Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Многофункциональное дидактическое пособие «Красота родного края». |
Патриотизм детям | |||
Автор: Музыка Наталья Ивановна Жердева Татьяна Владимировна | |||
14.05.2024 17:08 | |||
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Многофункциональное дидактическое пособие «Красота родного края». Возрастная категория: 5-7 лет. Авторы:
МАДОУ д/с №102, г. Новосибирск. Актуальность: В конституции РФ зафиксирована «Общенародная ответственность перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности». В Послании Президента В.В. Путина Федеральному собранию РФ (декабрь 2012) и в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (в редакции от 29. 05. 2015) – президент наметил для страны «…нравственные ориентиры», сформулировал национальную идею (6, с. 1), «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
На современном этапе общепризнано — ознакомление с родным краем, его историей и культурой, красотой природного и рукотворного мира, неразрывно связано с формированием у дошкольников чувства патриотизма и развитием духовности. Содержание работы педагогов и родителей по ознакомлению детей с историей малой Родины, ее природой, стремление ее сохранить будет способствовать единению семейных поколений, развитию, совершенствованию чувства патриотизма, духовности старших дошкольников и их родителей. В образовательных программах дошкольного образования основные цели в работе с детьми по направлению «Познавательное развитие» определены следующим образом: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности». Наряду с традиционными методиками для развития познавательной сферы детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Мы считаем, что наиболее эффективной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности расширению познавательной сферы детей дошкольного возраста, является метод макетирования. В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребёнка. Ребёнок в процессе использования макетов в игре начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных, пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующих независимо от действий и желаний самого ребёнка. Игра с макетами по теме родного края является более высокой степенью развития познавательной сферы детей, она востребована детьми и способствует «…Формированию гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Цель: осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре малой Родины- городу Новосибирску; воспитание любви и привязанности к родному краю. Задачи:
Планируемый результат:
Характеристика дидактического пособия. Размер пособия: длина – 80 см, ширина – 60см. Данное пособие- макет, имеет твердую, фиксированную основу- фанера. Рельеф сделан из пеноплекса разной фактуры. При создании макета использовался клей ПВА, горячий клей. Для придания фактуры использовали шпаклевку, акриловые краски, стабилизированный мох, искусственные, макетные деревья и трава, разной фактуры, эпоксидная смола. Для создания домов, моста, заборов использовали древесину, шпон. Все материалы, используемые при создании макета- безопасны. При необходимости, макет может дополнятся различным дидактическим материалом в зависимости от целей и задач педагога. К пособию прилагается разнообразный дидактический материал:
Рекомендации по использованию дидактического пособия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. В работе с пособием используются различные варианты игровых заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Макет может использоваться педагогом, как в ходе НОД, так и детьми в самостоятельной деятельности в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры. Играя с пособием, у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень нагляднодейственного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Игра №1. «А у бабушки в деревне». Цель: обогащение представления детей о малой Родине: поддержание любознательность по отношению к родному краю. Краткое описание: воспитатель в игровой форме рассказывает детям об обустройстве деревни. Предлагает детям внимательно рассмотреть макет. Спрашивает из чего построены дома в деревне. Рядом с какими объектами строились дома. Что интересного они увидели на макете. Для чего дома огораживались забором. Предложить детям дополнить макет различными атрибутами (фигурками людей и животных). После знакомства с макетом, проводит рефлексию, так же можно посетить с детьми комнату «Русская изба» посмотреть обустройство избы изнутри. Игра №2 «Дикие и домашние животные». Цель: формирование представлений у детей о многообразии объектов животного мира, их сходстве и различии во внешнем виде, образе жизни и поведении. Краткое описание: воспитатель предлагает детям фигурки диких и домашних животных, распределить по макету, кто из животных, где живет. Просит назвать их характерные особенности, различие во внешнем виде, образе жизни. Уточнить у детей, какую пользу приносят домашние животные людям. Игра №3 «Домашние животные и их детеныши». Цель: закрепление представлений у детей о домашних животных и их детенышах, их сходстве и различии во внешнем виде. Краткое описание: на макете расставлены фигурки взрослых домашних животных и птиц. Отдельно стоят фигурки их детенышей. Воспитатель просит детей помочь найти «родителей» для каждого малыша, проговаривая названия животного, или птицы, чем отличаются друг от друга. Просит изобразить звуки, которые они издают. Игра №4 «Что растет на грядке?». Цель: закрепление знаний детей об овощах: где растут, способы уборки, как употребляют в пищу, чем полезны. Краткое описание: предложить детям найти на макете место, где же можно посадить овощи. Уточнить знания детей, что необходима для роста растений. С помощью воздушного пластилина совместно с детьми слепить «модели» овощей. Уточнить знания детей, чем они полезны для человека, как за ними необходимо ухаживать. Занятие №1 «Профессии нужные селу». Цель: обогатить представления детей дошкольного возраста о труде взрослых, которые проживают в деревне; поддержание любознательность по отношению к родному краю. Кратное описание: дать детям представление о том, какие профессии нужны в сельской местности. Работа с макетом: на макете поставлены различные макетные фигурки (животных, с/х техника, фигурки овощей и фруктов, древесины), просим детей соотнести профессии с предметом на макете. Игра №5 «Правила безопасного поведения за пределами города» Цель: закрепление представлений у детей старшего дошкольного возраста о опасных ситуациях, которые могут возникнуть за пределами города; закреплять навык предвидеть опасные ситуации и правильно действовать при их возникновении. Краткое описание: воспитатель предлагает поиграть детям в «Волшебный мешочек». Дети поочередно достаю из него предмет, ставят на макет и называют опасность, которая несет данный предмет, рассказывает, как правильно вести себя в подобной ситуации. (Человек, домашние животные, насекомые, грибы, автомобиль, с/х техника, инструменты (литовка, вилы, лопаты, грабли), льдины (правила поведения на воде) и т.д. Игра №6 «Сказки». Цель: обогащение опыта освоения детьми групповых форм совместной деятельности со сверстниками. Краткое описание: перед игрой, воспитатель вспоминает с детьми знакомые русско-народные сказки, действия в которых происходили в деревне, или в лесу. Вспоминают сюжет сказки и главных героев. Педагог предлагает детям на макете разыграть знакомую сказку, самостоятельно распределить роли. По окончании игры, провести рефлексию и предложить детям самостоятельно сделать атрибуты для следующей сказки. Занятие №2 «Водные ресурсы родного края». Цель: расширение представлений детей о разнообразии водных ресурсов родного края: река Обь, Обское водохранилище, река Каменка, озеро Собачье. Краткое описание: закрепить и расширить знания детей о разнообразии водных ресурсов г. Новосибирска (р. Обь, Обское водохранилище, подземная река Каменка, озеро Собачье). Закрепить знания детей о значении и роли водных ресурсов в жизни человека, о необходимости сохранять чистоту водоемов. Уточняет знания детей о том, какой водный источник находится рядом с их домом. Работа с макетом: педагог демонстрирует макеты детям, объясняя, почему люди строили дома возле водных источников и для чего необходимо сохранять их в первозданном состоянии. Серия занятий по макетированию «Озеро Собачье» Цель: закрепить знания детей о разнообразии водных ресурсов родного края, воспитать стремление беречь водные ресурсы.
Занятие №3 «Лес – наше богатство». Цель: формирование представлений о лесе как о доме для птиц, животных и растений, о роли человека в сохранении леса. Краткое описание: закрепить и расширить знания детей о значении леса в жизни диких животных, птиц и человека. Уточнить знания детей, о том, что дает лес человеку. Расширить знания детей о том, почему человеку важно его беречь и восстанавливать. Работа с макетом: игра «Закончи предложение»: перед детьми на макете стоят фигурки диких животных, дети должны сопоставить ответ на загадку с фигуркой животного. Педагог говорит о том, что действительно, лес — это дом для диких животных и птиц. Игра «Посади дерево». Педагог предлагает детям восстановить лес на примере макета. Дети рассматривают макет, выбирают место, куда необходимо посадить деревья (берега рек, склоны) и выставляют макетные деревья на выбранные места. Игра № 7 «Экологические знаки». Цель: способствовать усвоению детьми правил поведения в природе, формируя понимание ценности живого, воспитывает желание защитить и сохранить живую природу. Краткое описание: в начале игры проговорить с детьми о правилах поведения в природе. Воспитатель показывает макет, с которым дети уже знакомы. Спрашивает детей, что изменилось. Дети видят, что по макету разбросан мусор. Делают предположение, что с макетом кто-то неаккуратно играл. Воспитатель предлагает детям убрать мусор с макета и установить на нем экологические знаки. Занятие №4 «История нашего города» Цель: обогащение представлений детей о малой Родине: поддержание любознательность по отношению к родному краю. Краткое описание: воспитатель предлагает рассмотреть пары фотографий. Найти сходство и отличие (зданий, строений, дорог, транспорта и т.д.). Спрашивает у ребят, как они думают, почему на фотографиях есть что-то общее, но они так сильно отличаются между собой. Рассказывает о том, что г. Новосибирск раньше назывался Новониколаевском, и более ста лет назад не было многоэтажных домов, как сейчас. Люди селились рядом с реками в небольших домах. Воспитатель показывает макет. Спрашивает у детей. Что они видят на макете? Чем он отличается от г. Новосибирска сейчас? Показывает на макете лошадь с телегой, лодки и т.д. Воспитатель рассказывает о том, что город стал расти благодаря строительству железной дороги, которая соединила правый и левый берег города. Когда город вырос, то получил новое название -Новосибирск. Список используемой литературы:
|