|
ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО — ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «Родина моя и Я»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №197»
Разработчик: Сорокина В.А.
Актуальность проекта: Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Каким ребёнок станет, полностью зависит от взрослых: родителей, педагогов и окружающих его взрослых. Какие знания он получит, какими впечатлениями обогатят. Поэтому главной целью нашей работы является создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
Скачать конспект
Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, области, края.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе. Важно показать ребенку, что наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми.
Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России. Поэтому было решено разработать и реализовать проект «Моя Родина и я».
Тема проекта: «Родина моя и Я».
Руководители проекта:
Вид проекта: творческий, познавательный.
По количеству учащихся: групповой.
По срокам реализации: долгосрочный.
Участники: дети средней группы, воспитатели, родители (законные представители).
Предмет исследования: познавательное развитие.
Цель проекта:
- Привить детям понимание Родины, начинающейся с семьи, переходящей к своей улице, к своему городу, краю, стране.
- Воспитывать патриотические чувства.
- Повысить качество семейного воспитания и ответственность родителей за воспитание своих детей.
Задачи:
- Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
- Воспитывать уважение к труду.
- Развивать интерес к прошлому страны: русским традициям и промыслам.
- Расширять представлений о городах России, о главном городе – о Москве.
- Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
- Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
- Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:
|
Словесные
|
Беседы;
Указание, пояснение, объяснение, разъяснение.
Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности;
Загадывание и отгадывание загадок;
Педагогическая оценка (поощрение, одобрение; похвала);
|
|
Наглядные
|
Демонстрация наглядных пособий;
Показ образца;
Рассматривание иллюстраций; открыток.
|
|
Практические
|
Игровые действия;
Художественное творчество;
Создание игровой ситуации, упражнение, моделирование.
|
Основные принципы реализации проекта:
- Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);
- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
- Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
- Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
- Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
- Элемент новизны (внесение новых атрибутов, возможность проявления творчества).
Этапы реализации проекта:
1.Этап (информационный) подготовительный (сентябрь) включает в себя:
- Провести опрос с детьми, выявить проблему;
- Составление перспективного плана работы по проведению проекта;
- Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию;
- Подбор методической и художественной литературы, энциклопедий, стихотворений, наглядных пособий, игр.
- Создание и пополнение предметно – развивающей среды.
2.Этап (практический) (сентябрь - апрель) включает в себя:
- Привлечение родителей к оказанию помощи;
- Чтение художественной литературы;
- Рассматривание иллюстраций;
- Рисование рисунков;
- Проведение с детьми бесед;
- Игр;
3.Этап (Заключительный) (май)
Предполагаемый результат:
Дети имеют представление о семье, детском саде, городе, в котором они живут. В рамках реализации проекта дети принимают участие в открытом занятии «Моя семья». Знают, что их «малая» Родина – город Барнаул, испытывают чувства гордости за свой город.
Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.
Имеют представление об исторических памятниках.
Проявление интереса к Алтайскому краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.
Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.
Дети имеют представление о Российской армии.
Проведение викторины «Моя малая Родина».
План реализации проекта
Формы совместной работы с детьми, взаимодействие с родителями
Сентябрь
|
Неделя
|
Мероприятие
|
|
1
|
Анкетирование для родителей «Отношение родителей к необходимости патриотического воспитания в ДОУ.
|
|
2
|
Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».
Дидактическая игра «Расскажи мне о себе»
|
|
3
|
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Беседа с родителями об оснащении работы по проекту
|
|
4
|
Настольно-печатные игры: «Кому что нужно для работы»
Игра- ситуация «Знакомство с членами семьи»
|
Октябрь
|
Неделя
|
Мероприятие
|
|
1
|
Консультации «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
Коллективное конструирование «Наш любимый детский сад»
|
|
2
|
Беседа «За что я люблю детский сад»
|
|
3
|
Интервью «Расскажи о своем детском саде?»
|
|
4
|
Дидактическая игра «Транспорт», «Здания города»
Рассматривание иллюстраций, фотографий «Барнаул»
|
|
5
|
Подбор фотографии (коллаж) «Наш семейный отдых»
|
Ноябрь
|
Неделя
|
Мероприятия
|
|
1
|
Беседа: «А где же я живу?»
Чтение стихов о Родине
|
|
2
|
Рисование «Матрешка»
|
|
3
|
Чтение художественной литературы Е. Карганова «Праздник бабушек и мам», «Про бабушек»
Рисование и выставка рисунков на тему «Я и моя семья»
|
|
4
|
Беседа «Где работают родители»
Развлечение, посвященное Дню матери
|
Декабрь
|
Неделя
|
Мероприятия
|
|
1
|
Чтение русской народной сказки: «Зимовье зверей»
Рисование: «Кто в зимнем домике живет?»
|
|
2
|
Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк»
Дидактическая игра: «Когда это бывает?»
|
|
3
|
Консультация для родителей: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
Беседа на тему «Народно – прикладное искусство России»
|
|
4
|
Сюжетно – ролевая игра «Семья. Готовимся к новому году»
Новогодний утренник
|
Январь
|
Неделя
|
Мероприятия
|
|
2
|
Рассказывание по картинам «Моя родина Россия».
Настольно-печатные игры: «Найди такую же», «Парные картинки»
|
|
3
|
Дидактическая игра: «Что за дерево?»
Развлечение: «Рождественские колядки»
|
|
4
|
Беседа: «Русские народные игрушки» Рисование «Украсим платочек»
|
Февраль
|
Неделя
|
Мероприятия
|
|
1
|
Беседа о жизни животных и птиц в лесу
Познавательная беседа «Помощь зимующим птицам»
|
|
2
|
Подкармливание птиц на участке детского сада
Коллективная работа лепка «Дикие животные»
|
|
3
|
Беседа: «Российская Армия»
Аппликация: «Летящие самолеты»
|
|
4
|
Рисование: «Салют в честь дня Защитников Отечества» Дидактическая игра: «Символы России», «Какого цвета флаг?»
|
Март
|
Неделя
|
Мероприятие
|
|
1
|
Беседа: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны». Рисование: «Расцвели цветы для мамы»
Праздник: «Милая мамочка»
|
|
2
|
Дидактическая игра: «Семья. Умеем хозяйничать»
Чтение художественной литературы, стихотворений А. Барто «Семья», Е. Благинина «Посидим в тишине»
|
|
3
|
Беседа: «Весна на Алтае»
Дидактическая игра «Признаки весны?»
|
|
4
|
Рассказывание по картине: «Весна в лесу»
Консультация: «Воспитание у детей дошкольников любви и бережного отношения к природе».
|
Апрель
|
Неделя
|
Мероприятие
|
|
1
|
Рассматривание альбома «Моя группа»
Беседа: «Береги природу»
|
|
2
|
Беседа «Праздники страны. День космонавтики»
Конструктивная деятельность: «Ракета»
|
|
3
|
Развлечение: «День земли»
Дидактическая игра «Дары природы»
|
|
4
|
Беседа: «Береги природу»
Труд в природе «Избавим наш участок от мусора»
|
Май
|
Неделя
|
Мероприятие
|
|
1
|
Развлечение: «День победы»
Консультация для родителей: «Маленький гражданин своей страны»
|
|
2
|
Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Вежливые слова» Дидактическая игра: «Правильно или нет»
|
|
3
|
Чтение художественной литературы: «Дядя Степа» С.Михалков
Консультация: «Нравственно - патриотическое воспитание подрастающего поколения»
Рекомендации для родителей по воспитанию патриота
|
|
4
|
Подведение итогов
|
Заключение
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Поэтому сегодня первоочередная задача педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, семье и друзьям, учить помогать друг другу. То есть, воспитывать настоящего, достойного человека – гражданина своей страны.
Используемая литература:
1. . Н.Г. Зеленова, Л.Н. Осипова «Мы живем в России» Москва 2008г. 2. М.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Москва 2008г. 3. Е.А. Алябьева «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками» Москва 2003г. 4. О.С. Зверева, Т.С. Кротова «Родительские собрания в ДОУ 2007г. Журнал «Дошкольное воспитание №12 – 2007г., №2 – 2008г. 5. Е.И.Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников» 1976г.; 6. Е. А. Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» Москва 2009г.7.Л.Н. Земскова-Названова «Люби и знай родной свой край» Москва 2007г. 8.«Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая
|