Проект «Путешествие в республику Бурятия»
Авторы проекта: Топилина Мария Николаевна. Организация: ГБОУ школа № 1788 ОП 16, группа №10, Населенный пункт: г.Москва
Тема проекта: патриотическое воспитание как основа формирования нравственного облика ребёнка.
Участники проекта:
- дети старшей группы
- воспитатели
- родители
Вид проекта: творческо-исследовательский, коллективный и информационно-развлекательный.
Срок реализации: с 23. 10. 24. – 03. 11. 24.
Характеристика проекта:
Скачать конспект
Противоречия: Россия всегда являлась многонациональным государством. Невозможно иметь полное представление о России, не имея представление о культуре, быте, жизни других народов живущих в ней. Сибирь можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. Буряты – это один из народов, населяющих Сибирь. Знакомство детей с бурятским народом, их бытом, трудом, культурой, традициями, национальным костюмом – это возможность пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к культуре народов Сибири и других регионов России.
Проблема: Дети дошкольного возраста мало знают о традициях и культуре других народов, проживающих в нашей стране.
Актуальность: В нашу группу ходит мальчик, представитель Бурятского народа. Но, как оказалось, ребята ничего не знают про Республику Бурятия. В нашем регионе живут люди разных национальностей, поэтому воспитание в детях толерантного отношения к другим народностям – важная задача работы педагога.
Новизна проекта:
Ценность проекта состоит в изучении регионального фольклора с детьми дошкольного возраста. На его основе узнать историю края, традиции народа, культуру, обычаи – это способствует формированию у детей толерантности, воспитывает чувство патриотизма.
Цель: знакомство детей с народами, проживающими на территории на шей страны, в частности знакомство с республикой Бурятия; приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре, традициям бурятского народа.
Задачи:
- Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую ознакомлению детей с культурой и традициями бурятского народа.
- Пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к культуре бурятского народа через знакомство с особенностями образа жизни, культуры, обычаев, традиций, фольклора и национальной одежды русских и бурят.
- Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о бурятском и русском народе в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
- Формировать коммуникативные навыки при помощи народных игр и танцев
- Формировать у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям народов, населяющих Россию.
- Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам бурят.
- Способствовать активному участию родителей в организации досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями бурятского народа.
Методы и приемы:
- сбор информации
- работа с литературой
- обработка собранной информации
- беседы
- практические задания
- досуговая деятельности
Формы реализации:
Непосредственная образовательная деятельность;
Совместная деятельность взрослого и ребенка;
Художественно-творческая деятельность.
Срок реализации: краткосрочный.
Проблема: Дети дошкольного возраста еще плохо ориентируются в многообразии народов, проживающих на территории России. Но отмечают некоторые различия как во внешнем виде так и во внутреннем. Важно воспитание в детях толерантного отношения к другим народностям.
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся с традициями, обычаями, играми, национальными костюмами бурятского народа.
Этапы работ:
I Этап. Подготовительный (23. 10-24. 10.):
- Довести до участников проекта важность данной проблемы.
- определение цели и задач проекта
- Подобрать методическую, научно- популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме «Республика Бурятия».
- Подобрать материалы для игровой и познавательной деятельности.
II Этап. Практический этап (25. 10-01. 11. 09):
- работа с детьми;
- взаимодействие с родителями.
III этап. Заключительный (02. 11. – 03. 11.)
- Проведение досуга «Гости из Бурятии»
- подведение итогов реализации проекта;
- соотнесение ожидаемых и реальных результатов.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА:
Число
|
Практический этап
|
Ответственный
|
23.10.2023
|
- Подбор наглядного материала(карта России, выделенный на ней регион, герб, флаг Бурятии, );
- Подбор народной бурятской музыки: Ёхор;
- работа с родителями: изготовление стенгазеты «Моя Бурятия»
- Приглашение семьи 02.11.23. на досуг в национальных бурятских костюмах
|
Топилина М.Н.
|
24.10.2013.
|
- Подбор художественной литературы с картинками: бурятские народные сказки;
- Подбор презентации и мультфильма:«Мульти-Россия» - Республика Бурятия
|
Топилина М.Н.
|
25.10.2023
|
- Совместное изготовление детей и родителей национальных головных уборов Бурятии;
- Рекомендации родителям совместно с детьми посетить«Международную выставку-форум "Россия", которая проходит на ВДНХ
- Беседа с детьми: «Республика Бурятия. Символика»
|
Топилина М.Н.
|
26.10.2023
|
- Просмотр мультфильма:«Мульти-Россия» - Республика Бурятия
- Коллективная поделка детей «Жилище Бурят - юрта»
|
Топилина М.Н.
|
27.10.2023
|
- Чтение художественной литературы: бурятские народные сказки «Снег и заяц», «Зима и лето», «Ленивый филин», «Медведь и сорока», «Легенда об Иркуте»(по выбору детей)
- оформление выставки совместно с родителями, педагогами и детьми около группового помещения «Республика Бурятия»
|
Топилина М.Н.
|
30.10.2023
|
Разучивание бурятского народного хоровода-танца «Ёхор»
Знакомство с народной бурятской игрой «Шаган Наадай»
|
Топилина М.Н.
|
31.10.2023
|
Рисование «Животные Бурятии»
|
Топилина М.Н.
|
01.11.2013.
|
Объемная аппликация «Буряты»
|
Топилина М.Н.
|
02.11.2023.
|
Досуг«Гости из Бурятии» с привлечением родителя одного из воспитанников нашей группы, которые по национальности являются Бурятами (Семья Жамсоевых)
Приглашение на досуг другой группы, с целью ознакомления с соседней республикой
|
Топилина М.Н.
|
03.11.2023.
|
Беседа с детьми «Что вам больше всего понравилось в путешествии по Республики Бурятия?»
|
Топилина М. Н.
|
Ожидаемые результаты:
- дать представление о многообразии народов и культур России
- последовательное приобщение детей к социальной этнокультурной действительности в познавательной, творческой деятельности
- заинтересовать родителей культурой соседних с нами республик
- вовлечь родителей в жизнь детского сада
Итоги проекта (вывод):
Входе реализации данного проекта, мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность заинтересовывает детей в изучении другой культуры и национальности. Данный опыт показал, что не только дети с интересом изучали соседнюю республику, но и родители с интересом и удовольствием вовлеклись в изучение данной республики. Очень приятно все были удивлены, что в нашей группе находится мальчик , яркий представитель данной национальности. Семья бурятов с удовольствием посетила нашу группу и показала детям свои обычаи и традиции, национальные танцы и игры, а так же продемонстрировала свой язык.
Используемая литература:
- Детская энциклопедия «Все обо всем»
- http://www.multirussia.ru
- Бурятские народные сказки
|