знаний о своей стране.

Вместе с тем, второй аспект, сопряжённый с эмоциями, характеризуется разного рода переживаниями. Речь идёт о:

  • гордости
  • привязанности
  • чувстве коллективной идентичности [3, с. 16].

Обозначенные выше компоненты весьма значимы в контексте укрепления глубокой и прочной связи со своей нацией.

Далее уместно остановиться на вопросах касательно стратегий, которые задействуются в ходе воспитательной работы по рассматриваемому нами направлению.

Так, образовательные учреждения служат важнейшей платформой для привития анализируемых качеств. Разработка программных мероприятий, методики преподавания и внеклассные инициативы — все это позитивным образом отражается на подпитке патриотического духа. Включение национальной истории, гражданского образования и обучения, основанного на ценностях (аксиологический аспект), обеспечивает успешную реализацию структурированного подхода.

По замечанию Я.А. Вениковой, Н.Е. Харлановой, стратегия патриотического воспитания включает три направления работы, составляющие комплекс. В каждое из них входят задачи и подзадачи, раскрывающие различные моменты:

  • любовь к Родине-матери и Отечеству
  • уважительное отношение к другим народам и государствам
  • идентификация в сознании воспитанника любви к Родине со всеобщей любовью к человечеству [1, с. 15].

Невзирая на то, что осуществляемая работа с детьми в данной сфере широко признана и весьма ценится, она сопровождается множеством проблем и противоречий, в том числе, в рамках семьи.

Сбалансировать продвижение положительных идей с поощрением критического мышления, уважением различных мнений и взглядов и отказом от идеологической обработки представляет собой достаточно деликатную задачу — она очень сложна для педагогов и родителей.

Также следует подчеркнуть, что патриотизм варьируется в зависимости от культуры, и разные общества подходят к воспитанию со своей спецификой. В увязке с этим изучение межкультурных перспектив позволяет оценить разнообразие настроений и оценить сходства и отличия в стратегиях образования детей во всем мире.

Исследователи демонстрируют, что раннее привитие анализируемого качества сопровождается долгосрочными последствиями для социальной сплоченности и гражданской активности [3, с. 17]. Люди, у которых с детства развито ярко выраженное чувство патриотизма, с большей вероятностью будут принимать активное участие в делах общества, вносить ощутимый и полезный вклад в общее благо и поддерживать общепринятые ценности во взрослой жизни.

Итак, речь идёт о непростой задаче, которая, хотя и благая, но порождает ряд затруднений, не обходится без вызовов и препятствий. Проблемные зоны сегодня сосредоточены вокруг следующих вопросов:

  • потенциал для идеологической обработки
  • трудности относительно инклюзивности и многообразия
  • работа над умением мыслить критически
  • недопущение разжигания национализма
  • манипулирование эмоциями
  • потенциал нетерпимости
  • давление и чувство вины.

Так, необходимо учитывать, что существует тонкая грань между привитием патриотизма и идеологической обработкой. Актуализируется риск того, что, пытаясь воспитать любовь к Родине, можно столкнуться с предвзятой и идеализированной версией истории.

Чрезмерный акцент на единой идентичности способен непреднамеренно маргинализировать людей из разных слоев социума. В мультикультурных обществах при продвижении единого патриотического нарратива нередко упускаются из виду опыт и вклад тех или иных этнических, культурных и религиозных групп, что приводит к закреплению чувства исключенности.

В дополнение к отмеченному, усиленная сосредоточенность на символах, гимнах и ритуалах формирует подчас эмоциональную привязанность, которая, однако, затмевает рациональные суждения. Эта манипуляция иногда корректна в политических целях, однако при работе с деться необходимо более продуманный подход.

Таким образом, воспитание патриотизма в детстве — это весьма содержательный и динамичный процесс, имеющий далеко идущие последствия для отдельных людей и общества. Предусматривается множество направлений соответствующей работы: историко-краеведческое, спортивное, военно-патриотическое, научно-исследовательское. Арсенал методов, используемых в учебных организациях и семье, также достаточно широк и разнообразен: ролевые игры, экскурсии, праздники, классные часы, внеучебные мероприятия, беседы. Нами особо подчёркивается, что признание когнитивных и эмоциональных аспектов, отчётливое осмысление теоретических основ, а также реализация эффективных образовательных стратегий выступают в качестве ключевых шагов в закреплении чувства национальной гордости и гражданской ответственности у будущего поколения. Весьма значимо подходить к соответствующим задачам с чуткостью и приверженностью позитивному делу, инклюзивности и широкому пониманию национальной идентичности. Уравновешивание любви к своей стране с адекватным восприятием разнообразия выходят на первый план, когда речь идёт о воспитании ответственных и хорошо информированных граждан.

Список литературы

  1. Веникова Я.А. Дошкольное детство и нравственно-патриотическое воспитание. Не рано ли? / Я.А. Веникова, Н.Е. Харланова // Нравственно-эстетическое и гражданско-патриотическое воспитание в государственных учреждениях образования и культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург: 2023. – С. 14-17.
  2. Макушева Е.В. Формирование любви к малой Родине как основа патриотического воспитания / Е.В. Макушева // Наука и инновации в современном мире. Сборник научных статей. – Москва: 2021. – С. 22-25.
  3. Петухова Н.С. Первые шаги в большом деле / Н.А. Петухова // Источник. – 2022. – № 1 (113). – С. 16-17.
  4. Спирина А.И. Актуальность гражданско-патриотического воспитания детей / А.И. Спирина, М.Ю. Серебрякова // Детский сад от А до Я. – 2023. – № 4 (124). – С. 94-100.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год