ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ. |
ПДД детям | |||
Автор: Ткаченко Татьяна Митрофановна | |||
18.02.2018 22:47 | |||
Ткаченко Татьяна Митрофановна воспитатель МДОУ Советский детский сад общеразвивающего вида Алексеевский район Белгородская область На сегодняшний день очень остро стоит проблема безопасности дошкольников на улицах городов, сел и посёлков. Растет число личных автомобилей на наших дорогах. К сожалению, число дорожно-транспортных происшествий с участием детей на дорогах России резко возросло.
Дети — это великая ценность человечества. Кто, как не мы, взрослые, должны заботиться о наших детях. Учитывая, что, будучи еще совсем маленькими, они уже становятся участниками дорожного движения. Для этого необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это начальный этап и тот период, когда формируется личность человека. Поэтому, очень важно, именно в этот период начать знакомить детей с правилами безопасного поведения на дорогах. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него в подсознании навсегда. Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах. Большую часть дня дети дошкольного возраста проводят в детском саду, именно там они могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. Дети — самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды — обязанность взрослых, это родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице в дошкольной организации проводится уже в младшем возрасте. При этом педагог четко знает все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:
Одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду − подготовка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах. Данная задача, в процессе обучения правилам дорожного движения в воспитании дошкольников, дифференцируется на ряд частных задач: развитие у детей внимания, наблюдательности, формирование координации движения, совершенствование реакций и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях дорожного движения, повышение уровня психофизических качеств, обеспечивающих безопасность ребенка на улице, формирование у детей знаний правил дорожного движения и умений применять их в повседневной жизни. Следует отметить, что данные задачи решаются в следующих образовательных областях:
Этот воспитательно-образовательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов. В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не является одноразовой акцией. Она проводится планово, систематически, постоянно. Она охватывает все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Эта работа не выделяется в самостоятельный раздел, а входит во все разделы и направления программы воспитания в детском саду: организованные формы обучения на занятиях, совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность ребенка, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, игру. Исходя из цели и задач следует: если давать детям знания о правилах дорожного движения, то можно сформировать потребность в их выполнении, сократив, таким образом, число дорожно-транспортных происшествий. Для решения этой цели в младшей группе «Солнышко» нами были поставлены следующие задачи:
Для этого нами был составлен перспективный план интегрированных занятий и мероприятий по данному направлению. Организацию работы с детьми по обучению дошкольников правилам дорожного движения мы начали с оснащения предметно развивающей среды. Непосредственно в нашей группе младшего дошкольного возраста созданы оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах:
Дети играют в игры и рассматривают иллюстрации под руководством взрослых, так и самостоятельно. Организованный уголок по ПДД в группе дает возможность детям в любое время подойти и рассмотреть пособия по данной теме, дидактический стол дает возможность поиграть с игрушками. В своей работе нами использованы имеющиеся в группе плакаты по правилам дорожного движения и иллюстрированные пособия. В течение года знакомили детей с художественной литературой по правилам дорожного движения:
«Происшествие с игрушками»
Знакомство детей с правилами дорожного движения проходило систематически и последовательно в различных видах деятельности. Во время целевых прогулок мы обращали внимание детей на движение пешеходов, транспорта. Знакомили с улицей, с понятиями «светофор», «тротуар», «зебра», «пешеход», «переход», «машина». Уточняли название частей автомобиля: кабина, колеса, двери и т.д. Полученные на прогулке знания детьми закреплялись в процессе образовательной деятельности: на аппликации — наклеивании светофора; на формировании элементарных математических представлений – различать красный, желтый, зеленый цвет; на конструировании – строительство улицы, дороги. Все свои действия сопровождали словами: «Это у нас будет тротуар, кто по нему будет ходить?». На образовательной области «физическая культура» малышей учили двигаться в определенном направлении – вперед, назад. Проводили подвижные игры: «Поезд», «Трамвай», «Воробушки и автомобили», «Найди свой цвет». Таким образом, у детей накопился опыт движения по улице, обогатился их словарный запас, повысился уровень пространственной ориентировки. При проведении НОД для детей младшей группы «Зайка в гостях у детей» были поставлены следующие цели и задачи: Закрепить знания детей о дорожных знаках, светофоре, пешеходном переходе, их функциях, их значении для людей. Развивать логическое мышление, внимание детей. Активизировать в речи детей слова: грузовой, легковой, светофор, пешеходный переход, название частей машины, проезжая часть, тротуар (дети с заданием справились). Большое внимание уделяли дидактическим играм ( «Собери правильно дорожные знаки», «Узнай на картинке транспорт», «Составь автомобиль», «Соблюдай правила движения», «Зажги огоньки», «Дорожное лото»), игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии ( «Построй улицу»). По окончанию организованного мероприятия дети попадали в предметно-развивающую среду группы, где могли применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх. Во второй половине года организовывались сюжетно-ролевые игры «Мы водители», «По дороге в детский сад», «Мы по улице идем», на которых дошкольников учили правильному поведению на улице, знакомили с дорожными знаками. Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице может быть эффективным лишь при условии, что работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма педагог целенаправленно проводит с родителями, ведь именно они являются для ребенка непосредственным образцом поведения на улице. Для этого должна быть тесная взаимосвязь между ними. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, мы использовали разнообразные формы:
Анкетирование показало, что родители придают большое значение изучению правил дорожного движения. Родители остаются незаменимыми помощниками в организации встреч, экскурсий, изготовления различных атрибутов: знаки, макеты, игры, костюмы, подбора и оснащения необходимым материалом (создание детской библиотечки, коллекции машин). Была проведена большая работа с родителями, знакомили их с программными требованиями, привлекали к изготовлению материала для проведения образовательной деятельности, игр, выполнению различных заданий с детьми. На родительских собраниях было рассказано о проводимых в дошкольных учреждениях мероприятиях, выяснилось, показывают ли родители детям опасные места по дороге в детский сад, держат ли они их за руку, находясь на улице. Был составлен «безопасный маршрут» к детскому саду. С целью закрепления у дошкольников знаний по безопасности дорожного движения нами, педагогами использовались тесты, памятки по данной проблеме, они были направлены на изучение, выявление, закрепление знаний, на развитие логического мышления. Итогом нашей работы в группе по освоению детьми знаний правил дородного движения стали следующие достижения:
Следует сказать, что проделанная работа дала определенный результат — посредством ознакомления с правилами дорожного движения у большего числа детей сформировались навыки безопасного поведения на дороге. Важные знания пригодятся им в жизни. Очень надеемся, что наши воспитанники станут примерными пешеходами, всегда будут правильно вести себя на дороге и в общественном транспорте.
|