Детям о Великой Отечественной Войне |
Патриотизм детям | |||
Автор: Гладилина Надия Усмановна | |||
26.04.2024 06:51 | |||
Детям о Великой Отечественной Войне Приближается праздник Великой Победы. Родители задают вопрос, нужно ли детям рассказывать о войне и о значении этого великого праздника или он «еще маленький для этого»? Без сомнения говорить на эту тему нужно, в первую очередь для того, чтобы современные мальчишки и девчонки понимали к каким страшным последствиям может привести ненависть одних людей к другим, чтобы ценили мир и дар жизни больше всего на свете. Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Только зная историю страны, народа, семьи, ребенок вырастет всесторонне развитым человеком, которому не чужд патриотизм. Его нужно воспитывать с раннего детства. Без помощи взрослых ребенок не может выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства.
Михаил Телегин, доцент МПУ, автор программы «Воспитательный диалог» по дошкольному развитию, считает, что не только можно, но и нужно говорить. Со старшими дошкольниками. Почему? Душу развивать нужно, и причем с маленького возраста. Вне зависимости от выбора человека, который он впоследствии сделает сам в своей жизни. Не упустить время. «Как говорил Василий Александрович Сухомлинский, «надо дать детям правильное видение добра и зла». Слышите, «дать»! Слышите, «правильное»!» — пишет Михаил Телегин. Старший дошкольный возраст – очень сензитивный возраст, когда дети уже могут задумываться о смерти и сами задают вопросы. Могут столкнуться со смертью, например, любимой свинки. Или задуматься о том, что бабушка старенькая и не вечная. Для вопросов морали тоже это очень сензитивныйвозраст, не зря написал В. Маяковский «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо, и что такое плохо?..» Мы можем видеть, как играют старшие дошкольники – пять минут играют, полчаса выясняют, кто плохой. Старший дошкольник буквально зациклен на социальной стороне жизни. В сюжетно-ролевой игре дошкольник пытается проникнуть в смысловую сторону мира взрослых. Это момент становления личности, когда ребенок впервые выбирает осознанно между «не хочу» и «надо», «должен» — «Но мама спит, и я молчу…». Как донести суть происходившего грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма? Много сказано слов на тему Победы, много произнесено речей, написано книг, статей, песен, стихотворений, снято кинофильмов. Много ещё скажут, потому что это – огромное горе, которое мы не имеем права забывать. Для современных дошкольников Великая Отечественная война – далекое время, непонятное и очень туманное. Да, говорить о войне надо. Но как говорить? Что рассказывать? Рассказывать ребенку нужно правду и только правду. Фальши ребенок не приемлет. Так рассказывать, «чтобы почувствовал малыш, когда вырастет… Что в страшном 41 –это он отступал. Что под Москвой насмерть – это он стоял. Что в доме Павлова – это он оборону держал. Что с партизанами под откос – это он поезда пускал. Что щит победы на Урале – это он ковал. Что с Зоей Космодемьянской: «Всех не перевешаете» — это он в лицо палачам бросал. Что вместе с Таней Савичевой в блокадном Ленинграде – это он дневник поминальный вёл. Что беженцев в Узбекистане дынями – это он встречал. Что покореженную ось истории – это он распрямил! Что если кто хаять подвиг дедов начнёт, да итоги войны передёргивать, фашистских прихвостней … жертвами выставлять, на нашу свободу и самобытность зариться… Что бы понял любой надменный, самодовольный вражина: рановато Русь со счетов списывать! Придёшь на Русь с мечом, среди «нечуждых тебе могил» упокоишься» — пишет М. Телегин. Рано или поздно придется рассказать ребенку о том, что такое война, почему в России отмечают 9 мая и 23 февраля. Главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме. Удобным поводом для такой беседы может стать канун Дня Победы. О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, и нужно периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и больше. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, необходимо показать ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Детские психологи считают, что рассказывать, отвечать на вопросы можно уже начиная с трех-четырех лет. Даже если взять русские сказки, там герои постоянно с кем-то воюют. Вокруг нас много образов, так или иначе связанных с войной: памятники, военная техника, люди в форме. Рано или поздно вопросы возникают сами. Очень важно, как о войне рассказать, чтобы и не испугать, и донести такие важные уроки человечества. У ребенка до 5 лет нет осознания конечности жизни, смерть для него довольно абстрактное понятие. Форсированное знакомство с тем, что каждый человек может умереть — риск появления страхов и повышенной тревожности. У детей очень конкретное мышление и когда им говорят о том, что папы уходили на войну, а мирных жителей убивали, у них возникают простые и очевидные для детского ума вопросы. "Мама, а ты не умрешь?" При этом малыш может застрять в страхе потерять близких. Можно рассказать детямо сути войны, просто и без подробностей, о том, как тяжело приходилось в быту. Во время войны у детей часто не было книжек и игрушек, было мало еды и совсем не было сладостей. В домах часто было холодно. Одна из хороших книг для дошкольников о войне Валентина Семенцова "Лист фикуса". Детям 6-8 лет уже можно чуть подробнее рассказывать о войне. При этомобязательно делать акцент на позитивном, а не на ужасах (эта рекомендация актуальна и для детей постарше, вплоть до подросткового возраста). Детям нельзя рассказывать о гибели детей. Ребенок уже понимает, что он смертен, но для него возможность умереть самому где-то далеко за горизонтом его реальности. Часто в представлении детей этого возраста только старые люди умирают. Так психика защищается, вытесняет те сведения, с которыми еще может не справиться. И вдруг, когда ребенок получает информацию, что это не так, он вдруг осознает: "И я! Я тоже могу умереть! Прямо сейчас!"В этот момент риск появления всевозможных страхов увеличивается в разы (темноты, быть одному, потери близких). Если ребенок впечатлительный, тревожный, чувствительный, то информация о смерти детей может повлечь за собой нарушение сна. Могут возникать тики или обостряться психосоматические заболевания. Устранять последствия порой приходится даже с помощью психолога. Можно рассказать о том, как соседи помогали друг другу, как делились едой или одеждой, как радовались жизни. Можно предложить поделиться семейными историями о своих героях, почитать детские книги (например, В. Драгунский "Арбузный Переулок", В. Осеева "Андрейка", Л. Воронкова "Девочка из города", Алексеев С. «Наташка», А. Митяев «Землянка») о том, как не отдавали свою землю врагу. Есть и хорошие советские фильмы, где война показана без лишней изнанки, но дает чёткое представление о том, как это было (например, "Иваново детство"). Детям 8-10 летуже можно рассказать именно про войну. Про то, как это страшно, когда близких можно потерять в любой момент, когда есть риск остаться без дома. Можно и нужно рассказывать о том, как дети помогали взрослым и как взрослые всеми силами старались уберечь детей. Ребёнок уже способен и осознать и запомнить. Можно уже о ходе войны, о её длительности, о том, как тяжело приходилось работать в тылу. О том, как дети помогали взрослым. Но не стоит рассказывать о концлагерях, газовых камерах и массовых убийствах, о пытках и прочей самой жестокой стороне войны. В ходе беседребенок может почувствовать страх, бессилие или горе и такие чувства совершенно нормальны, и именно с таких чувств отдельных людей и начинаются все положительные изменения, которые делают мир безопаснее и лучше. Необходимо рассказывать детям о том, что много тысяч людей по всему миру работают над тем, чтобы больше не было войн. Можно предложитьдетям тоже что-то сделать, чтобы они не чувствовали себя совершенно беззащитными и пассивными перед тем количеством плохого, которое есть в мире, объяснить, что они могут сделать окружающую среду более мирной и спокойной, такой, в которой люди будут чувствовать себя лучше. Например, можно нарисовать картинки про войну, послать какие-то вещи беженцам с воюющих территорий, придумать способы решения конфликтов без драк, не покупать видеоигры и так далее. Важно заметить, что говорить с дошкольниками о Великой Отечественной войне может только авторитетный, важный для них человек. Даже самое трагическое событие можно забыть. Так происходит и с Великой Отечественной войной — людей, которые прошли через военное время, в живых остается всё меньше. Ветераны уходят. Из памяти молодых стираются факты и даты, а подростки зачастую даже не знают элементарного: кто, с кем и почему воевал. Но один мудрый учитель-фронтовик однажды сказал: «Дети! Запомните! Как только вы забудете эту войну, так сразу ждите новую!». Поэтому рассказы о войне для детей так важны, и посвящать ребёнка в историю катастрофы мирового масштаба можно с самого раннего возраста. Гладилина Надия Усмановна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе МБДОУ ЦРР детского сада № 2 «Рябинушка» город Ульяновск
|