Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы на тему: «С чего начинается Родина?» |
Патриотизм детям | |
Автор: Золотарева Татьяна Ивановна | |
26.06.2025 22:59 | |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный Белгородского района Белгородской области» Воспитатель: Золотарева Татьяна Ивановна Цель: Формирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через осмысление понятий «Род», «Родители», «Родина» на примере Белгородской области и Российской Федерации, развитие любви и уважения к родному краю, его истории, культуре и природе. Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Методы обучения:
Формы обучения: ОД. Фронтальное. Тип учебного занятия: Комбинированное Материалы и оборудование Презентация с изображениями: карты России и Белгородской области, природы Белгородской области (река Ворскла, Белая гора, Прохоровское поле), достопримечательностей (памятник князю Владимиру в Белгороде), символики (герб и флаг области, флаг и герб России). Иллюстрации: семья, дом, природа, российские символы. Аудиозаписи: песня «С чего начинается Родина» (М. Матусовского), «Песенка о бабушкиных ладонях» (Т. Григорьев) Мяч для подвижной игры. Раздаточный материал: Большие листы бумаги с изображение «схемы» дерева (один для воспитателя и на каждого ребенка), семейные фотографии, пирамида; карточки с изображениями символов и достопримечательностей. Листы бумаги, краски, карандаши, фломастеры для творческой работы. Обручи, платочек для подвижной игры. Технологическая карта образовательной деятельности Ход образовательной деятельности. (Воспитатель предлагает детям встать в круг и взяться за руки) Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу и скажем: «Мы рады быть вместе!». (Дети повторяют приветствие) Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы узнать, с чего начинается Родина. Как вы думаете, что такое Родина? Дети: Родина – это моя Россия. Родина — это моя семья. (Слайд с изображением семьи, дома и природы) Воспитатель: «Родина – это место, где мы родились, где живем с семьей, где наш дом. Сегодня мы поговорим о том, как Родина начинается с семьи, нашего края – Белгородской области, и нашей большой страны – России». Воспитатель: Ребята, слово «Родина» связано с другими важными словами – «Род» и «Родители». Давайте разберемся: Род – это ваша семья, все ваши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, братья и сестры. Это люди, которые заботятся о вас. Родители – это мама и папа, которые дали вам жизнь, учат вас добру и помогают расти. Родина – это место, где вы родились, где живет ваш род. Это ваш дом, ваш город, Белгородская область и наша большая страна – Россия. Воспитатель: Кто входит в ваш род? Назовите своих близких. Дети: Род — это близкие родственники: бабушка, дедушка, мама, папа, сестры и братья. Воспитатель: Правильно! Родственниками называют близких по родству людей. Если объединить все ваши ответы, то можно сказать: род – это большая семья. Кто самый уважаемый родственник в вашем роду? Дети: Самыми уважаемыми в вашем роду считаем бабушку, дедушку. Воспитатель: Почему? Дети: Бабушка и дедушка дольше всех прожили и все знают, мы всегда обращаемся к ним с различными вопросами. Они советуют, как поступить в трудных случаях, помогают во всем. Воспитатель: Верно. А еще мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители – вам. Пока не было вас, ваши родители назывались детьми. А как они стали называться с вашим рождением? Дети: С рождением нас их стали называть родителями. Воспитатель: Кто знает стихи о семье? Кто хочет их прочесть? Ребенок 1: Семья – это слово родное! Сколько в нем света, добра и тепла! Как мы гордимся своими родными. За все их заслуги, за все их дела! Ребенок 2. Глаза материнские нас согревают, Как солнца сиянье, они горячи, А руки отца от беды заслоняют. Забота родных – как солнца лучи. Воспитатель: Что делают ваши родители для вас? Дети: Родители нас воспитывают, заботятся о нас, любят нас. Воспитатель: Молодцы! А сейчас обратите внимание на кольца, которые лежат на моем столе. Любой род можно представить в виде этих колец. Если мы наденем на палочку первое кольцо –это ваши прадедушка и прабабушка. Ребята, как можно назвать следующее кольцо? Дети: Следующее кольцо –это дедушка и бабушка. (Ребенок надевает следующее по размеру кольцо) Воспитатель: Правильно, какое кольцо следующее и как мы его назовем? Дети: Мы назовем его мама и папа (Ребенок надевает следующее, меньшее по размеру кольцо) Воспитатель: А вот это кольцо – это вы ребята. (Ребенок надевает следующее, меньшее по размеру предложенное кольцо) Воспитатель: Осталось еще одно, самое маленькое. Ребята, как вы думаете, кого оно обозначает? Подумайте! Скоро вы вырастите… Дети: Может быть, это кольцо – будущие наши дети? Воспитатель: Правильно! И что же у нас получилось? Дети: У нас получилась пирамида. Воспитатель: Ребята, посмотрите на чем держится верхнее кольцо? Дети: Верхнее кольцо держится на самом большом кольце. Воспитатель: Дети, помните, как мы его назвали? Дети: Мы его назвали прадедушка и прабабушка. Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стихи о наших бабушках и послушаем песню о них. (Дети читают стихи: «Очень бабушку мою, маму мамину люблю… (Н. Голь); «Песенка о бабушкиных ладонях» (Т. Григорьев) Воспитатель: Ребята, по пирамиде можно рассказать о родстве любого человека. У многих из вас есть братья и сестры, у ваших мам и пап они тоже есть, поэтому большой род всегда изображали в виде дерева. Называлось оно генеалогическим деревом. Воспитатель: Дети, вы принесли фотографии родственников. Посмотрите на доску (Воспитатель прикрепляет изображение дерева на магнитную доску). Ребята, у вас на столах лежат такие же картинки. Давайте составим генеалогические древа наших родов. Я буду работать у доски, а вы – за своими столами. Вот эти старые и пожелтевшие от времени фотографии прабабушки и прадедушки расположим их там, где на схеме обозначены корни дерева. (Дети вслед за воспитателем выкладывают свои генеалогические древа). Ребята, посмотрите на ваши деревья и расскажите о своем роде. Вспомните, где живут ваши родственники, чем они занимаются? (Слушаем ответы нескольких детей) Воспитатель: Ребята, вам было интересно слушать рассказы своих друзей? Дети: Да, очень интересно. Воспитатель: Вечером, возьмите схему дерева и фотографии домой и попросите мам и пап, дедушек и бабушек продолжить составление истории вашего рода. разводят руки) Воспитатель: Дети, как называется страна, где вы родились? Дети: Родина, Россия. Воспитатель: Как называется наш родной край? Дети: Наша малая Родина, наш родной край — это Белгородская область. Физкультурная минутка «Родина» Нет на свете Родины красивей – (шагают на месте) Боевой страны богатырей. (изображают «богатырей») Вот она, по имени Россия, От морей простёрлась до морей. (шагают на месте и широко Воспитатель: «Родина начинается с вашего рода, с вашей семьи. Это как дерево: корни – это семья, ствол – ваш город или село, а крона – наша страна, Россия. Любить Родину – значит любить свою семью, беречь свой край и гордиться Россией». (Рассказ с презентацией) (Воспитатель показывает карту Белгородской области) Белгородская область – наш родной край, расположенный в центре России. Здесь красивая природа: реки Ворскла и Северский Донец, леса, поля, меловые горы, такие как Белая гора. Область знаменита своей историей: на Прохоровском поле в 1943 году произошла великая танковая битва, которая помогла нашей стране победить в войне. У Белгородской области есть герб и флаг, где изображены лев и орел – символы силы и мужества. (Показ изображений герба, флага в презентации) Игра «Найди пару» (Воспитатель раздает карточки). На одних карточках изображения достопримечательностей: Прохоровское поле, Белая гора; на других – их названия. Правила: необходимо найти пары и называть, что изображено. Подвижная игра: «Собери символы Родины» Цель: Развивать двигательную активность, закрепить знания о символах. Правила игры: На полу разложены обручи, в каждом – карточки с изображениями символов (флаг России, герб Белгородской области, картинка семьи, природа). Дети делятся на команды. По сигналу воспитателя каждая команда собирает в свой обруч карточки, связанные с Родиной. Побеждает команда, которая быстрее и правильно соберет карточки. Воспитатель: Почему эти картинки связаны с Родиной? Воспитатель: Ребята, послушайте песню «С чего начинается Родина» Воспитатель: Какие чувства у вас вызывает эта музыка? Дети: Чувство гордости за свою Родину. Воспитатель: Почему важно любить свою Родину? Дети: Родина — это моя семья, дороже которой нет ничего на свете. Воспитатель: Предлагаю вам ребята нарисовать, что для вас обозначает Родина: это может быть семья, дом, природа Белгородской области, флаг России или достопримечательности. (Во время творческой деятельности детей звучит тихо песня «С чего начинается Родина». После завершения дети представляют свои рисунки и рассказывают, что изобразили). Воспитатель: Как красиво вы показали свою Родину! Каждый из вас любит свой край по-своему. Рефлексия: Воспитатель: «Ребята, что вы сегодня узнали о Родине? С чего она начинается? Что такое род? Дети: Корни – род, ствол – Белгородская область, крона – Россия. Воспитатель: Наша Родина – это как большое дерево. Она начинается с вашей семьи, вашего дома, вашего края. Давайте будем любить и беречь нашу Родину! Подвижная игра: «Передай тепло Родины» (Дети встают в круг). Воспитатель: Ребята, вот платочек, его мы будем передавать по кругу, говоря: «Я передаю тепло своей Родины». Каждый должен повторить эту фразу, передавая платочек дальше. В конце все вместе говорим: «Мы любим нашу Родину – Россию и Белгородскую область!»
|