«Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста через игру» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Рафикова Гузаль Анваровна | |||
22.09.2025 20:48 | |||
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Выполнил: воспитатель Рафикова Г.А. стаж в данной должности: 35 года имеющаяся категория: высшая г. Туймазы, 2025 г. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему дому, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д. С. Лихачёв) Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Очень актуально сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Ранние привычки будут служить основанием, на котором строится жизненное знание нравственности и благородства».
Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Психика детей этого возраста очень пластична, поэтому из них можно «вылепить» что угодно, главное, знать, на какие точки воздействовать. Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх), а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет мама, с прибаутками, потешками. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор. Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, вместе отдыхать; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова. Вторым этапом патриотического воспитания ребёнка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного отношения к дошкольному учреждению. Здесь основная нагрузка ложится на сотрудников детского сада. Целью педагогического сопровождения по патриотическому воспитанию является создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих данному возрасту видов деятельности. Задачами нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста являются:
Работа по патриотическому воспитанию проводится в группе каждый день, она систематична, интегрирована в различные виды деятельности, на занятиях, в играх, в труде, в быту. - специально организованные занятия - игры-беседы - наблюдения - чтение художественной литературы (потешки, песенки, сказки) - театрализованные, дидактические игры, игровые ситуации - тематические праздники, развлечения - рассматривание иллюстраций - трудовая деятельность - народные игры Универсальным и очень эффективным средством для патриотического воспитания малышей считаем дидактические игры, которые можно так же включить и в другие виды деятельности: в трудовую, творческую или включить в занятие (учебную). Работая с детьми раннего возраста, большое внимание педагоги детского сада уделяют понятию «семья», проводят этические беседы о семье, о близких родственниках. Совместно со взрослыми дети готовят подарки для родных и близких к праздникам 23 февраля, 8 марта, День Победы. Воспитатели организуют беседы с детьми ( «Мой папа», «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали с папой и мамой», дидактические игры ( «Чей малыш», «У кого какая мама», пальчиковые игры ( «Семья», «Сорока Белобока», «Этот пальчик дедушка»), игровые ситуации ( «Семья», «Дочки-матери», «Уложим куклу спать», «Чаепитие»), разучивают песни и стихи о маме и семье. Ещё одно средство реализации нравственно-патриотического воспитания – ознакомление малышей с народными играми. Чаще всего это подвижные игры. Педагогами систематически планируется работа по приобщению детей к народному фольклору. Дети знакомятся с русскими народными сказками, потешками, прибаутками. Подобные игры помогают знакомить детей с русскими народными обычаями, развивают нравственные и патриотические чувства. В игре ребёнок отображает труд взрослых, окружающую жизнь, в игре развивается первое чувство дома. Богатый материал для воспитания патриотических чувств — устное народное творчество. Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Оно знакомит нас с вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. С первой младшей группы, когда дети только пришли в детский сад, с первого умывания, они слышат речь взрослых, слышат добрую потешку «Водичка-водичка», так в детях воспитывается аккуратность, опрятность, стремление к чистоте. Чтение потешки «Пошёл котик на торжок», способствует развитию у детей желания делиться друг с другом. Потешка «Сорока-сорока» воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. К. Д. Ушинский писал: «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно великий педагог подчеркивал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Так, например, рассказывая сказку «Курочка Ряба», воспитатель в доступной форме старается научить детей сопереживать близким. Народная сказка «Волк и семеро козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, а сказка «Теремок» – дружеские отношения. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быт народа, рассказывают о природе, животном мире. Работу можно разделить на несколько блоков. Все блоки связаны между собой:
Первый блок «МОЯ СЕМЬЯ» Воспитание любви к самому близкому — это основа из основ нравственно- патриотического воспитания, это первая и самая важная ступень. Семья — источник любви, привязанности, уважения, то на чем строится любое цивилизованное общество. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Успех патриотического воспитания во многом зависит от родителей, от семьи, от атмосферы, которая царит в доме. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения от воспитателя, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумения. Большое внимание следует уделять воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме. В беседах обращать внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки и т. д. Объяснять детям, что чем больше они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме. В течение года расспрашивать детей о других членах семьи – папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках, предложить принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи. Дети понимают, что они не одни, у всех есть семья – это папа, мама, Я. (братья и сестренки, бабушки и дедушки) Дети учатся называть имена членов своей семьи Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений и т. д. Обучаться играть в игры «Семья», «Накроем стол для гостей», «День рождения», «Моя дружная семья» и др. Дети узнают, что в каждой семье есть свои традиции, их нужно знать и соблюдать. Развивается доброжелательное отношение детей к близким людям – любовь к родителям, к своему дому. Второй блок «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ДЕТСКИЙ САД». Развитие представлений у детей о положительных сторонах детского сада. Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят и заботятся о них. В начале учебного года дети знакомятся с помещениями группы и их назначением, с предметами, находящимися в группе. Знакомя детей с трудом сотрудников детского сада, подчеркивается забота о детях. В детском саду есть добрые, заботливые люди – воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, они читают детям книги, играют с ними. Есть няня – она наводит чистоту, кормит детей. Детей приучают бережно относиться к окружающим их предметам, растениям, ко всему живому. В детском саду много друзей и игрушек. Дети учатся играть, не ссорясь, делиться игрушками, помогать друг — другу, вместе радоваться успехам. Дети знакомятся с праздниками: «Новый год»; «23 Февраля»; «8 марта» и т.д. Учатся петь песни, рассказывать стихи с помощью взрослых, водить хоровод. Большое внимание следует уделяеть работе с книгой – знакомство с устным народным творчеством: потешки, песенки, сказки. Читать, рассматривать иллюстрации. Произведения устного народного творчества не только забавляют, развлекают, успокаивают, но и формируют любовь к традициям своего народа Дети знакомятся с народным творчеством на примере народных игрушек: матрешкой, с дымковской игрушкой. Для детей следует создавать тёплую, уютную атмосферу в группе, чтобы каждый ребёнок был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, весёлыми играми, так как именно в игре и совместном труде проявляются поведение детей, взаимоотношения со сверстниками. У детей формируется образ Я. Дети общаются друг с другом, называют друг друга по имени, учатся здороваться и прощаться. Называют имя и отчество воспитателей. На занятиях и в повседневной жизни проводить беседы: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы — друзья», «Правила, по которым мы живём». Третий блок: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» Воспитание любви к Родному городу — одна из задач патриотического воспитания детей. Детям группы раннего развития трудно еще представить себе, что такое город. Поэтому следует рассказать детям, что в городе много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Во время прогулок экскурсий учить детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. В уголке патриотического воспитания следует иметь фотографии самых главных достопримечательностей родного города, тех мест, где большинство детей могли уже побывать с родителями. Вести беседы с детьми после праздников, обращать их внимание на красиво украшенный город. Четвертый блок «КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ» Знакомить детей с бытом и традициями родной страны, края. Знакомить с видами устного народного творчества: считалочки, пословицы и поговорки, загадки, потешки. Знакомить с историей возникновения народных игрушек. Пятый блок «БУДЕМ РОДИНЕ СЛУЖИТЬ». Рассказать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомить с некоторыми родами войск. Рассказать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Прививать детям такие важные понятия, как «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д. Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию Блок «Моя семья» 1. Дидактическая игра «Кто главный?» Цель: учить детей называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные — и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье. 2. Дидактическая игра «Как зовут членов семьи». Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье 3. «Маленькие помощники». Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление. 4. Игровая ситуация «Семья» Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Материал: куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки животные. 5. Игровая ситуация «Дочки-матери». Цели: учить детей принимать на себя роль мамы и папы; учить играть небольшими группами, объединив их в один сюжет; воспитывать у детей активность в игре, творческую инициативу, умению правильно распределять роли 6. Дидактическая игра «Моя мамочка» Цель: находить свою маму среди других людей; понимать и употреблять в активной речи имя существительное «мама»; имена прилагательные «красивая» «хорошая». 7. Дидактическая игра «Моя семья». Цель: формировать интерес к речевым звукам, учить произносить по подражанию слова 8. Игровая ситуация «Ждем бабушку в гости» Цели: закрепление знаний о культуре поведения в случае, когда приходят гости; воспитывать дружеские отношения, вежливость, гостеприимство; учить детей проявлять заботу о своей бабушке, относиться к ней с нежностью и любовью. 9. Игра-драматизация «Петушок и его семья» Цель. Формировать представления о семье на примере семьи Петушка; показать заботу родителей о своих детях; воспитывать любовь к родному языку, знакомить детей с фольклорными произведениями. 10. Подвижная игра «Курица и цыплята» Цель: показать заботливое отношение мамы к своим детям, создать положительное эмоциональное отношение к своим детям Блок «Мой детский сад» 1. Дидактическая игра «Я расскажи, а вы отгадайте» Цель: закрепление представлений о профессиях сотрудников детского сада, знания их имён; 2. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?» Цель: уточнение представлений детей о профессиях сотрудников детского сада, об инструментах, принадлежащих людям данной профессии; развитие речи. 3. Игра-беседа на тему «Всё ли у нас в порядке в группе» Цель: стимулирование желания поддерживать порядок в группе; формирование стремления беречь труд взрослых и бережного отношения к игрушкам, книгам, вещам. 4. Словесная игра «Если бы не было…» Цель: закрепление представлений детей о роли людей разных профессий, работающих в детском саду. 5. Творческая игра «Знакомство с трудом работников детского сада» Цель: знакомить детей с трудом работников детского сада. Блок «Моя малая родина» 1. «Знаешь ли ты свой город?» Цель. Развивать знания детей о родном городе. 2. Игра – путешествие «Мой город» Цель. Формировать понятие «город», воспитывать любовь к городу, в котором ты живешь. 3. Словесная игра «Где это находится?» Цель: формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться в районах город Блок «Будем Родине служить»
Цель игры: выработка меткости, четкости и координации движений. 3. Игра-беседа «Летят самолёты» Цель: Дать понятие о празднике День защитников Отечества, воспитывать чувство гордости за наших славных лётчиков; учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал воспитателя и начинать движение только после словесного сигнала; учить детей ориентироваться в пространстве; развивать ловкость 4. Игровая деятельность «Сильные и смелые». Цель: способствовать формированию мужских качеств: силы, ловкости, быстроты. 5. Подвижная игра «Перестрелка» Цель: развитие умения совместно взаимодействовать, меткости и ловкости. Блок «Культура и традиции» 1. Игра-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки» Цель: воспитывать любовь к устному народному творчеству. 2. Игра — развлечение «Кот Васька». Цель: знакомить детей с русским народным фольклором: потешками, песнями, играми. Задачи: знакомить детей с русским народным фольклором: потешками, песнями, играми. Развивать речь, память, познавательную и двигательную активность. Воспитывать любовь к животным. 3. Подвижная игра «Мы повесим шарики» Цель: Развитие быстроты, внимания; формирование у детей понятие о русских народных традициях 4. Подвижная игра «Соберем урожай». Цель: развитие быстроты, внимания; продолжать обогащать знаниями о традициях празднования народных праздников; вызвать положительные, радостные эмоции у детей. Хорошим подспорьем в работе станет уголок патриотического воспитания, который должен быть оформлен, исходя из потребностей возраста. Малышам, которые только пришли в детский сад, еще трудно мыслить понятиями о городе, стране, культуре. Для них родина – это ближайшее окружение. Патриотический уголок должен содержать доступную малышам этого возраста информацию о доме и семье. Оформление уголка требуется простое, но яркое. Важно привлечь внимание детей, вызвать их интерес.
Тематические папки с фотографиями и иллюстрациями города, открытки, альбомы
года, деревья, цветы
праздников. Тематические иллюстрации к Новому году, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая
|