Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогическая статья на тему: «Система работы с детьми по ознакомлению с правилами уличного движения»
ПДД детям
Автор: Муравьева Лариса Михайловна, Ярзуткина Людмила Вячеславовна   
22.10.2018 12:25

Педагогическая статья на тему: «Система работы с детьми по ознакомлению с правилами уличного движения»Педагогическая статья на тему: «Система работы с детьми по ознакомлению с правилами уличного движения»

Авторы:

Муравьева Лариса Михайловна, Ярзуткина Людмила Вячеславовна, воспитатели старшей группы МБДОУ "Детский сад №51" г. Чебоксары Чувашская Республика

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов-детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.

 

Причиной дорожно- транспортного происшествия чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего дошкольного возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалось способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстроменяющейся дорожной обстановке.

Статистика свидетельствует, что детский дорожно-транспортный травматизм возрастает с каждым годом. Например, если в 2016 году было 19269 случаев, а в 2017 году -19581 случаев с участием детей.

Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. В детском саду воспитание общей культуры поведения начинается в младших группах, на третьем году жизни ребенка. С этого времени должна начинаться и его подготовка к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно остается у него навсегда.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предусматривает обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта- грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом, с регулированием движения на улицах города, населенных пунктах.

Изучение правил дорожного движения опирается на решение программных задач формирования у детей умение ориентироваться в пространстве, когда они уже умеют различать и называть левую и правую сторону, середину, направление вперед, назад и т. д.

Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно со всеми разделами программы, если на занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, физической культуре, музыкальных занятий, изобразительной деятельности, в повседневной жизни у детей формируются культура поведения, выдержка, дисциплина.

Воспитатель знакомит детей с правилами дорожного движения, последовательно усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе.

На третьем году жизни дети могут ориентироваться лишь в привычной для них обстановке. В пределах групповой комнаты они усваивают понятия близко- далеко, низко- высоко, маленький – большой. В течения года дети должны научиться различать легковые и грузовые машины, уметь называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, руль, двери. С этой целью воспитатель проводит с детьми наблюдения за различными видами транспорта.

С детьми 3-4 лет воспитатель продолжает работу по расширению представлений об окружающем, формированию ориентировке в пространстве, учит понимать и употреблять понятия здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко. Она организует и постепенно направляет познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения. Детей знакомят с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Они узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах, а грузы возят на грузовых машинах.

Представления о транспорте, улице, полученные детьми на занятиях, на прогулках постоянно закрепляются и расширяются при каждом удобном случае воспитателем и родителями. В течение года наблюдения и целевые прогулки периодически повторяются, с тем чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.

С детьми 4-5 лет воспитатель продолжает работу по развитию ориентировку в окружающем. Более широкой становится программа целевых прогулок. Воспитатель должна познакомить детей с трудом водителей, некоторыми видами транспорта; в легковых автомобилях и автобусах ездят люди, на грузовых машинах привозят в детский сад продукты и другие грузы, в кабине за рулем сидит шофер, он ведет машину быстро и осторожно, чтобы не произошла авария.

С целью обогащения опыта детей, закрепления их представлений о транспорте на целевых прогулках проводятся наблюдения. Дети уточняют особенности передвижения. Определяют сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса, машины. Детей также знакомят с конкретными правилами дорожного движения, рассказывают им о назначении желтого сигнала светофора, объясняют правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороной тротуара; переходить дорогу только по переходу, при зеленом сигнале светофора. Воспитатель знакомит детей со словами «проезжая часть», «одностороннее и двухстороннее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход».

В старших группах представления детей о правилах дорожного движения уточняются и дополняются. На экскурсиях, целевых прогулках закрепляются представления детей о проезжей части, осевой линии. Их знакомят с перекрестом, дорожными знаками ( «Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»). Дают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров:

  • пешеходам разрешается ходить только по тротуару
  • идти следует по правой стороне тротуара
  • пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются линии или указатели перехода
  • при двухстороннем движении смотрят вначале налево, а дойдя до середины- направо
  • пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке
  • пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней площадки
  • в транспорте должны вести спокойно, чтобы не мешать остальным пассажирам.

Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, на экскурсиях, прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Прежде всего детьми в подготовительной к школе группы необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах. С этой целью с детьми 6-7 лет проводятся наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора. Расширяются знания детей о работе сотрудников ГИБДД. Продолжается знакомство со значением дорожных знаков.

Закрепляется правильное употреблении пространственной терминологии (слева-справа, вверху- внизу, рядом, навстречу, посередине, напротив, вдоль и т.д.).

Детей подготовительной к школе группы знакомят с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:

  • переходить улицу на перекрестках (где нет указателей) следует в границах полосы, соединяющей конец одного тротуара с началом другого
  • в местах, где есть пешеходные тоннели, пешеходы должны пользоваться только ими
  • прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной безопасности
  • там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода дороги можно только при зеленом сигнале светофора
  • пешеходы должны быть внимательными к окружающим, взаимно вежливыми
  • ожидать автобус, троллейбус разрешается лишь на посадочных площадках, а там, где их нет- на тротуаре.

В работе с детьми подготовительной к школе группы большая роль отводится дидактическим и подвижным играм, развивающим ориентировку в пространстве: «Перебежки», «Горелки», «Стоп!».

Закрепить у детей знания правил дорожного движения поможет совместная работа детского сада и семьи. Единые требования воспитателей и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице. По просьбе воспитателя родители могут уточнить названия улиц, по которым они идут в детский сад, значение встречающихся дорожных знаков, вспомнить правила дорожного движения по тротуару и перехода через дорогу.

Таким образом, единство требования семьи и детского сада обеспечит успешную подготовку детей к обучению в школе, практическое применение и соблюдение ими правил дорожного движения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год