Семинар-практикум «Использование интерактивных приемов в воспитании уважительных чувств к Родине, к представителям разных национальностей» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Куркина Елена Леонидовна Кинжалова Ирина Викторовна | |||
20.12.2024 19:11 | |||
Семинар-практикум «Использование интерактивных приемов в воспитании уважительных чувств к Родине, к представителям разных национальностей» Похвистнево, 2024 г. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» С. Михалков. Цель: развитие творческого потенциала педагогов, компетентности в вопросах патриотического воспитания дошкольников. Задачи:
Ход семинара Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами семинар-практикум на тему «Использование интерактивных приемов в воспитании уважительных чувств к Родине, к представителям разных национальностей».
Для начала предлагаем вам поиграть. Если вы согласны с данными утверждениями, то, пожалуйста, выполняйте предложенные действия. Если вы полагаете, что для человека более важна практическая информация, чем теоретическая – похлопайте в ладоши. Если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения – дотронетесь до кончика носа. Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов – помашите рукой. Если вы полагаете, что при обучении эмоции важны – приложите ладони к щекам. Если вам нравится получать новые знания – улыбнитесь. Наблюдая за вами в ходе игры, я заметила, что для вас, как и для нас важны и эмоции, и индивидуальность, и практическая деятельность для закрепления опыта. И я надеюсь, что именно это поможет нашему сегодняшнему сотрудничеству. Сегодняшний семинар позволит повысить компетентность в вопросах патриотического воспитания; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить контакт между педагогами нашего детского сада. Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. В этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. В основе патриотического воспитания лежит ценность Родины. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу. Для воспитания юных патриотов мы используем разные технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике. Шагая в ногу со временем, учитывая современные требования и тенденции педагогической практики, внедряем инновационные приёмы, которые позволили добиться положительных результатов. В настоящее время наиболее актуальны и приемлемы интерактивные формы воспитательной работы, которые позволяют проявить детям свои творческие способности. Хотелось бы спросить у вас: а, как вы понимаете суть интерактивного обучения и, что такое патриотизм? …… Прежде чем рассматривать интерактивные приемы воспитания необходимо определить, что означает понятие «интерактивный». Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» ( «inter» – «взаимный», «act» – «действовать»). Интерактивный –взаимодействующий или находящийся в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или с кем-либо. Интерактивность ориентирована на более широкое взаимодействие воспитанников не только с педагогом, но и друг с другом, а также на доминирование активности детей в процессе обучения. Место воспитателя на интерактивных занятиях, сводится к направлению деятельности детей на достижение целей занятия. Воспитатель разрабатывает план занятия, обычно это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ребенок изучает материал. Формы организации интерактивного взаимодействия:
Для дошкольников наиболее подходящим методом обучения является интерактивная игра. Методики проведения этих игр способствуют развитию познавательной деятельности, навыков критического мышления, самостоятельности в поиске решения проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок. Алгоритм проведения интерактивной игры с дошкольниками:
Внедрение интерактивных технологий в детском саду осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей детей:
«Хоровод» На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста. «Цепочка» Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания. «Карусель» Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества. «Интервью» На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью». Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый- ребёнок», «ребёнок-ребёнок». «Работа в малых группах» (тройках) В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим. «Аквариум» «Аквариум» – форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль. «Большой круг» Технология «Большой круг» – это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу. «Дерево знаний» Для успешного овладения ребенка коммуникативной деятельностью внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку. Предлагаем создать макет «Родина у нас одна» с новыми – современными символами с помощьюинтерактивного голосования. Для начала, я предлагаю выбрать по одному предмету из предложенного набора, который по-вашему мнению, уже в мире считают символом России.
Поместим их вместе, такими нашу страну представляют многие иностранцы, а теперь поднимите руки те, кто каждый день пьет чай из самовара, ходит в валенках, играет на балалайке, приобретает в качестве подарка матрёшку. Мы с вами убедились, что считая эти предметы символами России в современном мире, они стали историческим прошлым страны. Но мы же с вами патриоты России и для нас она самая-самая самая. Сейчас с помощью интерактивного голосования используя мультимедийные технологии мы создадим макет, состоящий из современных символов России. Для создания макета, используем следующие категории для голосования: 1 категория. «Исторические события». Мы представляем вашему вниманию следующие исторические события… Предлагаю вам проголосовать за три события, наиболее важные, по вашему мнению, для нашей страны. При проведении такого голосования с детьми я использую события наиболее значимые и понятные для них, этот прием помогает так же популяризовать исторические события нашей страны. Подсчитав голоса, помещаем выбранные вами события на наш макет. 2. Следующая категория для голосования «Знаменитые люди», Поднимите карточку с номером той личности, которая, по вашему мнению, внесла большой вклад в развитие России и достойна стать символом страны. Подсчитаем голоса и поместим их на наш макет. 3. Следующая категория «Чудеса России». В нашей стране их множество. Но сегодня мы обратимся к семи чудесам России. Попробуйте их назвать.
Предлагаю вам выбрать по одному объекту, на ваш взгляд, достойному стать первым чудом России и, поместив его на карте, объяснить свой выбор. По итогам голосования эти объекты мы помещаем на наш макет. 4. Ни одно дело не спорится без песни, в каждое время они были разные, помогали и в горе, и в радости… каждый хранит в сердце какой-то мотив. Предлагаем вам выбрать наиболее близкую для вас песню с помощью аплодисментов. И та песня, которая получит наибольшее количество аплодисментов, займет достойное место среди остальных символов. 5. Перейдем к следующей категории. Какая бы не была большая страна, у каждого из нас есть уголок, который наиболее близок нашему сердцу. Это наш край, Самарская область. Сейчас каждая группа создаст макет нашей области, выбрав 3 объекта, который, по вашему мнению достоин быть символом Самарской области. Категории: природа, архитектура, памятники, знаменитые люди. Поместите фотографии объектов на карту, объяснив свой выбор. Подведем итоги голосования…данные объекты занимают место на нашем макете. При работе с дошкольниками эта категория является более доступной, так как образ Родины у них начинается с «маленького уголка» своего родного города, своего родного края. Итак, по итогам интерактивного голосования мы создали макет «Родина у нас одна» с новыми – современными символами. Это конечно может быть совсем другой макет, с другими символами, с другими категориями, с другим распределением голосов. Тем и интересна эта технология в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию, что каждый раз позволяет поддерживать интерес детей и стимулировать их любознательность, воспитывать чувство гордости за свою страну. Наш семинар-практикум закончился, друзья! И время поводить итог. Скажу с уверенностью я- Во многом вы мне помогали. Как опыт детям передать, В семье традиции хранить И родину свою любить.
|