ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Патриотизм детям | |
Автор: Воронина Наталья Михайловна Габиева Кристина Викторовна | |
25.04.2025 16:50 | |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 126» Аннотация. В статье описывается опыт работы инструктора по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении по духовно-нравственному развитию и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Педагог в своей работе широко использует подвижные игры различной направленности на занятиях, прогулках, в режимных моментах, в индивидуальной работе, а также при организации и проведении массовых мероприятий с участием детей, родителей (законных представителей) и специалистов образовательного учреждения. Инструктор по физической культуре отмечает уникальный характер воздействия динамических игр на дошкольников не только на физическое развитие детей, но и приобщение их к духовно – нравственным ценностям российского народа. Что полностью соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования и Федеральной Образовательной Программе дошкольного образования.
Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственное, патриотическое, подвижные игры, дети дошкольного возраста. GabievaKristinaViktorovna Voronina Natalia Mikhailovna Municipal budget preschool educational institution "Kindergarten of combined type No. 126" e-mail: Kristina_gabieva@mail. ru natali. voronina85@mail. ru FEATURES OF THE USE OF OUTDOOR GAMES AS A MEANS OF REALIZING THE TASKS OF SPIRITUAL, MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN. Annotation. The article describes the experience of a physical education instructor in a preschool educational institution for the spiritual and moral development of preschool children and patriotic education. In his work, the teacher makes extensive use of outdoor games of various orientations in classes, walks, in routine moments, in individual work, as well as in organizing and holding mass events with the participation of children, parents (legal representatives) and other specialists of the educational institution. The physical education instructor notes the unique nature of the impact of dynamic games on preschoolers, not only on the physical development of children, but also their familiarization with the spiritual and moral values of the Russian people. This fully complies with the Federal State Educational Standard for Preschool Education and the Federal Educational Program for Preschool Education. Keywords: upbringing, spiritual and moral, patriotic, outdoor games, preschool children. На сегодняшней день, согласно ФГОС ДО, одной из задач образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. [4, 5] Одной из главных ценностей российского народа относятся – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы. [3, 15] Согласно вышесказанному, на дошкольное образование возложена важнейшая функция – духовно-нравственное воспитание будущего поколения. По мнению ведущих педагогов – психологов, в дошкольном возрасте формируется фундамент ядра моральных ценностей. Уже к шести годам дети сознательно оценивают поступки как свои личные, так и представителей окружающего общества. Духовно-нравственное воспитание — это процесс систематического и целенаправленного духовно-нравственного просвещения детей, привития им моральных ценностей, принятых в конкретном обществе в данное историческое время. И чем больше взрослые прилагают осознанных усилий к воспитанию детей, тем успешнее будет результат формирования внутренней культуры воспитанников. Приобщение дошкольников к этическому развитию способствует формированию у них таких качеств характера, как ответственность, собранность и дисциплинированность, отзывчивость, сострадание, доброжелательность и трудолюбие, умение сдерживаться и подчинять свое поведение определенным правилам. В нашем детском саду работа в направлении духовно – нравственной культуры детей интегрирована со всеми видами детской деятельности. В том числе, духовное воспитание пронизывает работу инструктора по физической культуре в направлении: «физическое развития детей дошкольного возраста». Известно, что основной формой деятельности детей дошкольного возраста является игра. Как известно, в зависимости от назначения игры и способов действия игроков существует огромное разнообразие детских забав. Очень действенными мерами физического развития являются динамические игры. Они способствуют физическому, познавательному и нравственному совершенствованию ребенка. Подвижные игры, соответствующие возрасту детей и степени их физической подготовленности, активируют повышение двигательной активности, улучшают основные двигательные навыки, закрепляется устойчивый интерес к двигательным умениям. Игры, проводимые на воздухе, способствуют укреплению здоровья, стимулируют закаливание и, следовательно, способствуют профилактике заболеваний. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижные игры готовят ребенка к жизни упражнению. [1, 12] Динамические игры эмоционально насыщенны. Чувства, которые переживают дети во время игры, активируют умственные и физические способности детей. Следствием, которых являются высокие результаты в физических упражнениях. Роль подвижных игр в воспитании и развитии детей уникальна. Они побуждают к физическому развитию детей, положительному взаимодействию со сверстниками и эмоциональному удовлетворению. Все это в конечном итоге способствует воспитанию всей личности. Все применяемые подвижные игры в дошкольном учреждении должны соответствовать возрастным особенностям детей. Выделяют игры с малой, средней и большой подвижностью. Многим подвижным играм характерен сюжет. Дети, играя, изображают поведение различных животных (кошек, воробьев, волков, гусей и т. д.) или технические средства (автомобили, самолеты и др.). Несюжетные подвижные игры чаще всего имеют черты соревнования. Это игры с правилами, например, «Кто быстрее?», «Кто дальше?». И спортивные игры, например, «Футбол». В игре дети учатся подчиняться общим требованиям. Наличие правил, и их соблюдение учат детей сотрудничать друг с другом. К тому же, понимание зависимости победы команды от действия каждого игрока развивает чувства ответственности за свои поступки, то есть способствуют развитию чувства товарищества, дружбы и взаимопомощи. Очень важна роль педагога не только как организатора игры, но и как сопровождающего играющих детей. При этом, у воспитателя появляется возможность наблюдения и дальнейшей коррекции поведения дошкольника путем одобрения, индивидуальных бесед, объяснений. П.Ф. Каптерев называет преодоление трудностей нравственной закалкой, которая связана с формированием высокого психического потенциала. [2, 128]. Мудрое руководство играми помогает детям познать себя, понять своих сверстников, развить и проявить творческий потенциал. В целях реализации физического воспитания детей дошкольного возраста на занятиях активно используются и подвижные игры народов России, такие как «У медведя во бору», «Юрта», «Горелки», «Курай», «Малечина». Дети, играя, знакомятся с разнообразными народными традициями и историей своей Родины. Что благоприятно сказывается на формировании патриотических чувств, понимании о многонациональности России, о культурном богатстве Родины, о силе единства народа. Как и во многих образовательных учреждениях, особое место занимает организация и проведение массовых мероприятий с участием детей, педагогов, воспитателей и родителей (законных представителей) воспитанников патриотической направленности. К таким праздникам и досугам относятся «День защитника Отечества», «День народного единства», «День Победы», «День города», «Встреча с ветеранами». Неотъемлемой частью таких мероприятий является знакомство детей с героическим прошлым Родины, с символами и традициями данных событий. Под звучание военных маршей проводится строевая подготовка детей, вело-пробег в честь России и военно-спортивные игры-эстафеты: «Перевяжи раненого», «Пограничники», «Разведчики», «Минное поле», которые помогают формировать представления о военной службе и чувство гордости за Родину. По мнению А. Макаренко, воспитание идёт из семьи. Без поддержки и взаимодействия родителей (законных представителей) с образовательным учреждением, преемственности целей духовно – нравственного воспитания, педагогического просвещения невозможно осуществить качественное выполнение работы в физкультурно – оздоровительном направлении развития детей в детском саду и за его пределами. Взаимодействие с родителями (законными представителями) проводится в разных формах. Это и индивидуальная работа с ребенком, выступления, соревнования, семейные спортивные встречи: «Футбол в детский сад», «Зимние забавы», «День отца», «День рождения Снеговика», совместное проведение праздников и досугов: «День здоровья», «А ну-ка, мамы!». Организация и участие в таких мероприятиях укрепляют детско-родительские отношения, сохраняют семейные традиции и стимулируют потребность в здоровом образе жизни. Применение подвижных игр различной направленности вовремя специально организованных занятий физической культуры, на прогулках, в режимных моментах и тематических массовых мероприятий под грамотным руководством педагогов способствует развитию не только физической культуры дошкольников и положительной динамики физического развития детей, но и являются доступным средством реализации задач духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях современного миропорядка. Список использованных источников
|