Формы работы с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в детском саду. |
Патриотизм детям | |||
Автор: Шабалина Людмила Юрьевна Трубникова Яна Евгеньевна | |||
18.09.2025 21:56 | |||
МАДОУ Детский сад № 13, город Томск Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. К большому сожалению, у детей недостаточно знаний о своей семье, близких людях, многие не знают домашний адрес, свой день рождения, имя, отчество родителей, профессии родителей, затрудняются ответить на вопросы, касающиеся родного города, своей страны, национальных традиций. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Работа патриотическому воспитанию дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи: формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей. Нравственно-патриотическое воспитание реализуется при наличии таких условий:
«Ребёнок не рождается патриотом, он им становится» и в этом процессе важную роль играет знакомство детей с разными видами художественной литературы: народный фольклор (колыбельные песни, заклички, прибаутки, потешки, пословицы, поговорки, загадки), сказки (литературные, народные), рассказы, повести, стихи. В своей работе с детьми мы регулярно используем народный фольклор:
В своей профессиональной деятельности мы стараемся использовать разнообразныеформы работы:
- летние смены лагеря. Чтобы сформировать интерес к художественной литературе, необходимо создать условия. В нашей группе имеется центр развития речи (литературы), в котором расположены разнообразные книги, дидактические игры, наборы букв и слогов для развития навыков самостоятельного чтения. Рассказы о столице России и о родном городе – отдельный вид специальной детской литературы для нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Дети знакомятся с достопримечательностями и особенностями родного края, города. У них развивается чувство гордости за свой край, своё Отечество, Родину. В приемной группы находится «Библиотека семейного чтения», которая помогает сформировать интерес дошкольников и их родителей к чтению детских произведений в соответствии с возрастом. Дети совместно с родителями могут взять домой любую книгу для чтения, пополнить библиотеку группы своими книгами. Наибольшее применение в нашей работе находит проектная деятельность. Проектирование является одним из средств социального, интеллектуального и творческого саморазвития всех субъектов образования. Взаимодействие детей и взрослых в проектной деятельности открывает возможности формирования собственного опыта и способствует развитию творческой личности ребёнка. Все патриотические проекты объединены одной общей целью — формирование чувства патриотизма. В нашей группе были проведены проекты «Сказки и мультфильмы», «Россия — Родина моя», «Моя семья», «В гостях у сказки», «Детский сад» и др. По продолжительности проекты были долгосрочные и краткосрочные. В проектной деятельности активное участие принимали родители: подбирали художественную литературу, иллюстрации и фотографии, стихи и загадки, рисовали совместно с детьми рисунки, плакаты и делали поделки, оформляли выставки и пополняли центры активности. Самым ярким и любимым жанром детей остается русская народная сказка. Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Воспитанники нашей группы с удовольствием участвуют в спектаклях, исполняют роли любимых героев, сами показывают кукольный театр, разыгрывая сюжеты любимых сказок. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного театра. Переживая сюжет от первого лица, ребенок лучше понимает мотивы поведения персонажей. Наши воспитанники активно участвуют в различных творческих конкурсах: конкурсы чтецов, костюмов из бросового материала, «Судари и сударыни» и др. Одной из эффективных форм патриотического воспитания дошкольников является проведение праздников — День матери, День защитника Отечества, Масленица, День победы и др. Целью таких мероприятий является формирование у дошкольников патриотических чувств. Ребята не только показывают свою силу и смекалку, но и декламируют стихи и поют песни. В летний период в детском саду начинает работу летний лагерь, каждая смена которого имеет свою тему и сюжетную линию. К ребятам приходят сказочные герои, которые создают проблемные ситуации для детей, организуют квесты, кругосветки конкурсы и викторины, что способствует формированию умения у детей применять полученные знания на практике. Каждая группа (отряд) выбирают названия команды, атрибутику, декорируют уличные площадки и пространство группы. Таким образом, использование в детском саду разнообразных форм работы способствует воспитанию нравственно — патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
|