Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогические возможности мини-музея «Самарский край — моя малая Родина» в патриотическом воспитании дошкольников.
Патриотизм детям
Автор: Захарова Жанна Николаевна Жуйкова Елена Николаевна Дворцова Людмила Пеоровна   
23.01.2025 16:17

Педагогические возможности мини-музея «Самарский край — моя малая Родина» в патриотическом воспитании дошкольников.Педагогические возможности мини-музея «Самарский край — моя малая Родина» в патриотическом воспитании дошкольников.

  • Захарова Жанна Николаевна, воспитатель 1 категории МБДОУ Детский сад N 328 г.о. Самара;
  • Жуйкова Елена Николаевна, воспитатель 1 категории МБДОУ Детский сад N 328 г.о. Самара
  • Дворцова Людмила Петровна, воспитатель 1 категории МБДОУ Детский сад N 328 г.о. Самара

В современных условиях одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и желание сохранить и приумножить богатства своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в дошкольном детстве и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родному краю, родной стране.

 

Задача патриотического воспитания традиционно решается через реализацию разнообразных форм и методов работы с дошкольниками. Одной из форм такой работы, дающей отличные результаты, является музейная педагогика. Именно музейная педагогика может стать помощником в решении многих проблем воспитания культурной личности ребёнка, поможет заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научит их правилам общения и умению жить среди людей.

В 2023 году в нашем детском саду был создан мини-музей «Самарский край – моя малая Родина». Создание музея в детском саду было обусловлено необходимостью включения в воспитательную систему ДОУ регионального компонента «Патриотическое воспитание» посредством введения программы патриотического воспитания для воспитанников дошкольного возраста «Я живу на Самарской земле» (авторыДыбина О.В., Анфисова С.Е., Козлова А.Ю., Ошкина А.А., Сидякина Е. А.)

Целью нашего проекта является гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников, воспитание будущих достойных граждан России.

Для достижения данной цели перед педагогами были поставлены следующие задачи:

  • Организация музейной работы, выставок, посвященных малой Родине.
  • Воспитание любви к родному краю, городу, дому, близким.
  • Вовлечение родителей в процесс формирования основ патриотизма и предпосылок гражданственности у дошкольников, воспитание будущих достойных граждан России.
  • Развитие познавательной деятельности воспитанников.
  • Воспитание чувства гордости, толерантного отношения к народам ближайшего национального окружения, уважения к их обычаям и традициям.
  • Создание условий для формирования первоначального опыта приобщения к природе родного края, учить ощущать ее красоту и близость ко всему живому, привлекая средства народной культуры.
  • Развитие активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.
  • Совершенствование навыков коммуникативности.

Мини-музей детского сада используется для проведения познавательных занятийи развлеченийс использованием средств ИКТ, различных элементов театрализации, фольклора, веселых хороводных и имитационных игр, игр с заводными и сюжетными игрушками, игр с элементами ряженья. на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. У дошколят хорошо развивается речь, увеличивается словарный запас, необычайно расширяется кругозор, дети получают положительные эмоции, учатся воображать. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора и вызвать желание узнать больше. Дошколята привлекают родителей для поиска новых материалов для экспозиции. В результате чего у родителей выработалась активная позиция, появилась ответственность за духовно-нравственное становление своих детей. Главное, мы достигли цели: создано общеразвивающее пространство — мини-музей, которыйпомогает педагогам вести работу подуховно-нравственному воспитанию, позволяющий сплачивать коллектив и дающий возможностьтворческой деятельности.

Музейная педагогикаможет представлять собой конструктивную альтернативу традиционной организации образовательного процесса дошкольного учреждения. В настоящее время такая работа актуальна и трудна, требует большого такта и терпения, поскольку в молодых семьях вопросы патриотизма и гражданственности зачастую не считаются важными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» М.: Изд-во ЦГЛ, 2008. «Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – *патриотических чувств». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  2. Ванслова Е.Г. Культура и дети. Взгляд музейного педагога. – Москва: Агентство «Мегаполис», 2012 г. – (Музей и подрастающее поколение). http: //getallbooks. website/elena_vanslova_kuljtura_i_deti_vzglyad_muzeynogo_pedagoga_1QJ89/
  3. Ванслова Е.Г. Дети и система ценностей или Как стать счастливее. – Москва: Агентство «Мегаполис», 2012 г. – 168 с. — (Музей и подрастающее поколение).
  4. Вербенец А.М. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов. – СПб., 2008. — 207 с.
  5. Гашук Е. А. Технология музейной педагогики. – Волгоград: Учитель, 2018. – 181 с. https: //www. labirint. ru/books/649575/
  6. Карачунская Т. Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: интегрир. занятия / Под ред. К. Ю. Белой, Т. С. Комаровой. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 57с. — (Серия "Программа развития").
  7. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Программа. – СПб: Детство-Пресс, 1999.
  8. Цепина, Т. Музей в детском саду / Т. Цепина; Т. Цепина // Дошкольное воспитание. — 2007. — N 5. — С. 124-125. «Воспитание нравственных чувств у дошкольников» /Под ред. А.М. Виноградовой. — М., 1991.
  9. ГОС общего образования. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //rusla. ru свободный — Загл. с экрана.
  10. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. М.: Институт культурологии, 2001. — 223 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 3 (365) выйдет
2 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год