Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Патриотическое воспитание детей через разнообразные виды детской деятельности»
Патриотизм детям
Автор: Дудукина Ирина Геннадьевна   
20.02.2025 08:43

«Патриотическое воспитание детей через разнообразные виды детской деятельности»«Патриотическое воспитаниедетей через разнообразные виды детской деятельности»

Дудукина Ирина Геннадьевна.

В энциклопедии можно найти определение, что патриотизм – это любовь к Родине, своей земле, семье, роду. Патриотом не становятся с пелёнок, патриотизм нужно воспитывать. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к семье, где ребёнок растёт, уважение к обществу, в котором находишься, к традициям и истории своей страны, к родному городу играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое воспитание, так как возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно: любовь к родным местам, гордость за свой народ, за его культуру.

Для реализации нравственно-патриотического

воспитания дошкольников необходимо:

Создание благоприятных материально-технических и социальных условий;

Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;

Последовательная ориентация накультуросообразность образования,

призванного обеспечить формированиедуховного мира человека;

 

Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции иопыт. Одной из основных задач дошкольного образования является патриотическое воспитание детей Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Поэтому нашей задачей является:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому
  • воспитание уважения к труду
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам
  • формирование элементарных знаний о правах человека
  • расширение представлений о городах
  • знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Все эти задачи решаются во всех видах детской деятельности.

Федеральный государственный стандарт выделяет следующие виды деятельности.

Игровая деятельность

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. По словам В. А. Сухомлинского «Игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая поток пытливости и любознательности».

Я использую сюжетно-ролевую игру как одну из активных форм работы по патриотическому воспитанию детей. Ни для кого не секрет, что возможности сюжетно-ролевой игры не используются в полной мере. Она часто недооценивается педагогами и родителями. Наблюдения за играми детей в группе показали, что темы игр однообразны, сюжеты бедны и формальны. Роли традиционны. Достаточно редкими становятся игры с военно-патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа. Дети в основном отражают сюжеты иностранных мультфильмов и кинофильмов, разворачивают агрессивные сюжеты. Поэтому использование сюжетно-ролевой игры как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста является актуальным. Мною составлена схема последовательной работы по патриотическому воспитанию детей через сюжетно-ролевую игру.

С.–р. и. «Семья». Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям. Впервые он осознает себя человеком — членом семейного сообщества. В последнее время семья переживает не лучшие времена: стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неблагополучных, неполных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, детский сад. Поэтому необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа дома. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать. Эти задачи мы можем реализовать через сюжетно-ролевую игру «Семья». Существует несколько вариантов этой игры. Например, «Семейные праздники», «Семья в гостях у бабушки», «Наша дружная семья» и др. Любимые игры девочек нашей группы — «Дочки-матери», «Дочки спят», «Накорми куклу и уложи спать» и др. Каждая сюжетно-ролевая игра требует подготовки.

«Детский сад». Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где родился человек, будь то город, село или деревня. Чтобы любить свой родной город, нужно его знать. Поэтому работу по воспитанию любви к своей малой Родине нужно начинать с младшего дошкольного возраста. Детям младшего дошкольного возраста трудно представить город в целом, значит, знакомим детей с тем, что их окружает, а именно с детским садом, с помещениями, находящимися в нем. Знакомство проводим в форме экскурсий. Рассказываем о труде людей, работающих в детском саду. Читаем соответствующую литературу и рассматриваем тематические иллюстрации. Полученные новые знания дети используют и закрепляют в сюжетно-ролевых играх: «Детский сад», «Мы песенку поем», «Кто ухаживает за нами в детском саду», «Мы — поварята» и т. д. Более старшие дети играют в такие игры, как «Дом моды», «Кафе».

«Родная улица, район». Ребенок уже к 4 годам должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, расположенным на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д. Необходимо рассказать об их назначении и подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Полученные знания используются в таких играх, как «Школа», «Почта», «Аптека», «Ателье». Более детально познакомиться с родными местами позволяют следующие игры: «Это улица моя», «Путешествие на автобусе», «Я — парикмахер», «Наша больница», «Овощной магазин». Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты.

«Родной город». Дети получают краеведческие сведения о родном городе (селе, деревне, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. С этой целью проводятся экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых. Дети очень любят игры-путешествия, поэтому организовали сюжетно-ролевые игры «Путешествие по родному городу», «Путешествие на автобусе». Часто сюжетно-ролевые игры соединяются со строительными играми, что побуждает детей отправиться в дальнее плавание ( «Подводники», «Моряки») или в полет ( «Путешествие к далеким планетам», «Летчики»). Дети при этом строят лодку или самолет, корабль.

Двигательная.

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны. Одни развивают сообразительность, другие — смекалку, третьи — воображение и творчество, но объединяет их общая задача — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей. Их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости и мужестве.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего.

Народные подвижные игры оказывают благотворное влияние развитие речи, которая становится красивой, образной и мелодичной. Формирует у детей умения действовать в коллективе, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами способствуют развитию активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

У каждого народа сложилась своя кладовая подвижных и словесных игр. Патриотическое воспитание происходит и в ходе развлечений и праздников. Народный праздник для ребёнка является, по сути, большой яркой и содержательной игрой.

Нaродные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников, они формируют начало любви к своему народу, своей стране. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.

Мы используем игры: «Золотые ворота»,

«У медведя во бору», «Горелки», «Жмурки» «Гуси-лебеди» и т.д.

Восприятие художественной литературы

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные подвижные игры формируют начало любви к своему народу, к своей Родине. Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Главным орудием воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является речь педагога, неравнодушного человека, разделяющего с детьми радость узнавания нового, восхищение великим и прекрасным. Одно из важнейших средств – это художественное слово, все разнообразие форм и стилей, накопленных за историю русского народа и созданных талантливыми авторами.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Коммуникативная

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к стариннымпраздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. Широко используем все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, семейных фотографий и др. — все это является неотъемлемой частью работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Коммуникативная деятельность закрепляет социальные чувства, объединяет взрослого и ребёнка, удовлетворяет разнообразные потребности ребёнка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек. Таким образом, вносится вклад в процесс гражданского воспитания дошкольников.

Музыкальная.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведениемптиц, насекомых, растений, связанныхс трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

Самым ярким выражением культуры любого народа для дошкольников являются праздники — проявление духовной жизни народа: они давали заслуженный отдых, ими удовлетворяли потребность в общении, они были своего рода собранием, театром, где присутствующие выполняли одновременно две роли – и зрителя, и актера. К ним относятся такие праздники как Осенины, встреча Нового года, Рождество, Масленица, праздник мам. Тесная связь народных праздников с природой, народно-хозяйственным календарем, повлияла на жизнестойкость этих праздников, придала им своеобразие и национальную окраску.

Изобразительная.

Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности. На занятиях по декоративно – прикладному искусству дошкольники должны почувствовать, что являются частью народа огромной страны, что они граждане России, россияне. «Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости – это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности», — В. А. Сухомлинский.

Именно эта деятельность является не просто интересной детям, она является доступным и эффективным средством для выражения их эмоций, впечатлений об окружающем мире. Когда ребенок рисует близких сердцу людей, изготавливает для них подарки, изображает на листе бумаги дорогие глазу уголки родного края, в сердце ребенка только начинает зарождаться чувство любви, гордости и патриотизма к своей стране, Родине.

Трудовая

Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее. Активное участие наши дети принимают в работе по охране природы. Многое им доступно: уход за животными, подкормка птиц, выращивание цветов, кустарника, деревьев. Дети вместе со взрослыми подкармливали зимующих птиц, после снегопада расчищали дорожки, подсыпали свежий корм; окапывали снегом корни кустов и деревьев, стряхивали снег с веток после сильного снегопада, чтобы они не сломались под тяжестью снега, ухаживали за комнатными растениями с учетом времени года, убирали перегнившую листву, летом высаживали растения на клумбу, собирали плоды и семена растений для корма птицам, укрывали на зиму многолетние растения опавшими листьями, готовили кормушки для птиц.

Познавательно — исследовательская.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами – Кремлем, достопримечательностями.

Трёхлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

Планирование данной работы наиболее целесообразно проводить по следующим темам:

  • «Моя семья»
  • «Я люблю свой детский сад и район, где я живу»
  • «Мой город»
  • «Наша Родина – Россия»
  • «День народного единства»
  • «Москва – столица нашей Родины»
  • «Новогодние праздники»
  • «День защитника Отечества»
  • «Моя мама»
  • «Наши космонавты»
  • «День Победы».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 6 (368) выйдет
23 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год