Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики»
Патриотизм детям
Автор: Попова Елена Дмитриевна   
16.05.2016 20:14

«Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики»«Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики»

(из опыта работы МДОУ № 52 г.Копейска Челябинской области)

Племя, не способное воспитать в
потомстве стремление сохранить
и защитить сложившуюся культуру,
традиции, обречено на вымирание.
Государство, не ставящее целью
воспитать своих граждан в духе
патриотизма, не имеет будущего.

Дж. Байрон

В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека. В концепции дошкольного воспитания определены задачи формирования человека здорового физически, духовно, богато нравственного, творческого, думающего.

 

Скачать конспект

Основой новой Концепции образования является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». Всем известно, что дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, а также, дать возможность дошкольникам почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Эту задачу можно успешно решать в рамках музейной педагогики.

«Музейная педагогика» … Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.

«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями». (Педагогический словарь)

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.

Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, опирается на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. И как раз музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.

Цели и основные задачи музейной педагогики в области дошкольного образования хороши известны педагогам.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи музейной педагогики:

  • воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
  • формирование самосознания, становления активной жизненной позиции;
  • развитие творческих и организаторских способностей;
  • формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
  • формирование у дошкольников представления о музее;
  • развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
  • развитие речи и расширения словарного запаса;
  • воспитание культуры поведения.

Сегодня дошкольная организация видит в музее партнера по решению задач, связанных с гражданско–патриотическим воспитанием детей через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада.

В городе с 1999года успешно реализуется программа «Я – Копейчанин!», задачами которой является решение проблем нравственного и духовного воспитания детей, воспитание чувства патриотизма и гордости за свой город, край. В программу включено большинство детских садов центра города и поселков. С дошкольниками в музее проводятся экскурсии-занятия, игровые программы, посвященные народным праздникам и обрядам, организуется посещение различных тематических выставок. В конце каждого занятия дети отражают полученные представления в рисунке, лепке, аппликации, конструировании.

Наш детский сад более 15 лет совместно с Краеведческим музеем работает по программе «Я – Копейчанин!». Вначале каждого учебного года заключаем договор по сотрудничеству, корректируем тематический план, время проведения занятий в музее со старшими дошкольниками, а это 5 – 6 групп детского сада, примерно около 150 и более детей.

Занятия в музее мы начинаем с блока «Знакомство с родным городом». Это символично и связано с тем, что в конце лета, наш город отмечает свой день рождения и День шахтера. Это знаменательное событие ежегодно отмечается и в нашем дошкольном учреждении. На празднике дети в игровой форме получают первоначальные знания о Копейске.

А в дальнейшем, посещая экскурсии — занятия из тематического блока «Памятные места родного города», дошкольники узнают много нового о родном городе и закрепляют новые знания в повседневной жизни, рассматривая групповые выставки, которые оформляются в детском саду, создавая рисунки на тему «Моё любимое место в городе». Занятия в музее из цикла «Символы родного города, области, страны» также находят продолжение как в непосредственной образовательной деятельности в детском саду, так и в оформлении образовательной среды группы.

Детям подготовительной к школе группа очень нравятся игровые занятия, связанные с ознакомлением с трудом шахтера, которые проводятся как в музее, так и в детском саду.

Традиционно в старших и подготовительных к школе группах 1 сентября проводятся тематические занятия «Моя малая Родина». На занятиях дети вспоминают самые красивые места своего города, узнают легенду о каменном угле, историю «Как город своё имя получил». Рисуют место, куда бы они повели гостей города, придумывают новый район города и с удовольствием изображают его план. И как следствие всей этой деятельности с детьми, наши воспитанники, очень осознанно подходят к участию в различных городских конкурсах, связанных с нашим городом и достойно занимают первые места в них.

Первые места в творческих конкурсах «Твой город-твой дом» «Подари городу радость» в номинации «Город труженик-город герой» Посещая занятия в зале этнографии, дети узнают о быте уральцев, о мире старинных вещей.

В дошкольном учреждении, мы с помощью родителей, являющимися на сегодняшний день, полноценными участниками образовательного процесса в ДОУ, организуем мини – музеи предметов старинного быта, изготавливаем макеты Русской избы, деревенского подворья. Находясь в такой среде, дети закрепляют знания и впечатления, полученных после посещения музея, учатся бережному отношению к предметам старины.

Эмоциональный выход от прикосновения с прошлым имеет место в разнообразном творчестве детей и их педагогов, это и театральная композиция «На Ярмарке», танец «В горнице», постановка «Сказка про

солдата Кондрата» и др.

Хочется более подробно остановиться на разделе программы «Мир народной культуры», которая реализуется как в стенах Краеведческого музея, так и в стенах дошкольного учреждения по трем аспектам работы, как впрочем, и все остальные разделы программы:

  • работа с детьми
  • взаимодействие с родителями воспитанников
  • работа с педагогами ДОУ

Наряду с традиционными народными праздниками в детском саду: «Масленицей», «Рождественскими колядками», которые проходят как в группах детского сада, так и за пределами дошкольного учреждения, в ближайшем окружении. В стенах музея мы познакомились и с праздниками, связанными с народным календарем «Капустник», «Кузьминки», «Жаворонки».

Для закрепления у детей знаний и впечатлений, полученных после посещения музея, разработали тематические, Листы Творчества, которые рецензировались сотрудниками краеведческого музея.

Так нами составлены Творческие листы по темам «Капустник», «Кузьминки», «Масленица». Листы с заданиями раздаются детям и они дома, по желанию, вместе с родителями их выполняют. С появлением в ДОУ интерактивных досок, эти задания планируются выполняться во время познавательных занятий в рамках тематической недели «Народная культура и традиции».

Работа в рамках программы «Мир народной культуры» сподвигли нас на организацию с родителями воспитанников различных тематических выставок. Тем не менее, у современных родителей представлений и знаний о народных праздниках не всегда достаточно, поэтому мы предлагаем их вниманию печатную информацию, которую помещаем на групповые информационные стенды для родителей. Содержание таких листовок соответствует содержанию тематических занятий с детьми в музее.

Выстраивая работу в рамках музейной педагогики с воспитателями дошкольного учреждения, проводим цикл консультаций «Из истории русских праздников», пополняем их педагогическую копилку картотеками потешек, прибауток, народных игр, услышанных и увиденных на занятиях в музее. Педагоги охотно используют их с детьми в повседневной жизни детского сада.

В течении всего года, дети посещают Зал природы, принимая участия в занятиях из цикла «Временам года», на которых знакомятся с особенностями природы Южного Урала, путешествую с героями по залу.

Любимы детьми и занятия с мастер-классами в Выставочном зале музея.

Для предание еще большей системности и полноты работы по решению задач гражданско-патриотического воспитания дошкольников в нашем детском саду в этом учебном году работает педагог по краеведению, которая успешно реализует программу «Наш дом –Южный Урал».

Таким образом Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее.

Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее сензитивным периодом для воспитания высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ними на всю жизнь.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год