Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Семинар – практикум «Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
Патриотизм детям
Автор: Клянчина Оксана Александровна   
25.11.2024 18:07

Семинар – практикум «Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»Семинар – практикум «Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей.

Организацию взаимодействия с семьями воспитанников следует осуществлять в условиях партнерства и понимания приоритетной доли участия родителей в воспитании и социализации своих детей.

Цель взаимодействия педагогов с родителями: формирование обобщенного представления родителей в вопросах воспитания патриотизма у дошкольников.

Задачи:

  • привлечь родителей к обсуждению и решению вопросов патриотического воспитания дошкольников
  • раскрыть сущность и значение взаимодействия родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей
  • познакомить с формами и методами проведения мероприятий, направленных на решение задач патриотического воспитания
  • показать родителям роль семьи в нравственно — патриотическом воспитании
  • выработать согласованные действия педагогов и семьи по вопросам патриотического воспитания.

К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. При организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, рекомендуются вариативно использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества.

Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, патриотического, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективно решать всем вместе. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению к школе он более чем на половину сформирован как личность. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющем в формировании внутреннего мира ребенка. Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственно – патриотических качеств Работа с семьей – важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач: — установление единства в воспитании детей; — педагогическое просвещение родителей; — изучение и распространение передового опыта семейного воспитания; — ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения. Привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей.

Какие основные задачи стоят перед ДОУ по работе с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию детей:

  • Изучение семей детей
  • Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения по воспитанию патриотических чувств
  • Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей

- Просвещение родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания детей.

Формы работы с родителями:

1) Массовые:

  • Совместные мероприятия для педагогов, родителей и детей
  • Родительские собрания
  • Конференции и консультации
  • Вечера для родителей
  • Дни открытых дверей
  • КВН, викторины, праздники
  • Совместное творчество
  • Выпуск Газеты
  • Концерты

- Соревнования.

2) Индивидуальные:

  • Беседы
  • Посещения на дому

- Выполнение индивидуальных поручений.

3) Наглядно-информационные:

- Информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)

- Информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)

Работа с родителями в рамках практического блока строится по двум направлениям:

  1. Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы и т. п.).
  2. Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства в ходе реализации каждого из тематических проектов.

Некоторые направления работы:

- Проведение родительских собраний ( «Нравственные отношения в семье и в детском саду» и др.)

  • Индивидуальных консультаций с родителями
  • Создание информационных уголков в группах
  • Участие в подготовке и проведении народных календарных праздников
  • Издание информационных стендов
  • Оформление выставок детских работ и совместного творчества
  • Создание фотовыставок
  • Разработаны информационные материалы для родителей по народным календарным праздникам
  • Создание мини-музея в каждой возрастной группе

Только эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество — это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова "взаимодействие" объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Проанализируем значение слов «воспитание», «нравственность» и «патриот» изучив различные источники: словарь В. И. Даля, психолого-педагогический словарь, словарь Википедия. Можно сделать выводы, что:

  • «воспитание» — это создание благоприятных условий, для комплексного формирования личности с самого раннего возраста;
  • «нравственность» — это духовное воздействие на внутреннее миропонимание человека, через исторический опыт народа. От этого будет зависеть и третья составляющая – «патриотизм»
  • «патриотизм» — это любовь к Родине.

Эти три компонента могут применяться только в единстве.

Одним из новых направлений в системе работы семьи и дошкольного учреждения в современном образовательном процессе можно считать организацию клубной деятельности. Родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. На сегодняшний день родители выступают не только в роли заказчика, но и имеют возможность объективно оценить уровень работы ДОУ. Поэтому для построения эффективного взаимодействия детского сада и семьи в нашей группе был создан родительский клуб «Гномики», в рамках которого были использованы как традиционные, так не традиционные формы сотрудничества, позволяющие определить степень удовлетворения индивидуальных запросов родителей.

Основной целью родительского клуба является развитие духовно-нравственных качеств личности у детей путем вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс. Взаимодействие с семьями воспитанников (в рамках Клуба) реализуется через разнообразные формы: традиционные (родительские собрания, педагогические беседы, тематические консультации, выставки детских работ, папки-передвижки, информационные стенды и др.) и нетрадиционные (праздники, конкурсы, литературно-музыкальные гостиные, посиделки) формы общения.

В заключении хотелось сказать, не останавливаться на достигнутом, искать новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих родных и близких. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы нравственно – патриотического воспитания детей.

Есть много вариантов сотрудничества с родителями, которые известны педагогам и ими активно используются.

Предлагаю поиграть. Вы – педагоги. Сегодня есть возможность представить себя в роли родителей своих воспитанников. Эти игры можно использовать в работе с родителями для развития общения педагогов и родителей и обмена необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в детском саду, например, на родительском собрании.

1. Игра «Цветы»

Вариант 1.

Ход игры:

(Звучит музыка). Предложить педагогам представить себя в образе одного из цветов и нарисовать этот цветок, вырезать и прикрепить на «поляне» (лист ватмана на доске). «Цветы» все разные, так и в жизни, у каждого человека свой неповторимый характер, увлечения, мнения..

Но сегодня нас здесь объединяет наша профессия-воспитатель.

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Работа с родителями — это процесс общения разных людей, в котором очень важно помнить «Золотое правило нравственности»: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» Кант.

2. — Уважаемые педагоги, «родители», давайте сегодня поговорим о наших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья.

-Что такое «семья»? Каково Ваше мнение? (Ответы воспитателей)

-Да, семья – это, прежде всего, любовь.

Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.

Для чего человеку семья?

Думаю, каждый ответит по-своему, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья — не могут дать то, что может дать семья.

2. Сейчас я предлагаю Вам сыграть в одну игру «Ассоциации».

Итак, все, что для этого нужно, — услышать задание и постараться дать ответ, первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.

- Если семья — это постройка, то она…

- Если семья — это цвет, то она…

- Если семья — это музыка, то она…

- Если семья — это геометрическая фигура, то она…

- Если семья — это название фильма, то она…

- Если семья — это настроение, то она…

-Если семья – это страна, то она называется…

-Если семья – это фрукт, то это…

-Если семья – это известный литературный персонаж, то это…

-Если семья – это животное, то это…

Я: -В ходе этого упражнения мы с вами увидели, что у каждого свои ассоциации связанные с таким понятием как Семья!

У каждого свое видение и свое представление о семье.

3. Упражнение «Закончи предложение»

Воспитатель начинает предложение и передаёт эстафету следующему воспитателю, который его продолжает или раздает предложения желающим воспитателям..

«Моя любовь к ребёнку заключается…»

«Когда ребёнок выводит меня из себя, я

«Я очень быстро прощаю своего ребёнка, потому что…»

«Если ребенок провинился…»

«Когда моему ребёнку посторонние люди делают замечания…

«Общение с ребенком – это…»

4. Задание. «Доскажи пословицу»

Ведущая. Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много разных пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи, давайте сейчас мы их попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Начало пословицы или поговорки будет предложено, вам надо будет вспомнить ее окончание.

- Где любовь и совет. (там и горя нет).

- В родной семье и. (каша гуще).

- В семье согласно. (так идет дело прекрасно).

- В своем доме и. (стены помогают).

- В прилежном доме густо. (а в ленивом доме пусто).

- В каждой избушке. (свои погремушки).

- В гостях хорошо. (а дома лучше).

- В дружной семье. (даже в холод тепло).

5. Задание «Кто кому сват»

Ведущая. Но ведь семья – это не только муж и жена. Это и дети, и внуки, и многочисленная родня с обеих сторон. Когда мужчина и женщина соединяют свои судьбы, все их родственники так же роднятся между собой, но иногда люди даже не знают, как друг друга называть. Давайте мы с вами сейчас попытаемся определить, кто кому сват!

Брат отца (матери) – дядя.

Сестра отца (матери) – тетя.

Отец жены – тесть.

Мать жены – теща.

Брат жены – шурин.

Брат мужа – деверь.

Сестра мужа – золовка.

Сестра жены – свояченица.

Отец мужа – свекор.

Мать мужа – свекровь.

Дочь (сын) брата, сестры – племянница, племянник.

Матери жены и мужа друг другу – сватьи.

6. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Игра «Дерево»: у вас на столах цветная бумага и ножницы. Я предлагаю вырезать сердечки и написать на них пожелание нашему коллективу, и потом наклеить на дерево. Ведь мы – коллектив, мы- семья. И перед нами одни и те же задачи- растить наших детей здоровыми, счастливыми, активными.

7. А в конце нашего семинара хотелось бы рассказать вам притчу:

«В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».

Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.

В наших руках Судьба ребенка, уважаемые взрослые!

-На этом наша встреча подходит к концу, большое спасибо за активное участие. Взаимодействие родителей и детского сада — это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. Желаю всем творческих успехов, мира и здоровья!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год