Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проектная деятельность по реализации патриотического воспитания старших дошкольников «Наши земляки-герои Великой Отечественной войны»
Патриотизм детям
Автор: Зайцева Ирина Юрьевна Карнаева Елена Александровна Старовойтова Елена Анатольевна   
16.04.2024 18:29

Проектная деятельность по реализации патриотического воспитания старших дошкольников «Наши земляки-герои Великой Отечественной войны»Проектная деятельность по реализации патриотического воспитания старших дошкольников «Наши земляки-герои Великой Отечественной войны»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N 50 комбинированного вида»

Подготовила: Зайцева И,Ю, Карнаева Е.А. гр. «Пчелки» пгт Вырица 2024 год

Аннотация.

Данная методическая разработка посвящена патриотическому воспитанию дошкольников в процессе реализации проектной деятельности. Представленный материал отображает организацию проектной деятельности и методические приемы при ознакомлении дошкольников с героическим прошлым нашей страны, родного поселка Вырица, расширяет знания о Великой Отечественной войне и Дне Победы. Данная методическая разработка может быть полезна и использована воспитателями для детей 5-7 лет.

 

Скачать конспект

Скачать презентацию

Пояснительная записка.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка. Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. Воспитание патриотизма — это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознании ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребенку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребенок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. Основу содержания гражданско-патриотического воспитания составляют общечеловеческие ценности. Из всего спектра общечеловеческих ценностей, имеющих особое значение для содержания и организации воспитательного процесса можно выделить следующие:

Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще и в дошкольной педагогике в частности. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием патриотического воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в него в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми. Перед педагогами стоят следующие задачи:

  • заложить основы гражданско — патриотической позиции личности
  • освоить наиболее значимые российские культурные традиции родного города
  • получить и расширить знания о стране и родном городе: его истории, культуре, географии, традициях, достопримечательностях, народных промыслах, архитектуре, выдающихся земляках, природе и т.д.
  • воспитать чувства гордости за земляков.

Для детей на этапе завершения дошкольного образования характерно:

проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;

уважение к достоинству других;

стремление к познанию окружающей действительности;

решение вопросов о далёком прошлом и будущем, об устройстве мира;

бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.

Формы и методы организации деятельности детей, направленной на патриотическое воспитание дошкольников.

Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей

  • В своей работе мы используем следующие методы:
  • целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т. д
  • рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города, поселка.
  • наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь жителей поселка, изменения в облике посёлка, района, улицы)
  • демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций
  • знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми
  • знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников
  • участие в посильных общественно-полезных работах (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.)
  • личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой поселок и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).

Проектная деятельность как средство реализации патриотического воспитания дошкольников в ДОУ.

Одной из наиболее эффективных инновационных педагогических технологий, открывающей новые возможности в патриотическом воспитании дошкольников является проектный метод обучения. Целесообразность использования проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников в том, что метод проектов позволяет ребенку почувствовать себя исследователем и объединить детей, родителей (законных представителей) и педагогов дошкольной организации в совместной деятельности. А это очень важно, потому что в нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны) воспитывается любовь к Отечеству. Ребенок видит фотографии, награды, солдатские письма или какие-то другие предметы, которые бережно хранятся в семье. Он не просто их видит, он может их подержать в руке, спросить о

том, что его заинтересовало и услышать ответ. Ребенок слышит рассказы ветеранов о прошлых военных годах, о жизни после войны, мечты о будущем, уважительное обращение к этим людям других членов семьи. Соприкасаясь со всем этим, он невольно чувствует связующую нить прошлого, настоящего и будущего и свою причастность к Родине.

Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Проект по патриотическому воспитанию в группе компенсирующей направленности «Пчелки»

«Наши земляки-герои Великой Отечественной войны»

Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, творческий.

Вид проекта: групповой, долгосрочный.

Срок реализации: сентябрь 2023-май 2024г

Участники проекта: педагоги группы, воспитанники старшей (подготовительной) группы, родители.

1. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

«Каждый народ желает оставить своим будущим потомкам что–то в наследие. А мы, поколение 21 века, просто обязаны сохранить и передать будущим все то, что составляет героическую историю нашей страны, республики, города»

Леонид Андреев.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально — нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их малой Родине. С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды: местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями

Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Проблема:

Детям, у которых нет достаточного количества знаний о малой Родине, трудно сформировать уважительное отношение к ней. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.

Мы живем в посёлке городского типа Вырица. Во время Великой Отечественной войны жители Вырицы, окружающих деревень и сел сделали все, чтобы защитить нашу Родину. У нашего родного посёлка героическое прошлое. К сожалению, не все дети знают о подвигах земляков-героев ВОВ, за что они были награждены, за какие заслуги, где расположены памятные обелиски героям. Наш проект «Наши земляки-герои Великой Отечественной войны» актуален и направлен на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ за подвиги наших земляков, уважения к его свершениям и достойным страницам истории.

Цель проекта:

  • Вызвать интерес у дошкольников к историческому прошлому посёлка Вырица в период Великой Отечественной войны.
  • Познакомить детей с памятниками, посвященными событиям Великой Отечественной войны в родном посёлке.

Основные задачи проекта:

  • Дать представление воспитанникам о конкретных архитектурных объектах посёлка, посвященных событиям Великой Отечественной войны – памятники Н.В. Румянцеву в деревне Введенское и посёлке Вырица.
  • Познакомить с героическим прошлым нашего земляка Егорова Н.И, проживающим в поселке Вырица.
  • Акцентировать внимание детей на том, каким событиям посвящен тот или иной памятник.
  • Воспитывать любовь и уважение к родному району, городу, поселку, его историческому прошлому;
  • Формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности краеведческого содержания.
  • Развивать умение узнавать знакомые памятники и составлять о них короткий рассказ, расширять активный словарный запас, познакомить с поэтическими произведениями о Великой Отечественной войне

2. Основная часть

2. 1. План реализации проекта

  1. этап – подготовительный
  2. этап – основной
  3. этап – заключительный (май-июнь 2023)

Заключительный этап:

Анализ работы

Опыт показывает, что многое зависит от родителей. Детей, необходимо воспитывать личным примером, вовлекать их в совместную деятельность, делать вместе одно общее дело. Участие в совместных мероприятиях делает нас единомышленниками и союзниками в воспитании юного гражданина нашей страны. Совместная с родителями (и другими членами семьи) работа в системе патриотического воспитания способствует формированию чувства гражданского долга, любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

В результате целенаправленной, планомерной и систематической работы у дошкольников были получены следующие результаты:

  1. Расширены представления детей о Великой Отечественной войне, о героях-земляках воевавших в ВОВ, памятниках-обелисках посёлка Вырица. (с помощью исследовательской деятельности и сотрудничества с родителями и социальными партнерами).
  2. Заложены основы познавательного интереса и уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла, бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, ордена и др.)
  3. Установились более тесные контакты с родителями в ходе реализации проекта.

Большая часть из них стали активными и заинтересованными участниками проекта, ориентированными на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную – проектную деятельность.

Используемая литература:

  • Архивные документы: статьи из газет, фотодокументы о Н.В. Румянцеве.
  • Копии документов и фотографий Егорова Н.И.
  • Анатолий Молчанов «Детский концлагерь в Вырице»
  • Алексей Бакулин «Беседа с историком. Детский концлагерь в Вырице»
  • Веракса Н.Е. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. *Васильева – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 352с.
  • Антонов Ю.А. «Великой Победе посвящается» / Антонов Ю.А. – М.; ТЦ Сфера, 2010. 128с. – (Библиотека воспитателя) (5).
  • Голицына Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход.» / Голицына Н.С. – М.: «Скрипторий 2003», 2013. – 224с.
  • Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности: Средняя группа» / Губанова Н.Ф. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 160с.
  • Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет» / Степаненкова. Э.Я. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144с.
  • Торопцев А.П. «Чтобы знали и помнили» / Торопцев А.П. – М.о. «Подмосковье», 2014. – 220с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год