Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Патриотизм детям
Автор: Смоликова Елена Анатольевна Малькова Ульяна Владимировна Сапожникова Любовь Юрьевна   
06.02.2025 12:28

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы: Сапожникова Л.Ю., воспитатель, Малькова У.В., воспитатель, Смоликова Е.А., учитель-логопед, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад № 8 «Тополёк» комбинированного вида Чебаркуль 2024 г.

1. Пояснительная записка

Гармоничное развитие ребенка — основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания. Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка — дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу.

 

Скачать конспект

Дети должны понять, что их город, лес, река, поле — частица Родины. Дошкольникам надо знать, какие заводы есть в родном городе; о лучших людях родного края. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что и в родном городе можно побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной край интересен всем, кто сюда приезжает, побуждает гордость и уважение. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы, воспитатели, всегда обращаемся к дидактической игре. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина — он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда — никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».

2. Актуальность, характеристика проекта, цель и задачи

Актуальность

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Детство — каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Малыши с 3 до 6 лет, то есть с периода начала посещения детского сада, находятся в процессе закладывания и формирования ориентиров личности, что позволяет наиболее эффективно проводить воспитательную работу.

Любовь к своей Родине — нравственный ориентир, который во многом определяет личность. И начинать воспитывать это чувство необходимо с ранних лет жизни, только тогда патриотизм станет неотъемлемой частью духовного мира человека, достойного гражданина страны.

Система патриотического воспитания реализуется в системе образования Российской Федерации в значительном количестве направлений, программ и мероприятий, охватывая все уровни образования и все субъекты Российской Федерации.

Характеристика проекта

Проект по патриотическому воспитанию в логопедической подготовительной к школе группе «Радуга.

Тема проекта: «Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников»

Тип проекта: информационно-творческий

Вид проекта: долгосрочный

Срок реализации: с сентября 2023года по май 2024 года

Участники проекта: дети, родители, педагоги

Цель работы

Создать полную подборку различных видов игр и использовать её в своей работе по патриотическому воспитанию детей, формирование социально — активной личности через игру.

Задачи:

  • расширить знания детей о стране, культуре, родном городе, его прошлом и настоящем;
  • развивать интерес детей к разным видам игр и умение в них играть, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества
  • воспитание любви и уважения к родному дому, детскому саду, родной улице городу;
  • познакомить детей с символами государства: герб, флаг, гимн
  • воспитание чувства гордости за достижения страны, любви и уважения к армии, гордость за мужество воинов;
  • формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, традициям, культуре.

Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников ведется по следующим блокам:

  1. Россия — родная страна
  2. Родной город
  3. Моя семья
  4. Природа родного края
  5. Значение дидактических игр в патриотическом воспитании

В процессе игровой деятельности происходит всестороннее развитие личности ребенка. Дидактические игры являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны ребенка: волю, сознание, чувства, отношения. Выполняют обучающую функцию. Являются средство первоначального обучения дошкольников. В них дети отражают окружающую жизнь и познают доступный для их понимания факты и явления. Дидактические игры являются эффективным средством воспитания патриотизма.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, которые определяют то, каким человеком станет ребенок, и чем будет заниматься, какой у него будет характер, и в чем он будет нуждаться в плане личностного роста. В это время происходит становление и формирование чувства патриотизма. Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию в этот период должна вестись с учетом возрастных особенностей дошкольников. Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра. Именно в игре дети испытывают огромное количество эмоций, радостных моментов, устраняют внутреннее напряжение, комплексы. В игре ребенок развивается всесторонне, происходит невероятный творческий прорыв, креатив.

Игра помогает ребенку социализироваться, принимать и понимать жизненные ситуации, принятые в обществе правила и нормы. Являясь естественным спутником жизни каждого ребенка, игра обладает огромной воспитательной силой. Именно в игре дети учатся смотреть по новому на многие ситуации, учатся приспосабливаться, подчиняться правилам игры и работе в коллективе, развиваются личностно и эмоционально. Через игру дошкольники учатся справедливо и адекватно оценивать свои возможности и возможности своих товарищей.

Одной из форм игры является дидактическая игра. В этих играх развивается сообразительность ребенка, умение самостоятельно решать поставленную задачу, дети учатся действовать сообща и слаженно. Использование развивающего потенциала дидактических игр, их воздействие на формирование знаний о родине, развитие нравственных качеств личности, таких как честность, доброта, дружелюбие, уважение к старшим, любовь к родине, малой родине, готовность помочь близким, является очень важной сферой в изучении нашего вопроса. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества — в этом заключается главный смысл дидактических игр. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. «При ознакомлении детей с родным городом, краем больше возможностей у настольно-печатных дидактических игр, так как они разнообразны по видам. Это парные картинки, лото, домино, разнообразные картинки, мозаика, лабиринт. К тому же эти дидактические игры представляют собой наглядные модели.

При подборе иллюстраций, наглядного материала для дидактических игр используются художественные образы, транслирующие нравственные смыслы и идеалы. Они не просто должны быть связаны с нравственно — патриотической тематикой, но и должны быть увлекательными для детей, вызывать их эмоциональную реакцию: восхищение, сопереживание, радость, удивление и пр. Только в этом случае дети их с интересом воспримут и запомнят.

Дидактические игры — это обучающие игры, которые создаются с определенной целью. Такой вид игр часто используется педагогами для развития познавательных процессов у детей. Разрешая игровую задачу, дошкольники, сами того не ведая, занимаются изучением новой информации, тренируют память, мышление, воображение, речь. Играющим необходимо проявить максимум внимания, чтобы понять правила игры; память позволяет запомнить различные факты, которыми могут являться сведения о родном городе, о национальном многообразии и пр.

Операции мышления активизируются в момент, когда нужно провести анализ и синтез, например, подобрать пару для картинки, найти сходство или различие. Игры используются для ознакомления с новыми сведениями или углубления ранее изученного материала.

Индивидуальные или групповые дидактические игры могут проводиться после экскурсий для закрепления знаний, получения положительных эмоции о родном городе. Такие игры развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Дидактические игры включают в содержание патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты

  1. Расширение знаний детей о малой и большой Родине.
  2. Приобщение к русской народной культуре, русским народным традициям.
  3. Формирование патриотических чувств.
  4. Развитие познавательного интереса к истории Родины.
  5. Развитие коммуникативных и социальных навыков в процессе игровой деятельности.
  6. Развитие психических процессов: речи, внимания, логического

мышления, памяти, мелкой моторики рук.

4. Методика организации дидактических игр патриотического содержания с детьми старшего дошкольного возраста

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
  • определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
  • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
  • подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения. Какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод, что дети:

  • познакомились с прошлым и настоящим города, с его достопримечательностями;
  • изучили наиболее значимые события в жизни города от его основания и до сегодняшних дней;
  • осознают значения бережного отношения к памятникам прошлого, проявляют заботу о родном городе;
  • проявляют интерес к выставкам рисунков, фотографий своих семей.
  • овладели средствами общения и способами взаимодействия;

Хотелось бы закончить словами великого педагога В. Сухомлинского: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Список используемой литературы

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с.

1. 1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М. Просвещение, 1991.

3. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007

4. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. — М.: 2004. — 56с.

5. Аблитарова А. Р., Ястребцова А. О. Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств // Вопросы дошкольной педагогики. -- 2015. -- №2.

6. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. -М.: ЦГЛ, 2005

7. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. — Ростов на Дону: Феникс, 2008. — 282 с. — (Сердце отдаю детям).

8. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В.П., — Волгоград, 2008г.

9. Дошкольникам о защитниках отечества /Пол ред. Кондрыкинской Л.А., 2006г.

10. Региональная образовательная программа «Всё про то, как мы живём», 2018г.

11. Евсеева М. В. Дорогой добра. / 2-е издание — СПб.: Антология, 2021г.

12. Евсеева М. В. Как жили на Руси / Зимняя сказка Кудели. — СПб.: Антология, 2022г.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год