Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы на тему: «С чего начинается Родина?»
Патриотизм детям
Автор: Золотарева Татьяна Ивановна   
26.06.2025 22:59

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы на тему: «С чего начинается Родина?»Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы на тему: «С чего начинается Родина?»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный Белгородского района Белгородской области»

Воспитатель: Золотарева Татьяна Ивановна

Цель: Формирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через осмысление понятий «Род», «Родители», «Родина» на примере Белгородской области и Российской Федерации, развитие любви и уважения к родному краю, его истории, культуре и природе.

Задачи:

 

Образовательные:

  • Познакомить детей с понятиями «Род», «Родители», «Родина» и показать их взаимосвязь.
  • Расширить знания о Белгородской области: ее природе, истории, достопримечательностях и символике.
  • Дать представление о Российской Федерации как большой Родине.

Развивающие:

  • Развивать воображение, речь и мышление через обсуждение и творческую деятельность.
  • Стимулировать эмоциональное восприятие Родины через игровые и музыкальные элементы.

Воспитательные:

  • Формировать чувство гордости за родной край и страну.
  • Воспитывать уважение к семье, традициям и природе.
  • Поощрять желание беречь и улучшать свой родной край.

Методы обучения:

  • Наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.
  • Словесные: объяснение, рассказ педагога, вопросы, пояснение, педагогическая оценка.
  • Практические.
  • Игровые: выполнение воспитателем игровых действий

Формы обучения: ОД. Фронтальное.

Тип учебного занятия: Комбинированное

Материалы и оборудование

Презентация с изображениями: карты России и Белгородской области, природы Белгородской области (река Ворскла, Белая гора, Прохоровское поле), достопримечательностей (памятник князю Владимиру в Белгороде), символики (герб и флаг области, флаг и герб России).

Иллюстрации: семья, дом, природа, российские символы.

Аудиозаписи: песня «С чего начинается Родина» (М. Матусовского), «Песенка о бабушкиных ладонях» (Т. Григорьев)

Мяч для подвижной игры.

Раздаточный материал: Большие листы бумаги с изображение «схемы» дерева (один для воспитателя и на каждого ребенка), семейные фотографии, пирамида; карточки с изображениями символов и достопримечательностей.

Листы бумаги, краски, карандаши, фломастеры для творческой работы.

Обручи, платочек для подвижной игры.

Технологическая карта образовательной деятельности

Ход образовательной деятельности.

(Воспитатель предлагает детям встать в круг и взяться за руки)

Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу и скажем: «Мы рады быть вместе!».

(Дети повторяют приветствие)

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы узнать, с чего начинается Родина. Как вы думаете, что такое Родина?

Дети: Родина – это моя Россия. Родина — это моя семья.

(Слайд с изображением семьи, дома и природы)

Воспитатель: «Родина – это место, где мы родились, где живем с семьей, где наш дом. Сегодня мы поговорим о том, как Родина начинается с семьи, нашего края – Белгородской области, и нашей большой страны – России».

Воспитатель: Ребята, слово «Родина» связано с другими важными словами – «Род» и «Родители». Давайте разберемся:

Род – это ваша семья, все ваши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, братья и сестры. Это люди, которые заботятся о вас.

Родители – это мама и папа, которые дали вам жизнь, учат вас добру и помогают расти.

Родина – это место, где вы родились, где живет ваш род. Это ваш дом, ваш город, Белгородская область и наша большая страна – Россия.

Воспитатель: Кто входит в ваш род? Назовите своих близких.

Дети: Род — это близкие родственники: бабушка, дедушка, мама, папа, сестры и братья.

Воспитатель: Правильно! Родственниками называют близких по родству людей. Если объединить все ваши ответы, то можно сказать: род – это большая семья. Кто самый уважаемый родственник в вашем роду?

Дети: Самыми уважаемыми в вашем роду считаем бабушку, дедушку.

Воспитатель: Почему?

Дети: Бабушка и дедушка дольше всех прожили и все знают, мы всегда обращаемся к ним с различными вопросами. Они советуют, как поступить в трудных случаях, помогают во всем.

Воспитатель: Верно. А еще мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители – вам. Пока не было вас, ваши родители назывались детьми. А как они стали называться с вашим рождением?

Дети: С рождением нас их стали называть родителями.

Воспитатель: Кто знает стихи о семье? Кто хочет их прочесть?

Ребенок 1: Семья – это слово родное!

Сколько в нем света, добра и тепла!

Как мы гордимся своими родными.

За все их заслуги, за все их дела!

Ребенок 2. Глаза материнские нас согревают,

Как солнца сиянье, они горячи,

А руки отца от беды заслоняют.

Забота родных – как солнца лучи.

Воспитатель: Что делают ваши родители для вас?

Дети: Родители нас воспитывают, заботятся о нас, любят нас.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас обратите внимание на кольца, которые лежат на моем столе. Любой род можно представить в виде этих колец. Если мы наденем на палочку первое кольцо –это ваши прадедушка и прабабушка. Ребята, как можно назвать следующее кольцо?

Дети: Следующее кольцо –это дедушка и бабушка.

(Ребенок надевает следующее по размеру кольцо)

Воспитатель: Правильно, какое кольцо следующее и как мы его назовем?

Дети: Мы назовем его мама и папа

(Ребенок надевает следующее, меньшее по размеру кольцо)

Воспитатель: А вот это кольцо – это вы ребята.

(Ребенок надевает следующее, меньшее по размеру предложенное кольцо)

Воспитатель: Осталось еще одно, самое маленькое. Ребята, как вы думаете, кого оно обозначает? Подумайте!

Скоро вы вырастите…

Дети: Может быть, это кольцо – будущие наши дети?

Воспитатель: Правильно! И что же у нас получилось?

Дети: У нас получилась пирамида.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на чем держится верхнее кольцо?

Дети: Верхнее кольцо держится на самом большом кольце.

Воспитатель: Дети, помните, как мы его назвали?

Дети: Мы его назвали прадедушка и прабабушка.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стихи о наших бабушках и послушаем песню о них.

(Дети читают стихи: «Очень бабушку мою, маму мамину люблю… (Н. Голь); «Песенка о бабушкиных ладонях» (Т. Григорьев)

Воспитатель: Ребята, по пирамиде можно рассказать о родстве любого человека. У многих из вас есть братья и сестры, у ваших мам и пап они тоже есть, поэтому большой род всегда изображали в виде дерева. Называлось оно генеалогическим деревом.

Воспитатель: Дети, вы принесли фотографии родственников. Посмотрите на доску (Воспитатель прикрепляет изображение дерева на магнитную доску). Ребята, у вас на столах лежат такие же картинки. Давайте составим генеалогические древа наших родов. Я буду работать у доски, а вы – за своими столами. Вот эти старые и пожелтевшие от времени фотографии прабабушки и прадедушки расположим их там, где на схеме обозначены корни дерева.

(Дети вслед за воспитателем выкладывают свои генеалогические древа).

Ребята, посмотрите на ваши деревья и расскажите о своем роде. Вспомните, где живут ваши родственники, чем они занимаются? (Слушаем ответы нескольких детей)

Воспитатель: Ребята, вам было интересно слушать рассказы своих друзей?

Дети: Да, очень интересно.

Воспитатель: Вечером, возьмите схему дерева и фотографии домой и попросите мам и пап, дедушек и бабушек продолжить составление истории вашего рода.

разводят руки)

Воспитатель: Дети, как называется страна, где вы родились?

Дети: Родина, Россия.

Воспитатель: Как называется наш родной край?

Дети: Наша малая Родина, наш родной край — это Белгородская область.

Физкультурная минутка

«Родина»

Нет на свете Родины красивей – (шагают на месте)

Боевой страны богатырей. (изображают «богатырей»)

Вот она, по имени Россия,

От морей простёрлась до морей. (шагают на месте и

широко

Воспитатель: «Родина начинается с вашего рода, с вашей семьи. Это как дерево: корни – это семья, ствол – ваш город или село, а крона – наша страна, Россия. Любить Родину – значит любить свою семью, беречь свой край и гордиться Россией».

(Рассказ с презентацией)

(Воспитатель показывает карту Белгородской области)

Белгородская область – наш родной край, расположенный в центре России.

Здесь красивая природа: реки Ворскла и Северский Донец, леса, поля, меловые горы, такие как Белая гора.

Область знаменита своей историей: на Прохоровском поле в 1943 году произошла великая танковая битва, которая помогла нашей стране победить в войне.

У Белгородской области есть герб и флаг, где изображены лев и орел – символы силы и мужества.

(Показ изображений герба, флага в презентации)

Игра «Найди пару»

(Воспитатель раздает карточки).

На одних карточках изображения достопримечательностей: Прохоровское поле, Белая гора; на других – их названия.

Правила: необходимо найти пары и называть, что изображено.

Подвижная игра: «Собери символы Родины»

Цель: Развивать двигательную активность, закрепить знания о символах.

Правила игры:

На полу разложены обручи, в каждом – карточки с изображениями символов (флаг России, герб Белгородской области, картинка семьи, природа). Дети делятся на команды. По сигналу воспитателя каждая команда собирает в свой обруч карточки, связанные с Родиной. Побеждает команда, которая быстрее и правильно соберет карточки.

Воспитатель: Почему эти картинки связаны с Родиной?

Воспитатель: Ребята, послушайте песню «С чего начинается Родина»

Воспитатель: Какие чувства у вас вызывает эта музыка?

Дети: Чувство гордости за свою Родину.

Воспитатель: Почему важно любить свою Родину?

Дети: Родина — это моя семья, дороже которой нет ничего на свете.

Воспитатель: Предлагаю вам ребята нарисовать, что для вас обозначает Родина: это может быть семья, дом, природа Белгородской области, флаг России или достопримечательности.

(Во время творческой деятельности детей звучит тихо песня «С чего начинается Родина». После завершения дети представляют свои рисунки и рассказывают, что изобразили).

Воспитатель: Как красиво вы показали свою Родину! Каждый из вас любит свой край по-своему.

Рефлексия:

Воспитатель: «Ребята, что вы сегодня узнали о Родине? С чего она начинается? Что такое род?

Дети: Корни – род, ствол – Белгородская область, крона – Россия.

Воспитатель: Наша Родина – это как большое дерево. Она начинается с вашей семьи, вашего дома, вашего края. Давайте будем любить и беречь нашу Родину!

Подвижная игра: «Передай тепло Родины»

(Дети встают в круг).

Воспитатель: Ребята, вот платочек, его мы будем передавать по кругу, говоря: «Я передаю тепло своей Родины».

Каждый должен повторить эту фразу, передавая платочек дальше. В конце все вместе говорим: «Мы любим нашу Родину – Россию и Белгородскую область!»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 23 (385) выйдет
28 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год