ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Патриотизм детям | |||
Автор: Смоликова Елена Анатольевна Малькова Ульяна Владимировна Сапожникова Любовь Юрьевна | |||
06.02.2025 12:28 | |||
Авторы: Сапожникова Л.Ю., воспитатель, Малькова У.В., воспитатель, Смоликова Е.А., учитель-логопед, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад № 8 «Тополёк» комбинированного вида Чебаркуль 2024 г. 1. Пояснительная записка Гармоничное развитие ребенка — основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания. Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка — дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу.
Дети должны понять, что их город, лес, река, поле — частица Родины. Дошкольникам надо знать, какие заводы есть в родном городе; о лучших людях родного края. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что и в родном городе можно побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной край интересен всем, кто сюда приезжает, побуждает гордость и уважение. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы, воспитатели, всегда обращаемся к дидактической игре. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина — он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда — никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...». 2. Актуальность, характеристика проекта, цель и задачи Актуальность Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Детство — каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Малыши с 3 до 6 лет, то есть с периода начала посещения детского сада, находятся в процессе закладывания и формирования ориентиров личности, что позволяет наиболее эффективно проводить воспитательную работу. Любовь к своей Родине — нравственный ориентир, который во многом определяет личность. И начинать воспитывать это чувство необходимо с ранних лет жизни, только тогда патриотизм станет неотъемлемой частью духовного мира человека, достойного гражданина страны. Система патриотического воспитания реализуется в системе образования Российской Федерации в значительном количестве направлений, программ и мероприятий, охватывая все уровни образования и все субъекты Российской Федерации. Характеристика проекта Проект по патриотическому воспитанию в логопедической подготовительной к школе группе «Радуга. Тема проекта: «Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников» Тип проекта: информационно-творческий Вид проекта: долгосрочный Срок реализации: с сентября 2023года по май 2024 года Участники проекта: дети, родители, педагоги Цель работы Создать полную подборку различных видов игр и использовать её в своей работе по патриотическому воспитанию детей, формирование социально — активной личности через игру. Задачи:
Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников ведется по следующим блокам:
В процессе игровой деятельности происходит всестороннее развитие личности ребенка. Дидактические игры являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны ребенка: волю, сознание, чувства, отношения. Выполняют обучающую функцию. Являются средство первоначального обучения дошкольников. В них дети отражают окружающую жизнь и познают доступный для их понимания факты и явления. Дидактические игры являются эффективным средством воспитания патриотизма. В дошкольном возрасте закладываются основы личности, которые определяют то, каким человеком станет ребенок, и чем будет заниматься, какой у него будет характер, и в чем он будет нуждаться в плане личностного роста. В это время происходит становление и формирование чувства патриотизма. Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию в этот период должна вестись с учетом возрастных особенностей дошкольников. Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра. Именно в игре дети испытывают огромное количество эмоций, радостных моментов, устраняют внутреннее напряжение, комплексы. В игре ребенок развивается всесторонне, происходит невероятный творческий прорыв, креатив. Игра помогает ребенку социализироваться, принимать и понимать жизненные ситуации, принятые в обществе правила и нормы. Являясь естественным спутником жизни каждого ребенка, игра обладает огромной воспитательной силой. Именно в игре дети учатся смотреть по новому на многие ситуации, учатся приспосабливаться, подчиняться правилам игры и работе в коллективе, развиваются личностно и эмоционально. Через игру дошкольники учатся справедливо и адекватно оценивать свои возможности и возможности своих товарищей. Одной из форм игры является дидактическая игра. В этих играх развивается сообразительность ребенка, умение самостоятельно решать поставленную задачу, дети учатся действовать сообща и слаженно. Использование развивающего потенциала дидактических игр, их воздействие на формирование знаний о родине, развитие нравственных качеств личности, таких как честность, доброта, дружелюбие, уважение к старшим, любовь к родине, малой родине, готовность помочь близким, является очень важной сферой в изучении нашего вопроса. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества — в этом заключается главный смысл дидактических игр. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. «При ознакомлении детей с родным городом, краем больше возможностей у настольно-печатных дидактических игр, так как они разнообразны по видам. Это парные картинки, лото, домино, разнообразные картинки, мозаика, лабиринт. К тому же эти дидактические игры представляют собой наглядные модели. При подборе иллюстраций, наглядного материала для дидактических игр используются художественные образы, транслирующие нравственные смыслы и идеалы. Они не просто должны быть связаны с нравственно — патриотической тематикой, но и должны быть увлекательными для детей, вызывать их эмоциональную реакцию: восхищение, сопереживание, радость, удивление и пр. Только в этом случае дети их с интересом воспримут и запомнят. Дидактические игры — это обучающие игры, которые создаются с определенной целью. Такой вид игр часто используется педагогами для развития познавательных процессов у детей. Разрешая игровую задачу, дошкольники, сами того не ведая, занимаются изучением новой информации, тренируют память, мышление, воображение, речь. Играющим необходимо проявить максимум внимания, чтобы понять правила игры; память позволяет запомнить различные факты, которыми могут являться сведения о родном городе, о национальном многообразии и пр. Операции мышления активизируются в момент, когда нужно провести анализ и синтез, например, подобрать пару для картинки, найти сходство или различие. Игры используются для ознакомления с новыми сведениями или углубления ранее изученного материала. Индивидуальные или групповые дидактические игры могут проводиться после экскурсий для закрепления знаний, получения положительных эмоции о родном городе. Такие игры развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Дидактические игры включают в содержание патриотического воспитания у детей дошкольного возраста. Ожидаемые результаты
мышления, памяти, мелкой моторики рук. 4. Методика организации дидактических игр патриотического содержания с детьми старшего дошкольного возраста Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят:
Проведение дидактических игр включает:
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения. Какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе. Заключение Подводя итоги, можно сделать вывод, что дети:
Хотелось бы закончить словами великого педагога В. Сухомлинского: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Список используемой литературы 1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с. 1. 1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М. Просвещение, 1991. 3. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007 4. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. — М.: 2004. — 56с. 5. Аблитарова А. Р., Ястребцова А. О. Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств // Вопросы дошкольной педагогики. -- 2015. -- №2. 6. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. -М.: ЦГЛ, 2005 7. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. — Ростов на Дону: Феникс, 2008. — 282 с. — (Сердце отдаю детям). 8. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В.П., — Волгоград, 2008г. 9. Дошкольникам о защитниках отечества /Пол ред. Кондрыкинской Л.А., 2006г. 10. Региональная образовательная программа «Всё про то, как мы живём», 2018г. 11. Евсеева М. В. Дорогой добра. / 2-е издание — СПб.: Антология, 2021г. 12. Евсеева М. В. Как жили на Руси / Зимняя сказка Кудели. — СПб.: Антология, 2022г.
|