«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ |
Патриотизм детям | |||
Автор: Лесковская Наталья Валентиновна | |||
01.10.2025 00:18 | |||
Наталья Валентиновна Лесковская МКДОУ «Шегарский детский сад №1 комбинированного вида» Сегодня в дошкольном образовании активно реализуются современные технологии и методики, например такие как, инженерно – техническое направление. В гонке за высокотехнологичной деятельностью мы порой не замечаем малого, просто доброго слова, заботливого к себе отношения, радость за ближнего… В настоящее время в нашем обществе замечаю то, что у подрастающего поколения совсем другие нравственные ценности, а о патриотизме они вообще порой не имеют понятия. Последние 8 лет нравственно- патриотическое воспитание одно из приоритетных направлений в моей практике. Я горжусь свое малой Родиной, где родилась и выросла. Наверное, поэтому мой первый итоговый результат — это была программа «Я и Мое село», которую оформила в 14 году и реализую до сих пор, добавляя в нее изменения и дополнения в соответствии с происходящим в настоящее время. Считаю, что все доброе начинается с малого – с любви к ближнему, к отчиму дому, родному краю. Стала искать такие формы работы с детьми, которые бы позволили заронить в них зерно мудрости, которое созреет и вырастит в их взрослой сознательной жизни. Последние три года использую технологию погружения в реальность, суть которой заключается в том, что сегодня создаю такую образовательную среду, в которую погружаю своих воспитанников, даю возможность прожить им в этом… это и костюмы, и разнообразные атрибуты, воспроизведение традиций и обычаев. Ребенок не просто должен услышать, он должен увидеть и потрогать, прожить в различных ситуациях в группе пока идет проект.
Все темы проектов в нашей группе рождаются на групповом сборе, в таком проекте с ребятами живем две – три недели. Опыт показывает, что в любой теме вполне допустимо выстроить нравственно – патриотическую линию, потому что добро, забота, внимание, чуткость есть всегда и во всем… А сколько традиций и праздников существуют в нашем календаре! Русский народ во все времена славился своей щедростью и гостеприимством. Когда изучаем традиции, обязательно в группе проживаем это… Например, с ребятами узнавали о подкове счастья, и не у всех, оказывается есть такая подкова дома — мы ее слепили из соленного теста и украсили …в итоге домой каждый ребенок унес свою подкову счастья и рассказал в семье о старой традиции.. Однажды, при знакомстве с символикой нашей страны и родного края, как то неожиданно в группе возник вопрос «а может у семьи быть герб?» и действительно, раньше таким вопросам и сама не задавалась, но поддержать интерес детей – это моя прямая обязанность!!! Это ФГОС!!! Ушли в творческий процесс, дети в свою очередь озадачили своих мам и пап и в итоге получили замечательные эмблемы семейных гербов. Что значит «встречать с хлебом и с солью!» — и вот уже вместе с детьми месим тесто, формируем изделия, повара детского сада помогают испечь… Важно то, что все этапы ребенок проживает сам, не только видит, но и делает! Теперь мои дети точно знают – что такое каравай и какой он — вкус хлеба с солью! А как у нас проходит рождество! мы не только в группе создаем настроение, мы идем в гости в другие группы. Накануне разучиваем колядки, узнаем традиции, готовим атрибуты и подарки. Ежегодно всегда ярко и весело организуем масленичную неделю, а в пасхальную неделю узнаем народные поверья. Важные календарные даты в группе так же проживаем трогательно и продуктивно…День матери, 8-марта, день защитника отечества, день старшего поколения… всегда с детьми делаем итоговые продукты, которые время от времени можем рассматривать, вспоминать о ярких и интересных моментах. В моей практике сложилось особое отношение к патриотическому празднику — День Победы. Военный стиль одежды, георгиевские ленты и красные гвоздики стали ежегодной традицией. А участие в бессмертном полку и «тропе памяти» воспитывает у детей гордость за свой народ и уважение к старшему поколению. Три года назад выступила с инициативой о создании в детском саду творческой группы педагогов по нравственно – патриотическому воспитание дошкольников «Истоки», являюсь ее руководителем. Это был очередной шаг в профессиональном росте и таким образом, я позволила расширить рамки своей педагогической находки. Вместе с коллегами – единомышленниками выстраиваем работу по нравственно – патриотическому воспитанию в целом по детскому саду. Сложились традиционные мероприятия… такие как Святки, осенины, проводы Зимы, День России и многие другие. Я смело могу утверждать и то, что выстраивание нравственно – патриотической линии в каждом проекте, позволяет мне решать все педагогические задачи в интеграции по всем пяти образовательным областям. Всегда активно идет речевое развитие по всем его направлениям. Продуктивно — творческая деятельность, ряжение, разучивание песен, частушек и колядок – расширяет возможности художественно- эстетического развития. Физическое развитие – это всегда двигательная активность, эмоционально – психологическое состояние через улыбки и смех. А если образовательная деятельность или развлечение проходит на улице – все показатели для здоровья детей на свежем воздухе возрастают в два раза. Умение договариваться и уступать друг другу, помогать и поддерживать, и просто дружить в своей группе – это устоявшая система Социально – коммуникативного развития. Познавательная область – конечно же — это базовая область. Если все логично продумать, то в совместной деятельности с дошкольниками – легко и доступно решаются все педагогически задачи. Заметила и то, что ознакомление с окружающим миром, интереснее проходит на контрасте – как было раньше, а как сейчас — в этом случае детские вопросы просто бесконечны и порой из них рождаются новые темы проектов. Можно продолжать бесконечно выстраивать систему решения всех задач, но поверьте – если знать возрастные особенности дошкольников и быть глубоко увлеченным в своем интересном деле, то к итоговому рубежу детского сада, когда ребенок уходит в 1 класс, всегда получаются высокие ключевые результаты в развитии будущего школьника. Почти каждый день провожу в окружении дошколят своей группы «Цветик – семицветик» — это подрастающее поколение, которым предстоит строить будущее нашей страны. А будет ли это будущее добрым и правильным, все зависит, в том числе, и от меня. Список использованных источников:
|